Педагогические ситуации для беседы со школьниками по повестям Г.Гордиенко «Алое платье» и «Столичная штучка»

8
0
Материал опубликован 14 July 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Педагогические ситуации для беседы со школьниками по повестям Г.Гордиенко «Алое платье» и «Столичная штучка»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Для организации беседы со школьниками на классном часу или во время внеурочной деятельности предлагаю обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом или с группой подростков). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.

Если классный руководитель не только сумеет увлечь ребят обсуждением актуальных нравственных проблем, но и мотивирует подростков на чтение современной литературы, это будет его большой удачей!

Ситуация 1. (По повести Г.Гордиенко «Алое платье»)

Ира задержалась перед витриной магазина и хмуро покосилась на собственное отражение: ну и детский сад! Рожица кругленькая, глазки тоже, волосы в косички собраны — папа даже мелирование не разрешил сделать, как и нормальную модную стрижку — и одета как десятилетка. Джинсы, простенькие кроссовки и обычный джемпер.

Понятно, что папа всерьез ее не воспринимает. Вот видел бы он Иру в том алом платье… Хоть разочек!

Ира помрачнела. В эти секунды девочка буквально ненавидела родителей. Они калечили ей жизнь!

Не хотели понимать — она уже взрослая. Совершенно взрослая. Это раньше четырнадцатилетние подростки считались детьми, теперь — совсем другое время. Ведь когда папа с мамой росли, и приличных компьютеров не было. И сотовых телефонов. И пластиковых карт. И МР-3 плееров. И кабельного телевидения…

Мрак!

Ира грустно улыбнулась: знали бы они, о чем дочь мечтает, что читает, какие фильмы по видику смотрит, с кем в Интернете болтает, о чем говорит с подругами…

Нет, папа с мамой удивительно отсталые люди! «Тормоза», как сказали бы одноклассники. Работа, книги, да музыка — больше ничто их не интересует.

Ира пренебрежительно хмыкнула: да и музыка-то — одно название. Слушают старье всякое, что только в нем находят? Классика. Якобы из вечных ценностей. Наивные!

Ну кому, скажите, сейчас нужны Вивальди или Бах? Моцарт или Чайковский? Уши вянут от подобного занудства. Ни ритма, ни смысла. В сон клонит.

А стоит ей поставить «Татушек» или «Танцы минус», или даже Майкла Джексона, как мама болезненно морщится, а папа тут же напоминает про наушники.

Вопросы для беседы:

1. Какую проблему поднимает в данном тексте автор? Можно ли считать эту проблему вечной? Почему?

2. К данной проблеме в своих произведениях обращались писатели и публицисты, философы и психологи в разные времена. Приведите известные вам примеры (имена, названия произведений, кинофильмов, картин…).

3. Обсуждаемую нами проблему разные мыслители относили к философским проблемам, нравственным, социальным и даже экономическим. Каково ваше мнение по данному вопросу? Ответ аргументируйте.

3. Знакомы ли вам переживания девочки, рассматривающей себя в зеркало? Что вы чувствуете по отношению к родителям, запрещающим вам изменить прическу, носить вызывающие, по их мнению, вещи, смотреть те или иные передачи и фильмы? Удается ли вам договариваться? Поделись своим жизненным опытом с одноклассниками.

4. Хочется ли вам выглядеть в глазах своих родителей взрослыми? Что вы для этого предпринимаете? А что, на ваш взгляд, можно сделать для того, чтобы ваши родители уважали вас? Прислушивались к вашему мнению? Поделись опытом такого поведения, которое, на ваш взгляд, делает человека взрослым в глазах окружающих.

5. Ира считает своих родителей «удивительно отсталыми людьми». Почему? Поспорьте с рассказчицей. Возразите воображаемому оппоненту, называющему своих родителей «отсталыми людьми»?

