Статья «Педагогические технологии на уроках химии и биологии: личный опыт, проблемы и перспективы»
Педагогические технологии на уроках химии и биологии: личный опыт, проблемы и перспективы
Одна из главнейших задач современного образования - способствовать активизации мотивационного и познавательного интереса, повышению уровня знаний, умений и навыков, а также создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика, дать возможность всем учащимся проявить все свои таланты и раскрыть свой творческий потенциал.
Соответственно необходима активизация познавательной деятельности учащихся. Для этого я использую на уроках химии и биологии, например, технологию проблемно- диалогического обучения. Ведь проблемно - диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Согласно требованиям ФГОС дополняю данную технологию: ИКТ, проектной работой, работой индивидуально и в группах и т.д.
Например, проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
8 класс химия, тема: «Относительные атомная и молекулярная массы» (у учащихся на партах весы, мандарины)
Учитель | Ученики |
- Что такое масса? Как её можно измерить? Измерьте массу мандарина (взвешивают на весах) - Обладают ли массой атомы и молекулы? - Измерьте с помощью весов массу молекулы мандаринового сока (задание, не выполнимое вообще). - Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия.) - Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) | - Это физическая величина. Её можно измерить на весах. - Любая частица вещества имеет массу - Испытывают затруднение (возникновение проблемной ситуации). - Нет, не смогли. Массы атомов и молекул слишком малы (осознание противоречия) - Как можно определить массу атомов и молекул? (Учебная проблема как вопрос.) |
Какие же проблемы и перспективы применения данной технологии?
При традиционной подаче учебного материала школьникам постановка проблемы - это сообщение темы урока самим учителем, а поиск решения - это подача готового знания детям. Ученикам необходимо лишь повторить тот материал, который они получили уже готовым от преподавателя. При использовании проблемно- диалогического обучения методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учениками вопроса для исследования, темы урока, а методы решения организуют открытие нового знания самими школьниками. Всё это помогает переходить учителю с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности школьников; создавать мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности на уроках химии, биологии, формируя интерес к предметам; организовывать самостоятельную, творческую учебную деятельность на уроках. Проблемой может стать лишь включение обучающихся в диалог с учителем.
Технология проблемно-диалогического обучения даёт положительные результаты, учащиеся включены в обсуждение проблемы, не боятся выдвигать гипотезы, задавать вопросы и делиться полученной информацией, как с одноклассниками, так и с учителем.