Статья на тему «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»
«Педагогические технологии: личный опыт,
Использование инновационных педагогических технологий (проектных, исследовательских, интерактивных) основано на деятельностном и личностно ориентированном подходах к обучению. Действительно инновационным является, на наш взгляд, использование технологии проведения учебных исследований в довузовских образовательных учреждениях. Речь, конечно, не может идти о полноценных научных изысканиях, обучающиеся участвуют только в учебно-исследовательской деятельности, под которой в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением обучающимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. В свою очередь, основной целью учебно-исследовательской деятельности является образовательный результат.
Исследовательская деятельность учащихся (ИДУ) определяется как «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения»1 . ИДУ ориентирована на получение конкретного результата, она позволяет мобилизовать все имеющиеся знания, умения и компетенции обучающихся; стимулировать высокую учебную мотивацию. Движущей силой усвоения знаний является познавательный интерес и желание реализовать себя, а также возможности практического применения полученных знаний. Доктор педагогических и психологических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ А.И. Савенков, подчеркивает, что в процессе учебно-исследовательской деятельности происходит трансформация обучения в самообучение и, таким образом, запускается механизм саморазвития2.
Применение технологии ИДУ позволяет индивидуализировать образовательный процесс: освоение знаний осуществляется в индивидуальном для каждого участника темпе и последовательности; формирование коммуникативных навыков, навыков и умений работы в паре, группе, команде позволяет прогнозировать более успешную социализацию учащихся; параллельно используются другие инновационные технологии (реализация исследования невозможна без использования ИКТ, интерактивных технологий); между преподавателем и учениками устанавливаются качественно новые взаимоотношения. Все это, безусловно, способствует творческому и интеллектуальному развитию личности обучающегося.
Ввиду того, что технология ИДУ связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, уроки могут превратиться в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором на основе сотрудничества с преподавателем решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для обучающихся проблемы, по возможности на основе межкультурного взаимодействия3.
Все этапы процесса ИДУ немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, которая способствует созиданию, творческим проявлениям. Это достигается с помощью искренней увлеченности преподавателя-руководителя, способности «зажечь» учеников, а также радости открытия, которую дают и ученику, и преподавателю новые нестандартные решения творческих задач.
В процессе исследовательской деятельности происходит знакомство как с содержательной, так и с формальной стороной – этапами работы: сначала мы создаем банк идей и проблем; формулируем намеченную тему; определяем цели и метода исследования; подбираем фактологический материал, используя различные источники. Участие в учебно-исследовательских проектах начинается в нашем училище с 5 классов, суворовцы знакомятся с требованиями к структуре и оформлению работы; с жанрами, сопровождающими исследование (тезисы, аннотация, рецензия, устная защита, выступление на конференции); саморецензированием, взаиморецензированием; учатся готовить доклад, презентацию работы. Научно-практические конференции (конкурсы исследовательских проектов) являются кульминацией учебно-исследовательской деятельности.
На основе многолетнего опыта руководства исследовательской деятельностью суворовцев, участия во Всероссийских конкурсах исследовательских работ, мы можем отметить, что большое значение в исследовательской деятельности имеет непрерывность творческого процесса: эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации, но не приведет к развитию творческого отношения к исследовательскому труду, а также развитию творческих качеств личности. Что касается эмоциональной сферы, желательно также в максимальной степени опираться на положительные эмоции обучающихся (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.д.). Психологи отмечают, что отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления4.
Приведем пример учебно-исследовательской работы «Глаза солдатских матерей», которую выполняли ученики 7 класса Екатеринбургского СВУ. Исследование было нацелено на формирование представлений о подвигах матерей Великой отечественной войны посредством создания медиа продукта – документального фильма «Глаза солдатских матерей».
В процессе исследования суворовцами были изучены разнообразные исторические источники о Великой Отечественной войне, проведена беседа с преподавателями истории, ветеранами ВОВ. Также суворовцы просмотрели большое количество документальных фильмов, разнообразных видеоматериалов о войне, героях, подвигах русского народа, в частности женщин-матерей.
Таким образом, были отобраны, на наш взгляд, самые интересные истории о женщинах, которые действительно потрясают своим героизмом. На основе этих историй, суворовцами был создан сценарий к документальному фильму, описывающий их нелегкую долю в Великой Отечественной войне.
В основе сценария положены истории 4 семей. Две из этих историй, к сожалению, с трагическим финалом. Это истории о женщинах-матерях, потерявших всех своих сыновей во время войны. Данный проект и документальный фильм, продолжительностью 10 мин, были представлены суворовцами на научно-практической конференции «По ступенькам науки» в ЕкСВУ и имели только положительные отзывы.
Отдельно следует сказать о координирующей роли преподавателя. Хотя преподаватель-руководитель и должен четко прописывать учебные задачи для обучающихся, подбирать необходимый материал (печатный, звуковой, видео, пр.), который он предложит обучающимся или к которому порекомендует обратиться, его основная задача – создавать условия для самостоятельного движения обучающихся, когда в рамках решения исследовательских задач им нужно самостоятельно принимать одну из возможных версий объяснения свойств того или иного объекта (явления)5.
Следует продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений, а задавая правильное направление. Преподаватель-руководитель проводит постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично в случае необходимости, приходя на помощь.
Подводя итоги, следует отметить, что в процессе учебно-исследовательской деятельности формируется устойчивая мотивация к учению средствами личностно-ориентированных, развивающих технологий; умение работать с различными информационными системами; мотивация к постоянному самообразованию; надпредметные интеллектуальные умения (метакомпетенции), необходимые в дальнейшем образовании. Кроме того, у обучающихся формируются представления о современных методах познания и способах изучения мира, а также понимание его системности и целостности.
1 Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры// Развитие исследовательской деятельности учащихся / Под ред. А.С. Обухова. – М., 2001.
2 Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003. – С. 203.
3 Научно-исследовательская деятельность учащихся как важный фактор воспитания. http://gmn57.ucoz.ru.
4 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 224 с.
5 Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. – М., 2002. – С. 17.