12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна43407
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Классное руководство»
6

Педагогическая ситуации для беседы со школьниками по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции» и Е.Матвеевой «Черновой вариант»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Педагогическая ситуации для беседы со школьниками по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции» и Е.Матвеевой «Черновой вариант»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Для организации беседы со школьниками на классном часу или во время внеурочной деятельности предлагаю обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом или с группой подростков). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.

Вопросы могут быть самыми разными. Прежде всего это вопросы, помогающие учителю грамотно организовать дискуссию, в ходе которой ученики излагают и отстаивают свои мнения, взгляды, пытаясь достичь взаимопонимания.

Если классный руководитель не только сумеет увлечь ребят обсуждением актуальных нравственных проблем, но и мотивирует подростков на чтение современной литературы, это будет его большой удачей!

Педагогическая ситуация

(По повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»)

Выяснилось, что Юра (у него был ДЦП) может передвигаться и без коляски, то есть ходить. Когда надо было переходить в школе с этажа на этаж, Юра с коляски слезал и сам шел по лестнице, цепляясь за перила. Смотреть на ходящего Юру было тяжело, потому что он весь при этом как-то дергался и пожимался. Я смотрел, а девчонки многие отворачивались. Пашке и другим пацанам Юра сказал, что вообще-то он на коляске почти не ездит, а ходит на таких специальных костылях, но сейчас для первого раза приехал на коляске, чтобы никого видом своей ходьбы не пугать. Правильно, я думаю, рассудил. Или подсказал кто. Пашка подумал и сказал:

— А чего — коляска? Тоже транспорт.

Все окружающие заржали, а Юра неожиданно встал с коляски, держась за стену, и предложил Пашке:

— Хочешь попробовать покататься?

Пашка разинул рот от удивления и замотал головой.

— Юрка, дай мне! Я хочу! — разом завопили Таракан и Игорь Овсянников.

— Кыш, малявки! Юрка мне предложил… — Пашка осторожно положил руки на блестящие обода колес. Лицо у Пашки было взволнованное и торжественное.

— Поехали! — серьезно сказал Юрка и взмахнул рукой. Никто, кроме меня и Маринки, не засмеялся.

До конца перемены Пашка осваивал Юркину коляску и к концу уже вполне лихо на ней носился и разворачивался. Сам Юрка сначала стоял у стены, а потом уселся прямо на пол.

— Хочешь, стул принесем? Из класса? — спросил Таракан, которому тоже хотелось покататься на коляске. — Для тебя дадут…

Вопросы для беседы

1. Прочитайте текст внимательно и придумайте для него название. Тему (о чем текст) или идею (чему учит текст) вы отразите в названии?

2. Над какими проблемами вы задумались, познакомившись с Юрой и его одноклассниками? Актуальны ли эти проблемы сегодня?

3. Почему многие девчонки, глядя на «ходящего Юру», «отворачивались»? Осуждаете ли вы девочек за это? Знакомы ли вам подобные чувства?

4. Обратите внимание на то, что Юра в ответ на смех одноклассников («все заржали», когда Пашка назвал инвалидную коляску «транспортом») предложил покататься на коляске, а не обиделся, не замкнулся в себе. Типично ли такое поведение? А как вы реагируете, если вас обидят? Может быть, нам всем стоит чему-то поучиться у Юры? Подумаем об этом вместе.

5. Приходилось ли вам общаться с ребятами, у которых были ограничения, связанные со здоровьем. Расскажите об опыте такого общения.

6. Какие чувства проявляли одноклассники, общаясь с Юрой?

7. Какие чувства вызвал прочитанный текст? О чем заставил задуматься? Что помог понять? Свой ответ оформите, продолжив предложение:

Прочитав текст, я понял, что…

Прочитав текст, я почувствовал, что…

Прочитав текст, я задумался о…

8. Обязательно прочитайте повесть Е.В.Мурашовой «Класс коррекции» полностью. Это произведение рассказывает о социально запущенных подростках, иногда умственно неполноценных, которые в силу разных причин оказались никому не нужны. Может быть, прочитав повесть, вы пересмотрите некоторые свои жизненные и оценочные стереотипы.

Педагогическая ситуация

(По повести Е. Матвеевой «Черновой вариант»)

В той же тетради, где я вел «дело отца», но с обратной стороны печатными буквами написано: «Разные мысли». Подразумевались «умные мысли». По большей части мысли эти брались из книг, которые я читал.

