Педагогические ситуации для беседы со школьниками по повести Н. Соломко «Белая лошадь-горе не мое»

7
2
Материал опубликован 14 July 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Педагогические ситуации для беседы со школьниками по повести

Н. Соломко «Белая лошадь-горе не мое»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Для организации беседы со школьниками на классном часу или во время внеурочной деятельности предлагаю обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом или с группой подростков). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.

Если классный руководитель не только сумеет увлечь ребят обсуждением актуальных нравственных проблем, но и мотивирует подростков на чтение современной литературы, это будет его большой удачей!

Педагогическая ситуация 1

Уроки в школе бывают серьезные и несерьезные, это все знают. Серьезные - это по которым задают домашнее задание письменно и все время проверяют. А когда домашнее задание задают устно и проверяют не всегда, то это - несерьезные... Хорошо быть учителем по «серьезному» предмету, по алгебре, химии, физике!.. Сколько опасного и непостижимого таят в себе эти науки! Например, кроме параграфов в учебнике, надо еще решать всякие ужасные задачи и уравнения. Тетради, конечно, собирают редко, но зато в любой момент могут вызвать к доске. Поэтому, чтобы избежать двойки, необходимо если не выполнить задание дома, то хотя бы списать на перемене. А это, сами понимаете, дисциплинирует характер и воспитывает ум в уважении к науке... Куда там «несерьезным» предметам! Истории, например. Там главное успеть заглянуть в учебник, что там у них происходило в стародавние времена... Так, отрубили королю голову! Правильно сделали, так ему и надо, не будет угнетать! А в каком году это случилось, кто-нибудь подскажет... Ну а уж с географией и вовсе все просто, чего там учить! На карте все нарисовано и написано. Это во-первых! А во-вторых, нужна нам эта география, честно говоря! Зачем ее учить, когда мы по телевизору и так все видали? Разве это наука?! Ведь все давным-давно открыто, описано, занесено на карты... Вот попробуй, ответь им, этим ехидным и упрямым существам, именуемым учениками средней школы...

Вопросы для беседы:

1. В данном тексте вашему вниманию представлен монолог молодого учителя географии. Скажите, ученики современной школы действительно делят учебные предметы на серьезные и несерьезные?

2. Что, по мнению учителя, лежит в основе такого деления? А что об этом думаете вы?

3. Расскажите о различиях в понятиях «предмет» и «урок». А теперь подумайте, в чем разница между понятиями «серьезный и несерьезный урок»?

4. Известный в конце 19-начале 20 в.в. писатель В.П.Авенариус в повести «Юношеские годы Пушкина» приводит такой факт: «Да ведь математика -Ахиллесова пята моя,- заговорил Пушкин. - Другое дело, например, не менее серьезный предмет - логика. Потому ли, что Куницын читает ее так занимательно, потому ли, что он лично так расположен ко мне, или же естественная логика дается мне легче искусственной -математической, -только к логике я готовлюсь всегда очень охотно». Скажите, как Пушкин объясняет свою нелюбовь к математике и любовь к логике? А как вы объясните свои чувства к любимым и нелюбимым предметам?

5. Попробуем по цепочке продолжить фразу «Географию нужно учить, потому что…»

6. Автор считает, что выполнение домашних заданий даже по нелюбимому, но серьезному предмету «дисциплинирует характер и воспитывает ум в уважении к науке». А что еще, по-вашему, дисциплинирует характер в учебной деятельности?

7. Как ваше отношение к предмету зависит от отношения к учителю? Расскажите об этом одноклассникам.

8. Автор полагает, что «хорошо быть учителем по серьезному предмету». Согласны ли вы с таким утверждением? А хорошо ли быть вообще учителем?

9. Рассуждая, мы пришли с вами к выводу о том, как важно каждому ребенку встретить хорошего учителя. А кто такой хороший учитель?

Древний мыслитель и философ Китая Конфуций утверждал: «Только тот может быть учителем, кто, постигая новое, лелеет старое». А восьмилетний читатель детского журнала «Трамвай» написал: «Хороший учитель сделан из маленького ребёнка и больших знаний». Выберите одно из высказываний и попробуйте согласиться со словами автора или опровергнуть их. Аргументируя, обращайтесь к жизненному или читательскому опыту.

10. Учитель называет учеников средней школы «ехидными и упрямыми существами», конечно, иронично. Если вы прочитаете повесть Н.Соломко «Белая лошадь-горе не мое», вы увидите, какой это добрый и внимательный учитель, всегда принимающий сторону ребят и защищающий их, проймете, как нелегко молодому учителю начинать работу в школе, как нуждается он в поддержке коллег и учеников.

Педагогическая ситуация 2

- Хватит донкихотствовать! - сказал Исаков-старший Исакову-младшему. - На рожон лезут глупцы и психи. А умные и сильные имеют выдержку. Они молчат и делают свое дело. Ты понимаешь меня, Борис? Они живут без болтовни, без криков о справедливости. И без высоких слов. Высокие слова - это для публики, запомни.

Они шли по вечереющей улице.

- Зачем тебе это нужно? - с неодобрением спросил Исаков-старший.

- Но ведь ты сам всегда говорил, что человек должен быть порядочным...

Исаков-старший хмыкнул.

- Ты ведь неглупый человек, Боря. Пора бы уже понять, что жизнь штука сложная, и движут ею вовсе не законы добра и справедливости. Есть законы посерьезней...

- Ты мне раньше этого не говорил... - упрямо повторил Исаков-младший уже с отчаянием.

Ему хотелось, чтобы отец и теперь не говорил ему этого, потому что ему стало вдруг тоскливо и неуютно: изменилось все как-то вокруг... Дома, что ли, скособочились на родной улице или небо стало ниже в мире, где, оказывается, не в добре и справедливости было дело... И это отец ему говорил, самый главный человек, самый умный, все на свете знающий и понимающий...

- Как ты можешь? - растерянно сказал Исаков-младший. - Что ты говоришь?! Ты - человек искусства!.. Ты что, меня разыгрываешь?

- Ты, кажется, собирался стать кинорежиссером. Что, передумал?

- А для этого обязательно сначала стать подлецом? - запальчиво спросил Исаков-младший.

- Если тебя интересует мое мнение, - сухо сказал Исаков-старший, - то лучше уж быть подлецом, чем неудачником. Запомни: подлец - понятие относительное, а неудачник - всегда неудачник...

Вопросы для беседы:

1. Кого мы называем Дон Кихотом? И что означает устойчивое выражение «лезть на рожон»?

2. Приведите примеры ситуаций из школьной жизни, когда про кого-то из ваших сверстников можно сказать: лезет на рожон. Одобряете ли вы такое поведение? Ответ аргументируйте.

3. Известный церковный и общественный деятель протоиерей Димитрий Смирнов в своих «Проповедях» пишет: « Лезть на рожон никогда не похвально. И Церковь, несмотря на то, что были такие люди, которые искали мученичества, никогда не призывала к этому». Попробуйте поспорить с мнением протоиерея: приведите исторические примеры, показывающие, что именно те, кто «лез на рожон» больше всего и добивались успеха, именно такие люди совершали поступки, двигавшие вперед саму историю.

4. Как вы думаете, что имел в виду отец рассказчика, когда говорил, что человек должен быть порядочным? А какого человека вы считаете порядочным? Давайте попробуем составить его характеристику, заполнив следующую таблицу:

Порядочный человек

(какой?)

Порядочный человек никогда (чего не делает?)

Порядочный человек всегда (что делает?)

     
     
     

5. Как вы относитесь к мысли Исакова-старшего о том, «что жизнь штука сложная, и движут ею вовсе не законы добра и справедливости. Есть законы посерьезней...»? О каких законах, на ваш взгляд, идет речь?

6. Анатолий Рыбаков в романе «Тяжелый песок» так характеризует неудачника: «Добрый, не эгоист, но лень, понимаете, его одолела, фантазёр, мечтатель и неудачник». А Алексей Варламов в биографическом повествовании «Пришвин, или Гений жизни» так характеризует этот тип человека: «Если отбросить все экивоки, то перед нами, попросту говоря, недоросль, никчемный человек, недоучившийся студент, интеллигентский Гусек, за спиной у которого одни несчастья, провалы и поражения, и все вокруг, казалось, нашептывало: неудачник, неудачник, неудачник». Скажите, какое определение ближе вам и почему? Какими характеристиками вы бы дополнили понятие «неудачник»?

7. Кого из персонажей русской классической и современной литературы вы считаете неудачниками и почему?

8. Исаков-старший говорит сыну, что лучше быть подлецом, чем неудачником? Согласны ли вы с подобным утверждением? Приведите аргументы «за» и «против», опираясь на читательский и жизненный опыт.

9. Прочему откровения отца вдруг так шокировали героя, почему «ему стало вдруг тоскливо и неуютно: изменилось все как-то вокруг...»)?

10. Если вы прочитаете повесть Н. Соломко «Белая лошадь-горе не мое» полностью, то узнаете, что после описанного в тексте разговора Исаков –младший ушел из дома и спрятался в лесу. Можете ли вы объяснить такое поведение героя? А как поступили бы вы на его месте?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень важный и нужный материал! Люблю читать с детьми эту повесть. Спасибо Вам за помощь, Вера Сергеевна!

26 January 2019

Спасибо за спасибо, Галина Геннадьевна!

26 January 2019

Похожие публикации