Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы

Всем известно об обучающих возможностях игр. Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность игр в процессе обучения. Среди разнообразных приемов организации занятий наибольший интерес у обучающихся вызывает игровые технологии, поскольку они приближают речевую деятельность к естественным нормам, способствуют эффективной обработке языкового программного материала.

В учебно – воспитательном процессе на всех этапах обучения я отвожу большое место игровой технологии.

Применение игр на уроке повышает, во-первых, у учащихся готовность к сотрудничеству и открытию, консолидации с группой, во-вторых, способствует развитию творческой активности, а также стремлению регулировать свое поведение и влиять на других. Причем отмеченные явления достаточно типичны для большинства участников такого обучения и протекает довольно интенсивно в сравнительно короткий период времени.

В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре; находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости. Ощущение посильности заданий- все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения- “оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми”. Одним из эффективных приемов обучения иностранному языку является широкое использование обучающих игр, в том числе и ролевых, а также дискуссий, КВН, телемоста, викторины «Что? Где? Когда?

Обучение через игровые технологии положительно влияет на развитие личности ребенка. Это способствует развитию его памяти, воображения, внимания, чувства коллективизма. Дети становятся раскованнее, активнее, общительнее, легче вступают в контакт. Радость познания развивает творчество обучающихся, формирует интерес к изучению иностранного языка.

К любой учебной теме можно подобрать немало игрового материала, который ускорит усвоение лексического, грамматического материала. Ниже привожу подборку игр на тренировку написания и повторение лексики.

Собери разбежавшиеся буквы.

t b l y w

u l o l e

Игра «Салат из букв».

Учитель называет буквы вперемежку. Ученики их записывают. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя.

Игра «Знаете ли вы алфавит?»

Ученики образуют две команды и выполняют следующее задание:

Расположите слова, написанные на интерактивной доске, в алфавитном порядке: Bodo,Inna, Anton, Nina, Rudi.

Игра «Bingo» . Варианты «Zahlen – Bingo» , «Buchstaben – Bingo».

Каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками и выписывает во все клетки цифры или буквы.

5 7 1 A S U

9 6 13 D F Z

4 8 2 Q R K

Учитель называет числа в любом порядке. При этом он вычеркивает в своем квадрате названное число. Если это число имеется в клеточке ученика, он его вычеркивает. Игрок, который первым вычеркнет все 9 чисел , громко заявляет об этом и является победителем. Он вслух читает все 9 чисел. Таким же образом проводится игра на узнавание букв алфавита.

«Знаешь ли ты правила чтения?»

Выбираются два участника игры от каждой команды с помощью известной им считалки.

На столе перевернуты карточки с самыми трудными правилами чтения , а на доске заранее написаны слова , правильное чтение которых требует опоры на эти правила. Ученик , взяв любую карточку , должен объяснить правила чтения , найти слово на доске , соответствующее определенному правилу , прочитать его , перевести и стереть это слово с доски.

Knife this thick song


Wrong dish chicken which

10. Прочитайте зашифрованное слово – назовите числа по - английски, и из первых букв названных слов составится новое слово. (stone)


7 12 1 9 8


11. Отгадайте зашифрованное слово (цифры обозначают порядок буквы в алфавите).

12. Прочитайте зашифрованное предложение – возьмите первые буквы из названий предметов и соедините их с написанными.

13. Игры на развитие умений устной речи.

«Зашифрованные вопросы».

Дети получают карточки, где цифрами (каждой цифре соответствует определенная буква алфавита) зашифрованы вопросы. Ученики, расшифровав по алфавитной таблице свой вопрос, дают на него ответ.

Интересно проходят игры на выполнение различных команд, отгадывание предметов, узнавание учеников по описанию их внешности, а также ролевые игры: «Урок английского языка», «Экскурсия по стране изучаемого языка», « Визит немецкого или американского туриста ». Учащимся также нравится исполнять роли в таких играх, как «В поликлинике», «В магазине», «В аэропорту», «В кафе».

Одной из наиболее привлекательных особенностей игр со словами является то, что они очень просты и не требуют сложных приспособлений. Для игры необходимы лишь карандаш и бумага, а иногда можно обойтись и без него.