Среди прочих высказываний я особо выделил два разряда, которые меня в свое время сильно расстраивали:

1. «Никто не может по-настоящему знать другого человека». Это я вычитал у Олдингтона в романе «Все люди – враги». «Что знаем мы о себе?» Это Грин. А потом пошло как по маслу, кого бы я ни читал, почти теми же словами: «Сейчас мы еще не понимаем себя и редко понимаем других...», «Что мы, в сущности, знаем о других людях? В лучшем случае можем предположить, что они похожи на нас».

А мне хотелось знать - в основном, конечно, - про других. Хотелось знать, кто он и какой, мой отец.

2. Другие высказывания, тоже повторенные многими писателями, о том, что мы не выбираем ни любовь, ни друзей. Относительно любви я сразу согласился, а насчет друзей - обидно. И опять почти одинаковыми словами: «Дружба не выбирает... она возникает кто знает из-за чего, как любовь».

Вопросы для беседы:

1. Обращаете ли вы внимание на афоризмы, изречения, мысли писателей, журналистов, ученых, исторических деятелей, известных людей искусства? В чем польза такого внимания? Какие мысли и изречения вы знаете наизусть? В чем их ценность для вас?

2. Как вы относитесь к утверждению «Все люди-враги»? Попробуйте поспорить с автором, приводя примеры из художественной или публицистической литературы, а также собственного жизненного опыта.

3. Задумывались ли вы о том, насколько хорошо вы знаете окружающих вас людей? Например, самых близких: родителей? Вы хотите знать больше? У кого, кроме самих родителей, вы можете спросить о событиях жизни? Зачем это нужно каждому из нас?

4. Цитируя слова Александра Грина «Что знаем мы о себе?», рассказчик предполагает, что мы о себе ничего не знаем. (Отсюда использование риторического вопроса, который, как мы знаем, содержит в себе ответ). А много ли вы знаете о себе? Что нужно каждому из нас, чтобы узнать себя лучше?

5. Еще древние мудрецы говорили: «Познай себя, и ты познаешь мир». Как вы понимаете эти слова? Что человеку может дать самопознание?

6. Автор рассуждает о том, что и любовь, и дружба возникают независимо от желаний людей. Что вы об этом думаете? Проанализируйте ваши личные дружеские отношения. Почему они сложились именно с этими людьми?

7. «Единомыслие создает дружбу», - говорил великий древнегреческий философ Демокрит. Согласны ли вы с этим? А что, на ваш взгляд, создает дружбу? Попробуйте составить небольшой список из тех понятий, которые, по-вашему, рождают между людьми дружеские отношения.

8. А.С.Эфрон в своих мемуарах «Страницы воспоминаний», рассказывая о М.Цветаевой, пишет: «Как возникла дружба Марины с Бальмонтом - не помню: казалось, она была всегда. Есть человеческие отношения, которые начинаются не с начала, а как бы с середины и которые вовсе не имели бы конца, не будь он определен всему сущему на земле. Они длятся и длятся, минуя исходную, неустойчивую пору взаимного распознавания и итоговую, болевую - разочарований». Проанализируйте ваши отношения с самым близким другом (подругой). Был ли в ваших отношениях период «взаимного распознавания»? А период разочарований? Что укрепило вашу дружбу, а что, наоборот, способствовало разрушению отношений? Можете ли вы привести примеры отношений (из жизненного опыта или художественной литературы), которые «были всегда»?

9. Смысл названия повести «Черновой вариант» состоит в желании рассказчика сначала прожить, как получится, так сказать, «на черновик», а потом «на чистовик», исправив ошибки и недочеты. Возникали ли у вас подобные желания? В чем плюсы неосуществимости такой мечты? Какими принципами, на ваш взгляд, нужно руководствоваться, чтобы как можно меньше совершать ошибок?

10. О том, какие чувства переживал рассказчик, ваш сверстник, пытаясь познать себя и окружающих людей, вы узнаете, если прочитаете интереснейшую повесть Е. Матвеевой «Черновой вариант».

Использованная литература

Матвеева Е. Черновой вариант. -М.: «Детская литература», 1980.-94 с.

Мурашова Е.В. Класс коррекции. -М.: ООО Издательский Дом «Самокат», 2007.-130 с.

Опубликовано в группе «Классное руководство»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.