Статья на тему «Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы»

2
0
Материал опубликован 14 October 2021 в группе

Педагогические технологии: личный опыт, проблемы и перспективы


Калашникова Ольга Александровна,

преподаватель ГБПОУ ИО «Ангарский педагогический колледж»


Детей нужно не просто учить наукам, а прививать им вкус к ним.

Жан Руссо

Портрет современного учителя, согласно ФГОС многогранен и требует от будущих педагогов разностороннего развития внутреннего потенциала. Так, например, учитель начальных классов – это и мудрый наставник, и креативный модератор, и грамотный инструктор.

Погружаясь в профессию учителя, в рамках профессиональной подготовки, студентам необходимо овладеть множеством профессиональных и общекультурных компетенций. При всем разнообразии современных образовательных технологий, особое внимание стоит уделить тем из них, которые основаны на взаимном сотрудничестве, посредством совместного обсуждения, моделирования, решения проблемных ситуаций, обмена информацией и т.д. Речь идет об интерактивных технологиях, которые становятся все более актуальными при подготовке будущих педагогов.

          Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, в процессе которого происходит эффективное взаимодействие преподавателя и студента (учителя – ученика). Роль педагога при этом смещается в сторону модерации процесса обучения. Благодаря интерактивным методам преподаватель имеет возможность организовать учебную среду, стимулирующую познавательную деятельность обучающихся и способствующую эффективному овладению знаниями, умениями, компетенциями.

Как справедливо отмечает Е.В. Каратаева, интерактивные формы обучения в одном случае ставят обучающегося в позицию режиссера, в другом - в позицию учителя, в третьем - в позицию консультанта, в четвертом - актера, в пятом - ученого, в шестом - законодателя и т.д .

Работая со студентами разных курсов, замечаю одну общую особенность: некоторые студенты испытывают трудности при взаимодействии с аудиторией. Так, например, во время демонстрации фрагмента внеурочного занятия, студент может заметно волноваться, подбирая нужные слова. В спорных, дискуссионных ситуациях ряд студентов предпочитает «отмолчаться», а другие наоборот – слишком категоричны в своих высказываниях и не учитывают мнение других. Как помочь студентам научиться конструктивно вести диалог, контролировать свои эмоции, а главное научиться сотрудничать с другими людьми таким образом, чтобы получать удовольствие от результата? Опираясь на свой профессиональный опыт, могу с уверенностью сказать, что интерактивные формы и методы обучения способствуют преодолению многих затруднений в обучении студентов.

Так, например, при изучении особенностей организации внеурочной деятельности в начальных классах, большое внимание уделяется темам, посвящённым работе с родителями. Для закрепления практических навыков, предлагаю студентам разобрать ряд кейсов как индивидуально, так и в рамках парной работы. Совместное обсуждение проблемных ситуаций позволяет студентам сделать более объективные выводы, научиться сопоставлять разные точки зрения. В дополнении к кейсам применяю метод сюжетно – ролевой игры. И чем сложнее, разнообразнее роль, тем, больше возможностей и вариантов для ее реализации. Таким образом, создаются условия для креативного подхода к учебно – познавательной деятельности, способности для поиска нестандартных вариантов решения проблем. И что немаловажно именно для будущих педагогов, интерактивные методы, способствуют формированию грамотной педагогической речи. Диалоговое общение, являясь основой интерактивного обучения, побуждает студентов к работе над расширением педагогического словарного запаса, изучению специальной литературы и грамотному планированию работы с различными информационными источниками.

Однако на фоне преимуществ в использовании интерактивных технологий, можно выделить и ряд недостатков, на которые стоит обратить внимание в практической реализации:

  1. При планировании занятий, требуется больше времени на предварительную подготовку обучающихся к занятию.
  2. Личностные и психологические особенности некоторых обучающихся (застенчивость, сосредоточенность на внутренних переживаниях, нежелание работать в группах на фоне предпочтения индивидуальной работы и т.д.)
  3. Недостаточный уровень сформированности навыков диалогового общения студентов (участие в дискуссиях).
  4. Детальная и глубокая предварительная подготовка к занятию со стороны преподавателя, требующая достаточного количества времени.

Несмотря на перечисленные недостатки в применении интерактивных технологий, хочется отметить их субъективный характер. Поскольку эффективность применения различных методов и приемов обучения во многом зависит от заинтересованности преподавателя и студентов в реализации современных и актуальных образовательных технологий. В совокупности с традиционными формами учебной работы достигается более высокая эффективность в подготовке специалистов.


Список использованной литературы:

 1. Зарукина Е. В.,Логинова Н.А., Новик М.М.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А.Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2017. – 59 с.

2. Кашлеев С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. - М.: Тетра-Системс, 2019 - 224 с

3.  Новиков А. М. Понятие о педагогических технологиях [Текст] / А. М. Новиков // Специалист. – М., 2018. – № 10. – С.18–24.

4. Педагогический энциклопедический словарь. / Под ред. Б.М.Бим- Бада. - М.: «Большая российская энциклопедия», 2002. - 528с


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации