12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна41747
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Педагогическая ситуации для беседы со школьниками по повести И.Щегловой «Сказка для звезды»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017

Пояснительная записка

Для организации беседы со школьниками на классном часу или во время внеурочной деятельности предлагаю обратиться к небольшим по объему отрывкам («по произведению», т.е. с вычленением самого важного в тексте), которые помогут классному руководителю (или родителям!) интересно и эффективно организовать проблемную беседу, дискуссию, свободный разговор с классным коллективом или с группой подростков). Учитель может прочитать текст вслух, но лучше, если перед каждым ребенком будет и распечатанный вариант, чтобы можно было обратить внимание на детали, выделить ключевые слова и понятия, почувствовать авторский стиль и оценить его.

Если классный руководитель не только сумеет увлечь ребят обсуждением актуальных нравственных проблем, но и мотивирует подростков на чтение современной литературы, это будет его большой удачей!

Педагогическая ситуация

Никита любил отца, но и жалел его. Потому что не хотел жить так, как живут его родители. Он не хотел считать деньги от получки до получки, не хотел выходные проводить на даче, а отпуск в деревне, где в бабкином доме пахло сыростью и навозом, и, чем старше он становился, тем меньше его интересовали простые деревенские радости. Никита хотел жизни яркой и красивой, с путешествиями, приключениями и открытиями, с интересными знакомствами, прекрасными женщинами, в общем, всем тем, чего отец Никиты был лишен.

Короче говоря, Никита считал отца неудачником и очень мучился, когда ему приходилось выслушивать отцовские проповеди. Он не мог ничего сказать отцу, потому что тот не понял бы его или обиделся бы. Поэтому Никита просто выслушивал, соглашался и обещал исправиться. До поры до времени это удовлетворяло обоих.

Друзья Никиты, как ему казалось, не знали всех этих проблем. Потому что у Петьки отец и мать были заняты серьезным бизнесом, в детях души не чаяли, но предоставляли им полную свободу, к тому же обеспечивали всем необходимым. У Кольки отец был военным, служил в воинской части и больше всего заботился о собственной карьере. Мама сидела дома и занималась исключительно собой.

Славка, тот вообще жил с дедом и бабушкой, потому что его родители решили завести фермерское хозяйство, купили участок в пригороде и ушли с головой в сельское хозяйство. А родители Никиты? Что можно сказать о них? Никита считал, что им не повезло. Папа после института попал в НИИ, и хотя должность занимал высокую, но зарплата у него была нищенская. Из-за этого мама пошла работать на пивзавод и зарабатывала раза в три больше отца. Никита пиво ненавидел! Впрочем, как и его мама…

Вопросы для беседы:

1. Почему Никита жалел своего отца? Близки ли вам переживания героя?

2. Что значит, по мнению Никиты, жить «яркой и красивой жизнью»?

А какую жизнь считаете яркой вы?

3. Известный музыкант Андрей Макаревич в книге воспоминаний «Все очень просто» писал: «Мне казалось, что в этом доме должна кипеть какая-то яркая жизнь, воздух дрожать от народных танцев, былин и сказаний». Что для музыканта включает понятие «красивая жизнь»? Можно ли утверждать, что представление о красивой жизни у каждого свое или есть общее в понимании этого устойчивого выражения? Ответ аргументируйте.

4. Известная современная писательница в романе «Девять месяцев, или «Комедия женских положений» приводит интересное замечание: «И хотя учиться, как и их дочь, он не любил, но от работы не отлынивал и прекрасно понимал, что красивая жизнь с неба не падает, до неё надо дотопать по собственноручно сколоченной лестнице». Задумывались ли вы о необходимости «собственноручно сколоченной лестнице»? Что уже сейчас нужно делать каждому из вас, чтобы эту лестницу в конце концов сколотить?

5. Почему Никита считал, что родителям не повезло? Прав ли он, на ваш взгляд?

6. Внимательно перечитав рассуждения Никиты, вы поймете, что он считает основной проблемой своей семьи нищенскую зарплату родителей. Попробуем поспорить с Никитой, опираясь на жизненный и читательский опыт.

7. А как строятся ваши финансовые отношения в семье? Знаете ли вы, за что и сколько получают ваши родители? В курсе ли вы финансовых проблем ваших родителей?

8. Известная певица современности Алла Пугачева в одном из интервью сказала: «Денег нужно ровно столько, чтобы не чувствовать себя униженным». Выскажите ваши соображения по данному мнению. Сколько карманных денег сейчас нужно вам, чтобы «не чувствовать себя униженным»? Представляете ли вы, на что их следует тратить?

9. Народная мудрость, как известно, выражена в пословицах. Познакомьтесь с некоторыми из них, выберите понравившуюся и скажите, как вы ее понимаете?

Меньше денег - меньше хлопот.

Деньги любят счет.

Без денег сон крепче.

Богатство разум рождает.

И слова не скажи, только грош покажи.

Захочешь добра — посыпь серебра.

Тот мудрен, у кого карман ядрен.

С деньгами мил, без денег постыл.

Есть грош, так будет и рожь.

Денежка не бог, а бережет.

Денег наживешь - без нужды проживешь.

Лишние деньги - лишняя забота.

Через золото слезы льются.

И то бывает, что и деньгам не рад.

Не хвались серебром, хвались добром.

Денежка дорожку прокладывает.

10. Прочитайте повесть И.Щегловой «Сказка для звезды», и вы узнаете много интересного из жизни своих сверстников, поймете, что у подростков разных городов общие проблемы, мечты и желания, найдете ответы на волнующие вас вопросы.

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.