6. Нужны ли вам, современным подросткам, Вивальди, Бах, Моцарт, Чайковский? Назовите известные вам произведения композиторов. А какую музыку слушаете вы? Что вас в ней привлекает?

7. Считаете ли вы музыкальные пристрастия показателем «продвинутости» или, наоборот, «отсталости»? Какого человека вы считаете современным? А какого отсталым? Зависит ли это только от возраста, или есть другие характеристики?

8. Какие чувства вызвал прочитанный текст? О чем заставил задуматься? Что помог понять? Свой ответ оформите, продолжив предложение:

Прочитав текст, я понял, что…

Прочитав текст, я почувствовал, что…

Прочитав текст, я задумался о…

8. О том, как рассказчице удалось убедить родителей, что она уже взрослая, о том, как девятиклассница действительно повзрослела за несколько недель, о том, как она вдруг перестала думать только о себе и увидела вокруг себя других людей с их проблемами и желаниями, вы узнаете, если прочитаете увлекательную повесть Г.Гордиенко «Алое платье».

Ситуация 2. (По повести Г.Гордиенко «Алое платье»)

Ира с трудом удержала тяжелый вздох: и что уж такого страшного она сделала? Подумаешь, прогуляла вчера школу. Первый раз после Нового года. Бродила с Таней по магазинам, присматривала платье на выпускной вечер, все-таки вот-вот закончит девятый класс. Меньше двух месяцев осталось.

Нет, что за нудные у нее родители?! Одно и то же, одно и то же. Из года в год, по сотню раз в неделю, как только мозоли на языках не натрут?

Учиться, учиться и учиться! Быть скромной, не гоняться за тряпками, не думать о мальчишках, все это она успеет.

Что еще?

О-о-о! Каждый час сегодня — вклад в будущую взрослую жизнь. Просто преступление не ценить собственное время! Вот окончит отлично школу, затем поступит в университет, окончит и его. Найдет работу по душе и тогда…

Тогда — они за нее спокойны. Тогда — свобода!

«Я не доживу, — мрачно думала Ира. — И потом — на кой черт мне через столько лет тряпки? Или мальчишки. Окончу институт, сколько мне будет? Двадцать? Нет, больше. Кажется, двадцать два – двадцать три. Кошмар, на третий десяток пойдет! Старуха почти».

Вопросы для беседы:

1. Какие проблемы поднимет автор в данном тексте? Являются ли они актуальными? Ответ аргументируйте.

2. Скажите, а пропустить уроки в школе, на ваш взгляд, действительно ничего «такого уж страшного»? По каким причинам (кроме уважительных) ваши сверстники чаще всего пропускают уроки?

3. Кто и как, по-вашему, должен бороться с пропусками школьников без уважительных причин?

4. Как вы думаете, разумны ли требования родителей героини: «учиться», «быть скромной, не гоняться за тряпками, не думать о мальчишках»? Какие требования предъявляют родители к вам? Считаете ли вы обоснованными и необходимыми эти требования?

5. Когда так говорят: «скромность и красота друг с другом всегда не в ладу» (Овидий)?

6. Многие взрослые (вам это хорошо известно) считают, что в вашем возрасте самое главное -«учиться, учиться и учиться» (кстати, слова В.И.Ленина). Может быть, кто-то думает иначе? Тогда попробуйте поспорить, сказать, что по-вашему самое главное для современных подростков. Ответ аргументируйте. А если с этим неустаревающим призывом вы согласны, тогда тоже приведите аргументы в подтверждение.

7. Родители героини считают преступным «не ценить собственное время». Попробуйте согласиться или поспорить с данным утверждением, обращаясь к своему жизненному или читательскому опыту.

8. Умеете ли вы ценить свое время? Кто и как вам в этом помогает? Планируете ли вы (или ваши родители) свою жизнь? На какое время? Есть ли у вас режим дня? Расскажите о вашем личном опыте обращения со временем.