Игра «Alphabet Dinner». Первый играющий говорит: «Today I had for dinner some ….» и называет что-либо съедобное, начинающееся с буквы «А» ( apples ). Второй ученик говорит: «Today I had for dinner some apples and bananas», повторяя то, что сказал его товарищ, и называя слово на букву «В». И так далее, пока все не выполнят условия игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него товарищами, и назвать свое слово, выбывает из игры.

В игре «My neighbour’s cat» играющие подбирают прилагательные в алфавитном порядке. Один из учащихся говорит: «My neighbour ‘s cat is an amazing cat», выбрав прилагательное с буквы «А». Следующий ученик должен придумать другое определение с буквы «В», затем на букву «С».

Цель игры «Add a word» -составить рассказ таким образом, чтобы каждый играющий по очереди добавлял к предыдущему одно слово. Один из учащихся называет первое слово, второй добавляет следующее, третий еще одно и т.д., пока не получится небольшой рассказ. Например: 1. one; 2. day; 3. Jack; 4. met; 5. a horse; 6. walking; 7. down; 8. the road … .

Вариант игры «Experts» , в которой трое ребят сидят лицом к классу у доски. Класс решает, в какой области эти ученики будут экспертами (например, в кулинарии). Затем класс задает им вопросы по теме. Эксперты отвечают по очереди, произнося по одному слову. Затем другие становятся экспертами в другой области.


Наряду с устными играми, я использую мультимедийный курс. Здесь имеется большое разнообразие лексических игр, где заучиваются написание слов, их переводы и произношение. Все игры сопровождаются красочными картинками. Хотя они рекомендуются детям от трех до восьми лет, но интересны и учащимся старшего возраста.

Можно провести разнообразные конкурсы с использованием интерактивной доски.

- Детям предлагаются слова. Команды по очереди подбирают рифму к словам.

- Командам предлагаются предложения, в которых нарушен порядок слов. Они должны поставить слова в логическом порядке и записать их.

- Командам предлагается разгадать шараду из чисел, в которой первая буква каждого числительного соответствует букве в заданном слове. Детям необходимо назвать числительное и вписать букву в нужную ячейку.

- На интерактивной доске представлены предложения с пропущенными словами, нужно вставить слова, обозначающие цвет и составить схему цветовой гаммы из различных геометрических фигур.

С целью повышения интереса учащихся к иностранному языку устраиваю заочное путешествие в США, ФРГ . Класс превращается в салон самолета, а учительница –в стюардессу. Чтобы стать пассажиром, надо пройти паспортный контроль (паспорта изготавливаются заранее ), а главное – спеть песенку, рассказать стихотворение или анекдот на иностранном языке.

А в старших классах часто провожу телемост Бирск – Москва – Вашингтон. В роли ведущего выступает сильный ученик. В полилоге используется страноведческий материал и повторяется материал из диалогов по телефону.

Я стараюсь приучать школьников к обобщению, постоянно привлекая пройденный материал, не ограничиваясь темой сегодняшнего дня.

Невозможно пройти мимо проблемы контроля за ошибками. Их можно фиксировать, а исправлять следует лишь явно грубые, мешающие пониманию. В конце ответа можно дать ученику предложения с ошибками для перевода. Зачастую учащиеся ошибаются не столько от незнания, сколько от отсутствия навыка говорения. При фиксировании ошибок ребята часто их исправляют.

Игра «I wish».

Как важно знать настроение учеников! А оно бывает у них довольно определенным перед каникулами.

Т: What would you like to be?

P: I wish I were a bird.

T. Oh, really? And what would you do then?

P: If I were a bird, I would fly to a warm country.

K: And if I were a bird, I would fly to my brother.

N: I don’t want to be a bird. I wish I were a director. I’d let every pupil have holidays now.

(Учитель предлагает учащимся вытянуть карточку с названиями профессий и задумать желание с написанным на ней словом. За каждое предложение дается одно очко, два очка добавляются за наиболее интересные и остроумные).

Мне и моим ученикам очень нравится игра «Chatterbox».

Ребята любят подмечать недостатки друг у друга, но гораздо скупее бывают на похвалу. Эта игра с правилами –говорить только хорошее друг о друге.

T: Mike , you paint very well.

Mike: I do. But who has told you that I can paint well?

Т: Who do you think could?

Mike: Jane says that I paint well.

Водящего называют «Chatterbox» . Он собирает мнения об ученике, который выходит из класса. Когда тот возвращается, «Chatterbox» рассказывает, что он узнал о нем от товарищей. Ученик старается угадать. Кому принадлежит то или иное мнение.

Children: One of your friends says that you often play chess. Another one said that you would go to Moscow.

Jack: Nick said that …. Masha said that ….

Что мешает беглости речи ? Игра «Who is the last to finish the sentence? Who can not find the necessary word quickly?»

На доске начало предложения Рeople go …. Надо дополнить предложение, не нарушая смысла и правил грамматики. Каждый добавляет по слову. Сказавший последнее слово побеждает. People go ( to …. Scotland , …. . In summer many people go to Scotland ….).

Особенно трудно дается детям различие между временами Present Simple и Present Progressive. Как создать среду, где бы наглядно ощущалась эта граница? Итак, игра на различие времен.

Ann is eating.

Teacher: What is she doing ?

Pupils: She is eating.

Teacher: What time of the day is it ?

Pupils: It is afternoon. She is eating soup and people eat soup in the afternoon.

Игра «What am I going to do?»

Учитель едва переступив порог класса спрашивает: «What am I going to do?» Вопрос кажется детям странным. Наконец , самый смелый решается ответить:

Pat : You are going to the classroom.

Teacher: Oh, dear ! I am not going to the classroom . I am already in the classroom. But

what am I going to do? Am I going to sleep (eat …… )?

Jane: You going to give us a lesson.

Изображаемое действие подсказывает возможное намерение человека. Игру можно проводить по командам: «артисты» изображают действие, показывающее это намерение, «зрители» его угадывают.

Игра «What have I done?»

На столе учителя стоит стакан с водой. (нечаянно качнула стол и … вода пролилась)

Teacher: What have I done ? Olga: You have spilt the water (вытирает он стол и снова спрашивает ) Реte: You have wiped up the water.

Игра на догадку и для тренировки в постановке общих вопросов «Who is who?»

T. Ask me yes – no questions to guess who is in the picture.

Р. Is the famous person a grown up (a man, a writer?) (После того, как учащиеся угадали имя известного человека, можно задать вопросы по этой фотографии).

Игра, направленная на развитие беглости речи, ориентировочных способностей.

Игра «Interview» проходит в группах из трех-четырех учеников, работающих вместе. Один из них играет роль известного человека, другие задают ему вопросы о жизни, работе, семье. Затем один из учащихся пересказывает все, что он узнал об этой личности. Эту игру можно провести в форме пресс-конференции по определенной теме с участием « известных людей » с неограниченным количеством журналистов.

Игры на тренировку письма.

1. Кто больше напишет слов? Участвуют 2 команды. Участники обеих команд по очереди подбегают к доске и пишут слова по заданной теме. Побеждает команда, написавшая большее количество слов без ошибок.

A spelling stair.

Участники игры выстраивают на классной доске «лестницу» из слов. Каждое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Лестница выглядит примерно так.

Bear

a

travel

o

o

kite

Чтобы у играющих был стимул писать более длинные слова, очки давать за каждую букву.

Ребусы, головоломки, чайнворды, стимулирующие творческое мышление. - Образовать новые слова из названий двух предметов, представленных на рисунках.

- Над рисунком помещена буква Н, ее нужно включить в слово так, чтобы получилось другое слово ( three ) .

К букве присоединяется название предмета. Получается новое слово that.

- Прочитав последовательно буквы на каждой ступеньке, вы узнаете английскую посло- вицу. Стрелка показывает, от какой буквы следует начинать. (Every dog has his day).

Таким образом, игры создают благоприятную почву для развития двигательной активности детей, укрепления здоровья, способствуют решению учебно-воспитательных задач. Используемые мной грамматические и лексические игры учат детей употреблению РО, содержащих определенные трудности; создают естественную ситуацию для употребления данного РО; развивают речевую и творческую активность учащихся, их речевую реакцию; активизируют речемыслительную деятельность, а сочетание движений, аудирования, говорения позволяют довести используемый в игре речевой материал до автоматизма. Разнообразие форм работы на уроке, выполнение упражнений в форме игры способствуют повышению мотивации говорения, познавательного интереса щкольников.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации