Педагогическая ситуация для беседы со школьниками и их родителями по рассказу И.Андриановой «Мой сумасшедший папа»

8
2
Материал опубликован 14 July 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Педагогическая ситуация для беседы со школьниками и их родителями по рассказу И.Андриановой «Мой сумасшедший папа»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Для организации беседы со школьниками на классном часу или во время внеурочной деятельности, а также для беседы с родителями предлагаю обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом, с группой подростков или с родителями). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым участником беседы будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.

Педагогическая ситуация

Мне больно писать о том, что случилось спустя минуту. До сих пор, уже через несколько лет, я ощущаю физическую дрожь при воспоминании об этом.

Из-за угла школы вышел мой папа. Сгорбленный, лысый, в странной одежде — темной пижаме и обычном сером пиджаке от чьего-то костюма. В руке мой папа держал увядший пион. Тот болтался на мягкой ножке туда-сюда. Видно, папа ходил с ним давно.

Папа подошел к курящей команде:

— Дорогие дети! Поздравляю вас с окончанием средней школы. Желаю вам всего самого доброго!..

— Ты чего раскудахтался, хмырь? — оборвала его Эльза. — Видишь, люди отдыхают, гуляй дальше.

Компания начала его заинтересованно разглядывать, подхихикивая. Пиджак в сочетании с больничной пижамой кого хочешь развеселит.

— Да, дети, я смешон в этой одежде. Но я не виноват. Вот отпросился сегодня из больницы на несколько часов, чтобы поздравить дочку с окончанием школы. Вы не видели мою дочку? Красивая такая, с ясными глазками? Я целый вечер здесь простоял, ждал. Я плохо вижу. Все уже ушли. Вы не видели мою дочку?

Команда хихикала. Вдруг Эльзе пришла в голову мысль, которую она немедленно захотела воплотить в жизнь:

— Слушай, дядя, спляши нам. Тогда скажем, где твоя дочка с ясными глазками.

— Как это? — не понял папа.

— Ножками, ножками. Спляши. Окружай его, мальчики! — приказала Эльза.

В предвкушении бесплатного цирка мальчики окружили моего отца и взялись за руки, как на новогоднем утреннике.

— Дети, я не умею плясать. Я старый, больной человек. Мне холодно, — стал объяснять папа срывающимся голосом.

— Пляши, козел! — Эльза тоже встала в круг и подтолкнула моего папу ногой в бок. Тут же, как по команде, мальчики тоже начали его толкать. А он, поняв, что не вырваться ему из этого ужасного, жестокого круга, закричал:

— Дети! Дети! Что вы делаете?! Помогите! Люди!

Они толкали моего папу сильнее, больнее, ожесточеннее. Они завертелись в диком хороводе, завизжали, и я уже с трудом различала папу за прыгающими, извивающимися фигурами. Только слышала его надрывный жалкий голос:

— Дети! Дети! За что? Что вы делаете?...

Вопросы для беседы

1. Над какими проблемами заставил задуматься прочитанный текст? Актуальны ли эти проблемы сегодня? Ответ аргументируйте.

2. Как вы думаете, почему ребята (им было по 16-17 лет) так «дружно» набросились на сгорбленного немолодого человека? Понимали ли они, что перед ними душевнобольной человек?

3. «Бесплатный цирк», который устроили герои рассказа, к сожалению, не такое уж редкое явление в нашей жизни. Как вы это объясните?

4. А как вы оцениваете поведение рассказчицы? (За издевательствами над своим отцом она наблюдает из кустов. На выпускном вечере ее действительно не было, она провела это время на даче с молодым человеком).

5. Подберите слова, которые характеризуют всех участников изображенной в тексте сцены: группу ребят, Эльзу, рассказчицу.

6. Представьте, что вы стали невольным очевидцем разыгравшейся драмы. Как бы вы поступили? Почему?

7. Какие чувства вызвал прочитанный текст? О чем заставил задуматься? Что помог понять? Свой ответ оформите, продолжив предложение:

Прочитав текст, я понял, что…

Прочитав текст, я почувствовал, что…

Прочитав текст, я задумался о…

8. О том, почему рассказчица наблюдала за происходящим из кустов, пришла ли она в конце концов на выручку своему отцу, какие чувства испытала и почему решила рассказать об этом, вы узнаете, если прочитаете замечательный рассказ И.Андриановой «Мой сумасшедший папа».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересно!!!Спасибо.

25 December 2017

Спасибо за "спасибо", Алла Ивановна!

26 December 2017

Похожие публикации