Ситуация 3. (По повести Г.Гордиенко «Столичная штучка»)

Рите совершенно не хотелось знакомиться с Лесиным дедом. Зачем? Да еще именно сейчас. О чем с ним говорить?

«Восемьдесят с гаком, с ума сойти! Да еще инвалид войны. Руку в сорок пятом потерял, мама говорила. Протез носит». Рита невольно поежилась: за восемьдесят старику! Наверняка маразматик. Слюной брызжет. И жизни учит. Как все они. Мол, в наше время…

Рита сотни раз видела таких дедов в Москве. Увешанных медалями и орденами. Они в школе практически каждый год выступали. Перед днем Победы. Рассказывали о войне. Герои! Шамкали, и слезы роняли на свое железо. Божьи одуванчики. А девчонки им цветы вручали. И терпели поцелуи.

Рита криво усмехнулась: правда, есть в классе парочка-тройка дурочек, они слушали дедов с интересом и даже кое-что записывали. И в тетрадях, и на диктофоны, и на видеопленку. Якобы живое дыхание истории! Нужно ловить каждое слово, пока есть очевидцы давних событий. Скоро останутся только книги и фильмы. А тут – все-таки личные впечатления. Последние из могикан, можно сказать.

Рита погрустнела: придется отнестись к старичку со всем вниманием, иначе мама не простит. Она в последнее время помешана на своей родословной. Фотографии древние собирает, бумажки какие-то.

Сейчас в Москве это модно. Даже некоторые из одноклассниц пыхтят, изучая пожелтевшие домашние архивы. Древо свое вырисовывают, смех просто. Рите, например, плевать на предков. Она сама по себе.

Вопросы для беседы:

1. Какие проблемы поднимет автор в данном тексте? Являются ли они актуальными? Ответ аргументируйте.

2. Как относится к старикам и старости героиня? Как ее это характеризует?

3. Объясните слова и выражения, встретившиеся вам в тексте: «маразматик», «брызгать слюной», «божьи одуванчики», «последние из могикан»?

4. А как вы относитесь к выступлениям перед вами «очевидцев давних событий»? Интересны ли вам рассказы участников войны? Интересуетесь ли вы прошлым своих предков? Что нового и интересного вы узнали?

5. Любую информацию сегодня можно узнать из Интернета. Почему же так важно лично встретиться и поговорить с участниками исторических событий?

6. Как вы относитесь к празднику Победы? «Чувствуете» ли вы его? Понимаете ли всю его значимость?

7. Характерной чертой старости принято считать мудрость. Весь жизненный опыт подытоживается, и пожилой человек буквально становится энциклопедией жизни, в которую может заглянуть за решением любой проблемы молодой человек. Часто ли вы обращаетесь с вопросами к свои бабушкам, дедушкам, прабабушкам и прадедушкам? Удовлетворены ли вы полученными ответами? Поделитесь опытом такого общения.

8. Есть расхожее мнение о том, что наше с вами отношение к старикам – это построенная своими руками собственная старость. Нас будут любить или не любить настолько, насколько мы сами любили и понимали. Согласны ли вы с этим?

9. Биографии многих великих людей могут многому научить современных подростков и сформировать правильное отношение к старости.

А. Ф. Кони в «Статьях и воспоминания о писателях», рассказывая о И.С.Тургеневе, пишет: «Вы себе представить не можете, как тяжела одинокая старость, когда поневоле приходится приютиться на краешке чужого гнезда, получить ласковое отношение к себе, как милостыню, и быть в положении старого пса, которого не прогоняют только по привычке и из жалости к нему». О чем заставили вас задуматься эти слова? Какой вывод вы можете сделать?

10. Для чего люди изучают свое генеалогическое дерево? Почему это важно для каждого из нас? Может быть, задуматься об этом вам помогут слова великого писателя, путешественника и мыслителя А.И.Герцена. В романе «Былое и думы» он, в частности, пишет: «Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, которого корни чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана ― всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу,… с нею мы можем быть властью».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации