Педагогические условия патриотического воспитания детей в младшем школьном возрасте
Педагогические условия патриотического воспитания детей в младшем школьном возрасте
Термин «условие» обозначает то, от чего зависит нечто другое (обуславливаемое). Опираясь на данное определение, педагог - А. М. Новиков сформировал определение для термина «педагогические условия», которое звучит так: «Педагогические условия - процесс обучения и воспитания, который способствует (обуславливает) достижение запланированных и поставленных педагогических целей». В педагогическом словаре-справочнике, при изучении условий учебной деятельности, условия, которые определяются как совокупность внешних обстоятельств, факторов, которые способствуют, или препятствуют успешности учебной деятельности. Рассмотрим педагогические условия, необходимые для патриотического воспитания младших учеников начальной школы. Основополагающий компонент каждого образовательного процесса - его цель, «в которой ярко выражены не только интересы общества, но и интересы личности. Для того чтоб обратить образование на пользу, общество осуществляет в него вклады. Образование способствует развитию способностей личности, ибо целое может выиграть только от высокого качества составных частей» .
Педагогической целью можно назвать предвосхищение в сознании педагога желаемого результата своей профессиональной деятельности, которая направлена на педагогические действия. Вместе с тем, ведущей и определяющей считается генеральная цель, которая задает общую направленность всему процессу обучения. Цель всего образовательного процесса отражена его системообразующим фактором. Собственно поэтому система образовательных целей и определяет весь образовательный процесс .
Глобальная цель патриотического воспитания на этом этапе в российской системе обучения - это воспитание гражданина и патриота своей страны. Все же первостепенной задачей патриотического воспитания стало развитие у школьников любви к своей Родине, а также развитие такого качества личности, которое будет способствовать развитию чувства ответственности за будущее своей страны.
Целевым компонентом процесса образования обусловливается его содержание. Важно заметить, что есть разница между терминами «содержание обучения» и «содержание образования и воспитания». Ведь содержание обучения – это продукт социального опыта, который представлен в знаковой форме учебной информации. Содержанием образования и воспитания выступает тот уровень развития личности, предметной и социальной компетентности человека, который был сформирован в процессе выполнения учебно-познавательной деятельности и может быть отмечен как ее результат на конкретный момент времени. Содержание образования и воспитания – это мера приобщения человека к развивающейся культуре .
Всякий педагогический процесс основан на определенных принципах. Принцип - это «основное, исходное положение какой-либо теории, учения мировоззрения, теоретической программы».
Однако учитель всегда должен помнить, что деятельность младших школьников, как учебная, так и внеурочная, должна основываться на следующих принципах:
Принцип | Характеристика принципа |
Принцип открытости | Младшие школьники предполагают жизнь в классе совместно с учителем, они вносят свои коррективы и предложения, учитывая свои интересы, потребности и желания. Учитель должен прислушиваться к предложениям обучающихся. |
Принцип привлекательности будущего дела | Учитель должен мотивировать учеников результатом выполняемого дела, им не непонятны абстрактные и расплывчатые цели. |
Принцип деятельности | Ученики младшей школы – это обучающиеся, переживающие в школе пик своей деятельности. Они активны и готовы участвовать во всех сферах деятельности, приводящихся в школе, ими движет желание получить похвалу, достичь ситуации успеха. Они интересуются конкурсами, праздниками, соревнованиями, театрализациями и т.д. |
Принцип свободы участия | Предлагая ребятам участие, нужно считаться с их мнением. Такой подход способствует развитию ответственности за выполнение порученного дела. |
Принцип обратной связи | Урок, мероприятие или порученное дело должно заканчиваться рефлексией. Вместе нужно систематически обсуждать, что получилось, а что не получилось, на что необходимо в дальнейшем обратить особое внимание, учитывать их мнение, определять настроение и перспективу участия в дальнейших делах класса. Самому учителю нужно участвовать в мероприятиях, это положительно сказывается на взаимоотношениях, а на уроке стараться управлять процессом овладения знаниями. |
Принцип сотворчества | Этот принцип включает в себя: сотрудничество и творчество. Во время работы с учениками начальной школы, учитель должен дать ученикам право выбирать партнера самостоятельно. Это способствует повышению результативности выполняемой учениками работы, а также стимулирует ее успешность. |
Принцип успешности | Каждому человеку необходимо регулярно чувствовать себя значимым и успешным. Уровень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим и миру. Преподаватель должен по достоинству оценить работу каждого ученика. Если ученик видит, что его работу достойно оценили, то в последующей работе он будет еще более активным и успешным. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение. |
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволил сделать вывод, что процесс воспитания патриотизма у учеников начальной школы осуществляется по нескольким направлениям и педагогическим правилам:
- создание у младших школьников базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения на основе усвоения базовых культурных начал;
- совместный поиск нравственных идеалов духовной культуры и выработка детьми на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, которые формируют активную личную позицию школьника;
- целью учебно-воспитательной работы на уроках и во внеурочной деятельности является не проведение мероприятий, не формы и методы, а сам ученик, его склонности и интересы, отношение к жизни, к окружающим и самому себе;
- воспитание должно основываться на добровольном желании учеников участвовать в любом деле. В противном случае весь учебно-воспитательный процесс будет способствовать моральной деградации обучающихся. Детям нельзя навязывать «воспитание». Свободная воля проявляется в том случае, если учитель, в воспитании опирается на интерес, романтику, чувства товарищеского и гражданского долга, творчество, уважение .
Педагог Л.И. Мищенко рассматривает развитие патриотизма у учеников через приобщение его к общественному (идеалам, труду, коллективу и т. д.). Он выделил: общие и частные условия формирования чувства патриотизма.
Условия | Характеристика условия |
Общие условия | Организация воспитательного коллектива как фактора и формы функционирования системы в классе, школе и т.д. |
Развитие коллективной деятельности и формирование у детей положительного отношения к ней. |
Учитывая эти общие условия эффективности учебно-воспитательного процесса, нужно регулярно реализовывать более частные условия, которые влияют на патриотическое воспитание младших школьников. К таким частным условиям относятся:
Условия | Характеристика условия |
Частные условия | Целенаправленное использование разных форм воздействия. |
Использование в решении поставленной задачи процесса обучения и внеурочной работы. | |
Соединение патриотического воспитания с практической деятельностью школьников. | |
Постепенное накопление опыта личной и общественно полезной деятельности . |
Проанализировав педагогические условия, которые были рассмотрены выше, выделим наиболее эффективные, которые способствуют формированию патриотического сознания, а также протекают результативно:
- включение в воспитательную систему школы патриотического направления работы с коллективом по схеме трех составляющих: обучающиеся – педагоги – родители;
- комплексное решение многообразных задач патриотического воспитания - это развитие гражданско-патриотического сознания, патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах, знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина;
- осуществление сотрудничества с родителями по проблемам патриотического воспитания обучающихся.
Обратимся к качественной характеристике обозначенных условий.
Конечно, процесс патриотического воспитания будет на много эффективнее при включении его в воспитательную систему школы, в которой будет осуществляться гражданско-патриотическая работа с коллективом по схеме: обучающиеся – педагоги – родители, не только в пространстве образовательного учреждения, но и при сотрудничестве с социумом.
В школе необходима организация целостного учебно-воспитательного процесса, в котором, вместе с урочной системой занятий, применяются и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности обучающихся, ориентированная на стимулирование творческой активности обучающихся, развитие самостоятельности мышления, гражданственности, патриотизма, нравственных качеств личности и др.
В российском обществе произошло повышение общественного статуса воспитания. Сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер государства, системы образования, всего общества по воспитанию у детей и молодежи качеств: гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения. Однако современному обществу требуется новый уровень сотрудничества в деле воспитания детей и молодежи государства, семьи, церкви и других традиционных религиозных организаций народов России, политических партий, общественных объединений, средств массовой информации. Чтобы восстановить и развить инфраструктуры детства, такие как клубы, центры, детские комнаты, площадки, кинотеатры, туристические станции, студии и т.п. нужны совместные усилия государства.
В патриотическом воспитании детей важно учитывать индивидуальность учебной деятельности каждого обучающегося начальной школы как субъекта, его мотивацию, возможности в осмыслении патриотической содержательной проблематики.
Мотивами, побуждающими к патриотическому воспитанию в младшем школьном возрасте, могут и должны выступать «узкие, социальные» мотивы – чувство единства с семьей, ответственность перед родителями, учителями, друзьями, стремление проявлять заботу об окружающих.
Педагог должен всегда учитывать «двойную» мотивацию патриотической деятельности и поведения младших школьников, видеть влияние на нее двух групп мотивов – широких социальных, которые придают смысл, эмоциональный фон этой деятельности и мотивов личностных и узких социальных непосредственно побуждающих к этой деятельности .
В процессе патриотического воспитания учеников начальной школы особое место занимает качество педагогического взаимодействия в системе «учитель – ученик», состоящий из следующих моментов:
- обмен ценностями как личностный обмен в свободном общении и деятельности (способствует внеурочное и внеклассное проведение занятий);
- целенаправленное приобщение школьников к ценностям общества (чувство приобщенности к истории страны, чувство защищенности и комфорта в собственной семье, принятие себя как личности);
- восхождение учителя к ценностям детства через интуитивное и теоретическое освоение возрастных закономерностей, индивидуальных интересов и стремлений школьников.
С.В. Кривых называет «истинным патриотизмом то, что обогащает других, а так же помогает обогащаться самому духовно». Патриотизм сложно назвать чувством. Это скорее сторона личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются сами над собой и ставят себе сверхличные цели.
В целом при патриотическом воспитании школьников решаются следующие задачи:
- формирование гражданско-патриотического сознания;
- патриотических чувств, культуры поведения в общественных местах, природных зонах;
- знание и уважение законов государства, прав и обязанностей гражданина.
Возможность формирования чувства патриотизма у младших школьников начинается с того, что всего ближе для понимания и осознания детьми этого возраста с интереса и любви к своему имени, к собственной семье.
Необходимо формирование именно положительного микроклимата в семье через совместную деятельность родителей и детей, осуществление сотрудничества с родителями по проблемам патриотического воспитания обучающихся.
Здесь семья рассматривается как первый воспитательный институт, с которым будущий гражданин будет поддерживать связь на протяжении всей жизни. В процессе семейного воспитания у ребенка развивается представление о сильных социальных ролях, необходимых для «безболезненной» адаптации в обществе. Ведь семья определяет основы нравственности, формирует нормы поведения, которые определяют стиль жизни ребенка, его жизненные установки, а также планы и способы их достижения. Совместные походы и экскурсии по родному краю, в музеи и на выставки, театры, в ходе которых обсуждается увиденное, формируют собственное мнение. Дети гордятся своими родственниками, когда они участвуют в совместных делах класса, школы, в соревнованиях, в конкурсах, в субботниках.
Из сказанного выше становится понятно, что забота об гражданско-патриотической, нравственной стороне развития ребенка не может оставаться только лишь заботой школы. Здесь и заключается огромная роль родителей. Очень важно, чтобы семья искренне поддерживала усилия педагогов. Важно, чтобы семья внесла и свой вклад, оказывала влияние на становление гражданина способами и средствами присущими именно семье. Речь ведь идет о маленьких детях, безукоризненно доверяют слову близкого человека, пример его поведения, его оценки тех или иных событий. Очень важно, что с ребенком говорят о самых серьезных вещах – о событиях в мире, о свершениях тружеников нашей страны, о подвигах народных героев и о людях, которых весь мир называет великими. Все это действует не только на сознание младшего школьника, но и на его чувства. Особенность каждой семьи, своеобразие ее традиций и окружения, доброжелательных отношений, уважения и любви к близким людям, окружающей природе. Возможно, многое идет от скромности родителей и близких. У семьи имеется огромные возможности . Только совместная, целенаправленная работа всех социальных институтов может дать желаемый результат в патриотическом воспитании детей в младшем школьном возрасте.