Педагогические ситуации для беседы со школьниками по повестям В. Железникова «Каждый мечтает о собаке» и О. Заровнятных «Портрет синей бабочки»

2
0
Материал опубликован 30 July 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Педагогические ситуации для беседы со школьниками

по повестям В.Железникова «Каждый мечтает о собаке» и О.Заровнятных «Портрет синей бабочки»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Для организации беседы со школьниками на классном часу или во время внеурочной деятельности предлагаю обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом или с группой подростков). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.

Если классный руководитель не только сумеет увлечь ребят обсуждением актуальных нравственных проблем, но и мотивирует подростков на чтение современной литературы, это будет его большой удачей!

Педагогическая ситуация № 1

(по повести В.Железникова «Каждый мечтает о собаке»)

- У тебя неплохой рост, - сказал я. - Пожалуй, возьмут в баскетбольную команду. У нас там все такие жирафы.

Он ничуть не обиделся, что я обозвал его «жирафом».

- Рост - ерунда. Самое главное - цель в жизни.

Вот это был человек! Я такого еще никогда не встречал, первый за всю мою жизнь. И мой лучший друг. Ничего себе, повезло.

- А какая у тебя цель в жизни? - спросил я.

- Я буду любить людей, буду стараться делать для них что-нибудь необыкновенное, - сказал он. - И никогда ничего не просить себе взамен. Как ты думаешь, это выполнимо?

- Не знаю, - ответил я.

Просто я не готов был к этому разговору, сам я никогда об этом не думал и не знал, что ему ответить.

- А я каждый день об этом думаю, - сказал он. - Вот только время медленно тянется. Представляешь, сейчас бы махнуть куда-нибудь на Крайний Север или на Камчатку, на передовое строительство. А нам всего тринадцать. Жди-поджидай у родителей за спиной. Надоело.

- Да, - сказал я. - Ждать не очень-то интересно.

Мне хотелось узнать что-нибудь про его жизнь: откуда он появился такой? Но неудобно было расспрашивать.

Вопросы для беседы:

1. Какие проблемы поднимет автор в данном тексте? Являются ли они актуальными? Ответ аргументируйте.

2. Согласны ли вы с утверждением «самое главное - цель в жизни»? А что еще можно отнести к главному?

3. Человека, стремящегося к достижению своих целей, называют целеустремленным. А если у человека нет цели, то как о нем говорят? У многих ли людей есть цель в жизни? Ответ аргументируйте.

4. Классик советской поэзии М.Светлов сказал:

Пусть я прожил немалые годы,

Я мальчишеский пыл берегу,

Я считаю, что цель пешехода ―

Спотыкаться на каждом шагу.

Как вы понимаете эти слова? Что значит «спотыкаться на каждом шагу»?

4. Когда так говорят: «цель оправдывает средства»?

5. Попробуйте доказать или опровергнуть слова Гете «Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых», обращаясь к читательскому или жизненному опыту.

6. Герой мечтает «любить людей», «делать для них что-нибудь необыкновенное». Что значит любить людей? И что необыкновенное можно сделать для людей? О ком из известных вам исторических деятелей можно сказать, что он любил людей? Совершал ради других необыкновенные поступки или делал уникальные вещи?

7. Сэмюэл Голдвин писал: «Если вы любите людей, то у вас есть энтузиазм, чтобы жить и работать, вы отдаете себя другим и взамен получаете от них очень много». Согласны ли вы с данным утверждением? Что можно получить взамен от людей, которым ты отдаешь себя, свои силы, умения, знания?

8. «Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего», - писал М.Горький. Кто из героев известных вам литературных произведений поднялся выше всего на крыльях любви к людям?

Педагогическая ситуация № 2

(по повести О.Заровнятных «Портрет синей бабочки»)

Когда я услышала этот всеми одобренный план – на День Святого Валентина в специальный почтовый ящик, установленный в нашем классе, кидать валентинки – я буквально озверела. Нет, правда. Возмущению моему не было предела! Во-первых, семи пядей во лбу не надо быть, чтобы понять: в любом классе есть лидеры, а есть отщепенцы, значит, кому-то «прилетит» сто миллионов тыщ валентинок, а кому-то ноль без палочки. И вот эти лидерши и лидеры будут сидеть и на глазах серых мышей упиваться признанием со стороны противоположного пола. Что, скажете, не унизительно?

Во-вторых, давайте уже начистоту: зачем вообще была нужна вся эта комедия с ящиком? Я еще понимаю, если бы в классе были Ромео и Джульетта, которые ну очень стеснялись бы и не могли признаться в любви друг другу иначе, чем через этот почтовый ящик, тогда это действо было бы оправдано. Но ведь весь этот цирк был придуман только ради того, чтобы эти самые лидеры и лидерши лишний раз имели возможность заняться самолюбованием! «Тебе сколько валентинок подарили? Ни одной?.. А мне целых пять!»

И, наконец, в-третьих. Я думаю, что нужно быть честным и смелым. Девчонка ты или мальчишка – не важно. Понравился кто-то – ну пойди и признайся ему в любви до гроба, а не шепчись с друзьями по углам о своих великих чувствах. Потому что такие перешептывания со временем обрастают слухами, а в слухах и сплетнях ничего великого нет. Да и вообще, зачем нам, спрашивается, в детстве сказки мамы читали? Правильно: чтобы научить нас быть смелыми и честными. А вместо этого девчонки растут не прекрасными принцессами, а размалеванными сплетницами. И ладно бы девчонки, мальчишки – и те иначе как через записочки в любви признаваться не рискуют. Какие уж там добры молодцы…

Вопросы для беседы:

1. Какие проблемы поднимет автор в данном тексте? Являются ли они актуальными? Ответ аргументируйте.

2.Справедливо ли утверждение героини о том, что в каждом классе есть лидеры и отщепенцы? Является ли это проблемой современного коллектива? Как вы считаете, можно ли эту проблему решить? Предложите свои пути решения.

3. Какого человека мы называем лидером? Перечислите положительные и отрицательные черты лидера. Какие из этих черт характера вы можете найти у себя? Можно ли сказать, что вы – лидер? Почему вы так думаете? Какими словами, на ваш взгляд, можно выразить девиз лидера?

4. Слово отщепенец в современном русском языке имеет яркую экспрессивную окраску, выражая неодобрительную или презрительную оценку. (Отщепенец — отступник, человек, отколовшийся от какого-нибудь коллектива или отторгнутый им). Почему люди становятся отщепенцами? Приведите известные вам исторические примеры.

5. В своем монологе героиня говорит о Ромео и Джульетте, «которые стеснялись» признаться друг другу в своих чувствах. Скажите, а современные подростки действительно не стесняются признаваться друг другу в любви или это частное мнение обиженной одноклассниками девочки?

6. Разделяете ли вы мнение героини о том, что современные девочки растут не «прекрасными принцессами, а размалеванными сплетницами»?

7. Попробуйте составить портрет современной девочки, заполнив следующую таблицу:

Современная девочка

(какая?)

Современная девочка никогда (чего не делает?)

Современная девочка всегда (что делает?)

     
     
     

8. О современных юношах героиня также не слишком высокого мнения («Какие уж там добры молодцы…»). Каково ваше мнение о современных мальчишках? Свое мнение о них попробуйте представить в виде даймонда (см. приложение 1).

Приложение 1

Алгоритм написания даймонда

Даймонд – состоит из 7 строк.

Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Третья строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие, характеризующее первое существительное.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Пятая строка - три глагола или деепричастия, которые выражают действие, характеризующее второе существительное (существительное из последней строки).

Шестая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки второго существительного. (Пятая и шестая строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики раскрывают существительное в последней строке).

Пример даймонда

Гипербола

Огромная, наибольшая.

Преувеличивает, преумножает, расширяет.

Гулливера превращает в Мальчика- с- пальчика.

Преуменьшает, умаляет, суживает.

Крохотная, наименьшая

Литота.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации