Статья на тему «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»

3
0
Материал опубликован 7 October 2021 в группе

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»

Учитель начальных классов Гуменюк Татьяна Анатольевна

Что значит слово Учитель?
Наставник, мудрец, человек?
Значенье, какое важнее,
Спорьте хоть целый век.
Думаю, просто профессией
Назвать учителя мало:
Выбрать своё призвание
Судьба мне указала.


Одна из главных задач учителя начальной школы – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Я как учитель призвана учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации. Поэтому в новых условиях мне просто необходимо совершенствовать своё мастерство, применяя педагогические технологии, методы, приёмы и средства обучения.

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. По исследованиям российских учёных школьники лучше выполняют задания репродуктивного

характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты при выполнении заданий на применение знаний в практических ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных , сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений, находятся на среднем уровне и уровне ниже среднего.

Ученики российских школ показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с проведением исследования.

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Это возможно только в том случае, если у ученика сформирована положительная мотивация к учению.

Как же сформировать положительную мотивацию?

Я решаю этот вопрос через создание проблемных ситуаций на уроке, которые позволяют перевести учебную деятельность в творческую и поисковую.

Проблемное обучение — это организованный педагогом способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Учебная проблема существует в двух основных формах:

1) как тема урока;

2) как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.

Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.

Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво почесывают затылки и удивлённо смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа, «с удивлением» и «с затруднением».

Эмоциональное переживание возникает у школьников в определенный момент урока – при столкновении с противоречием. Причем противоречие конкретное.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, давая в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные знания в новой ситуации.

При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Чтобы создать проблемную ситуацию на уроке , я использую такие приёмы

Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Ситуация №1 (с удивлением):   противоречие между двумя фактами.

На доске написано слово вестник.

- Прочтите это слово орфографически, орфоэпически.(Вест-ник),

-Что удивило? (Буква Т в слове пишется. А при чтении не произносится.)

- Какой вопрос у вас возникает? (почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносят?)

Пример : Окружающий мир Тема «Мир живой и неживой природы »

- На предыдущем уроке мы провели небольшую самостоятельную работу по теме «Мир живой и неживой природы ».

Вам было предложено задание - прочитай слова и заполни таблицу.

Когда я проверяла ваши работы , я увидела , что по одному вопросу ваши мнения разошлись . Одни и те же объекты природы – кустарник , цветок и дерево одни дети записали в левый столбик , где объекты живой природы , а другие эти же объекты записали в правый столбик в объекты неживой природы

Почему одни записали эти слова в первый столбик , а другие – во второй ? Кто же прав ?

Задание : прочитай слова и заполни таблицу.

Слова : небо , горы , кустарник , ворона , солнце , цветок , заяц , облака , дерево.

Объекты живой природы

Объекты неживой природы

кустарник, цветок, дерево

кустарник, цветок, дерево

Почему одни записали эти слова в первый столбик , а другие – во второй ? Кто же прав ?

Все объекты живой природы:

- растут,
- питаются,
- дышат,
- дают потомство,а еще они рождаются и умирают.

Кустарники , цветы и деревья – растут , питаются , дышат , размножаются и умирают .  Вывод: значит они - часть живой природы.

После беседы и обсуждения ребята пришли к выводу , что кустарник , цветок и дерево – это объекты живой природы

Прием 2: учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал.

Ситуация №2. (с удивлением): столкновение мнений.

Два ученика за ширмой на доске, остальные на листочках пишут под диктовку слова: известный, грустный, яростный.

Проверяем:

- Кто из вас написал так же, как на доске? Кто по-другому? Что вас удивило?

Некоторые дети написали эти слова без буквы Т:

- Мы не знаем, когда надо обозначать на письме непроизносимый согласный звук.

- Какой будет тема урока?

Пример : Математика Тема «Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд »

После того как дети сформировали тему урока и цели , я предложила детям попробовать самостоятельно вычислить значение суммы 45+7

Два человека решали у доски , остальные самостоятельно в тетради.

Давайте посмотрим , как Артём вычислил значение суммы

45+7= /40+5/+7=40+/5+7/=52

- Я разложил 45 на разрядные слагаемые , а потом сложил единицы с единицами и прибавил десятки.

- Поднимите руки , кто сделал так ? Хорошо .

- Дарья , а как ты нашла значение этой суммы

45+7=45+/5+2/=/45+5/+2=52

- Я разложила число 7 так , чтобы дополнить первое число до «круглого» десятка.

- Поднимите руки , кто сделал так ? Хорошо .

- А я решила совсем не так , так Артём и Дарья, но у меня тоже получилось 52

- Иди к доске и покажи , как ты вычислила значение суммы

45+7 =52

- Я сложила сначала единицы 7+5 =12, 12 –это 1 десяток и 2 единицы , а потом посчитала десятки .

- Сколько же в нашем классе мнений ?

-Мы увидели , Артём , Дарья и Оля вычислили значение суммы 45+7 по – разному . Кто же прав ?

- Далее мы открыли учебник на стр. 57 . Сначала разобрали способ сложения , который предложил Артём. Потом разобрали способ сложения , который предложила Дарья и проанализировали способ сложения Оли. Мы пришли к выводу , что вычислить значение суммы 45+7 можно тремя способами.

Прием 3 выполняется в 2 шага

Шаг 1: учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием « на ошибку».

Шаг 2: сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

Ситуация №3 (с удивлением): противоречие между житейским представлением и научным фактом.

Ученик (предпочтительно – способный сделать ошибку) пишет на доске под диктовку слово известный:

- Проверь написание по орфографическому словарю. Что тебя удивило?

- Ты думал вначале – как пишется это слово? А на самом деле?

- Какой у вас возникает вопрос (тема)?

Пример : Русский язык Тема «Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно».

Шаг 1: - Ребята , сейчас я хочу предложить вам прослушать стихотворение , которое сочинил один мальчик для своей подружке на день рождение

С Днём рожденья поздравляю,

Здоровья, радости желаю.

А в подарок я принёс

Два торта и много роз.

Эти яркие цветы

Похожи на твои банты.

- Понравилось стихотворение ?

- Мама у Пети нашла в стихотворении 2 ошибки. Петя долго искал ошибки , но так и не смог найти. Помогите Пети найти ошибки .

- Я думаю , что в слове роз на конце надо писать букву с

- Проверьте – розы

- В слове твои надо написать букву –а

- Проверьте - твой

- Я подскажу вам – первая ошибка находится в четвёртой строчке , второе слово , а вторая – в шестой строчке , последнее слово .

- Какие это слова ?

- Что же всё- таки не так ?

- Я думаю , что Петя неправильно поставил ударение

Шаг 2: Где же мы можем это проверить ?

- В словаре « Произноси правильно»

- Вы думали вначале – на какой слог падает ударение в этих словах? А на самом деле?

- Далее дети нашли эти слова в словаре « Произноси правильно» и пришли к выводу – что Петя неправильно поставил ударение в словах торты и банты.

Прием 4: учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у школьников затруднение.

Ситуация №4 (с затруднением): задание невыполнимое, но сходное с предыдущим.

- Подберите проверочные слова: мороз, порог, образ.

- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (изменяли форму слова так, чтобы в конце после согласного был гласный.)

- А теперь запишите слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите? (таким же).

- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли их проверить данным способом?(нет).

- Смогли вы выполнить задание? Почему? (не знаем способа проверки.)

- Сформулируйте тему урока.

Пример : Математика Тема «Поразрядное сложение двузначных чисел без перехода через разряд »

- Предлагаю детям выполнить задание – вычислить значения выражений . Среди этих выражений есть выражение на новую тему

- Вычисли значения выражений

45+3=

36+2=

15+4=

45+23=

- Вы затрудняетесь вычислить значение этого выражения ?

- А хотите узнать , как найти значение этой суммы ?

- Сформулируйте тему урока.

- Кто поможет нам дать ответ на вопрос- как вычислить значение выражения ?

- Наш учебник

- Откройте учебник на стр. 85 и рассмотрите № 4

- Далее мы рассмотрели , как можно найти значение выражения и составили алгоритм вычисления значения суммы двухзначных чисел без перехода через разряд

Я представила вам применение методов проблемного обучения на этапе урока – вхождение в тему , но эти методы можно использовать на разных этапах урока.

Применив на практике методы проблемного обучения, мною были достигнуты следующие результаты:

У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

-они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

-понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

-умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

-активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

-а главное – у них особый стиль сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Подтверждением сказанного являются:

-качество знаний учащихся по предметам высок и стабилен.

- срезовые работы по русскому языку (% качества - 85 % и математике (% качества - 75 %)

- комплексные работы - % качества - 80 %

- мои ученики неоднократно участвовали в районных конкурсах и олимпиадах и занимали призовые места

- мои дети ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе- игре «Медвежонок», « Лисёнок » , «Алгоритм » и др. где занимают призовые места среди учащихся школы и по России

- мои дети принимают участие в онлайн – олимпиадах и занимают призовые места

Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.


Процесс обучения ориентируется на завтрашний день развития младшего школьника. В ходе начального образования у младшего школьника формируются умения учебной деятельности, позволяющие ему успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение в среднем звене по любому учебно-методическому комплекту.


Завершить своё выступление хотелось бы словами писателя, педагога Любови Рафаиловны Кабо «От писателя остаются книги, от художника — картины. От каждого яркого, думающего учителя остается его неповторимый опыт…»

Любо́вь Рафаи́ловна Кабо́ 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации