Педагогический дуэт Система работы педагога-наставника Киндяшовой Ольги Николаевны, учителя биологии МБОУ «Рыбновская СШ №3»
Педагогический дуэт
Система работы педагога-наставника
Киндяшовой Ольги Николаевны,
учителя биологии МБОУ «Рыбновская СШ №3»
«Наставники, демонстрирующие собственным примером
упорство и дисциплину в самореализации, наиболее эффективны»
Зафар Мирзо.
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, школа нуждается в притоке молодого поколения педагогов, которые родились на стыке тысячелетий и готовы работать в новой образовательной среде с применением цифровых технологий. Найти такого специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы. Я понимаю, что молодой педагог, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, возникающие из-за отсутствия необходимого опыта. Процесс становления педагога продолжительнее, сложнее, чем других специальностей, потому, что педагогическое образование не гарантирует успех молодому специалисту. Педагог – это не профессия, это образ жизни. Современная жизнь требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Важную роль играют и личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что получившему образование? И вот в школу пришел молодой учитель. С какими трудностями он сталкивается? Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении учебного материала, а самое главное - испытывает чувство неуверенности в своих действиях. Кроме того, начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, Наладить правильные отношения с детьми, с родителями, уметь грамотно и эмоционально говорить и заинтересовать детей на уроках. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль педагогической деятельности. Для начинающего учителя - это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают коллеги, воспитанники, родители. Молодой специалист в новой деятельности испытывает высокое эмоциональное напряжение, требующее мобилизации всех внутренних ресурсов. И вот здесь ему необходима постоянная товарищеская помощь – помощь наставника.
Мой опыт подсказывает, что начинающему педагогу легче работать, если он чувствует поддержку старших коллег, стремящихся ободрить, подсказать, поделиться опытом. Такой подход оптимизирует процесс профессионального становления молодого специалиста, сформирует у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Именно наставничество заслуживает сегодня пристального внимания потому, что отражена жизненная необходимость молодого учителя получить поддержку профессионала, который способен предложить теоретическую и практическую помощь на рабочем месте. Наставничество – длительный процесс, требующий системного подхода.
Цель наставничества:
способствовать формированию профессионально - адаптированного, компетентного молодого педагога-практика.
Задачи:
помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;
предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми и поиск возможных путей их преодоления;
стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности; способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.
Мой педагогический опыт довольно большой. В 2023 учебном году в нашу школу пришли два молодых педагога, учитель географии Казакова Анастасия и учитель биологии и химии Фокина Ирина Александровна. И я стала для них педагогом - наставником. Школа – это мир, в котором свои правила и обычаи. Приступив к работе, молодые педагоги поняли, что знания, полученные в институте не дают им возможности в полной мере осуществлять педагогическую деятельность. Чего-то постоянно не хватало! Они понимали, что отсутствие опыта – было главной их проблемой! Нужна была помощь опытного педагога как глоток воздуха! Наша совместная деятельность, молодых педагогов и учителя – наставника, началась с составления плана. Моё наставничество строилось на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в команде. Чтобы взаимодействие с молодыми учителями стало конструктивным и приносило желаемый эффект, я придерживалась следующих правил общения: не приказывать, не обязывать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не ставить диагноз. Процесс взаимодействия с молодыми педагогами выстраивала, используя классическую модель «менторинг». Данная модель известна с давних времен. Часто ее называют «наставничество один на один», как бы внутренний круг наставничества с опорой на внешний круг взаимодействия с другими участниками педагогического процесса. Так как тесное общение происходит системно, то между мной и подопечными устанавливаются дружеские, доверительные отношения, способствующие быстрому вхождению в профессию.
Свою работу я выстроила планомерно в три этапа:
- І этап (первый год работы) – период адаптации, самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться педагога – наставника;
- ІІ этап (второй год работы) – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, наработка авторитета среди детей, родителей, коллег;
- ІІІ этап (третий год работы) – обобщение своего опыта работы. Рефлексивная деятельность педагога: анализ педагогической деятельности, определение проблем и новых перспектив. Процесс наставничества молодого педагога я строила с учетом следующих факторов: уровня базового образования, теоретической подготовленности, индивидуальных особенностей, уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хочет добиться), наличия практического опыта работы с детьми.
Целью первого этапа было создание условий для профессиональной адаптации молодого учителя в коллективе педагогов, учеников и родителей, также вхождению педагога в профессиональную деятельность.
Задачи:
- 1. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.
- 2. Обеспечить постепенное вовлечение во все сферы школьной жизни.
-3.Включить молодого педагога в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
- 4. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.
- 5. Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.
Прогнозируемый результат: молодой специалист с сформированными навыками самоорганизации, самостоятельного поиска информации, владеющий знаниями и умениями в области поурочного планирования, анализа и самоанализа урока.
Формы работы:
- диагностика;
- индивидуальные консультации;
- посещение уроков;
- занятия в «Школе молодого педагога»;
- тренинги;
- анализ урока.
На этом этапе молодой специалист нуждается в практических советах педагога-наставника. Поэтому я обратила внимание на требования к организации учебного процесса, ведению школьной документации, формы и методы организации внеурочной деятельности учащихся. Я считаю, что работа с молодыми специалистами наиболее эффективна, если использовать различные памятки:
методическая копилка по определению типа урока;
эффективный выбор работы с учащимися, анализ и самоанализ урока;
памятка классного руководителя, как правильно организовать работу с родителями;
методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий.
Перед встречей с молодыми специалистами подготавливаю необходимые информационные материалы. В течение всего периода адаптации нахожусь в постоянном контакте с педагогами. Вместе мы выявляем актуальные вопросы профессиональной деятельности, позволяющие ускорить процесс адаптации и становления молодого учителя. Для определения направлений методической работы и ее содержания в ходе диагностики выявляются проблемы, которые испытывает молодой учитель в начале своей профессиональной деятельности. Основным методом работы на первом этапе является посещение наставником уроков молодых специалистов и выявление возникающих у них затруднений. В процессе наблюдения уроков и занятий, их анализа особое внимание обращаю на подготовку к уроку, организационные стороны учебного процесса, знакомлю с методами и приемами работы опытных учителей. Предлагаю методические рекомендации и практические советы. На этом этапе оказывается помощь и в проведении воспитательных мероприятий, что способствует формированию тех качеств, которые и определяют степень мастерства будущего учителя. Организую участие молодого педагога в практикумах по планированию собственной методической работы и работы с детьми, проектированию методической структуры занятия в зависимости от его типа и вида, оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов занятия. Изучаем вопросы объективной оценки знаний учащихся, управление развитием творческих способностей учащихся, личностно-ориентированный подход к образовательному процессу, анализ и самоанализ деятельности педагога. Профессиональное становление молодого учителя связано не только с умением решать известные задачи, но и с наличием мотивационной готовности к поиску и решению задач за пределами любого внешнего контроля. Мотивация к профессиональной деятельности способствует самораскрытию его личности. Молодой педагог может успешно овладеть профессиональными умениями, проявлять некоторые способности и в то же время равнодушно относиться к своей педагогической деятельности, что выражается в низкой восприимчивости к повышению своего профессионального уровня. В рамках работы ШМО молодому специалисту предложила изучить и подготовить выступление по темам: «Основные требования к личностно - ориентированному подходу на занятиях», «Самоанализ занятия», «Как написать конспект занятия?», «Как подготовить современное занятие с использованием ИКТ?», «Как анализировать проведенное занятие?», «Структура занятия».
Все вышеперечисленное делает процесс вхождения молодого специалиста в образовательную педагогическую среду менее болезненным. Учитель чувствует себя увереннее, закрепляется убеждение в правильном выборе профессии. Очень важно, в первый месяц работы молодому специалисту предоставить некую свободу действий, в этот период он знакомится со своим классом, завоевывает авторитет, формирует «дисциплинарное пространство». С моей стороны необходимо методическое сопровождение учебных занятий, внеурочных мероприятий. Классные часы посещаем вместе с заместителем директора по воспитательной работе. Сохранение и наращивание уровня мотивации к профессиональной деятельности, к освоению современных образовательных технологий и самообразованию различными способами - главная проблема следующего этапа.
Для решения этой задачи я стараюсь:
раскрыть профессиональный потенциал молодого специалиста;
привлечь его к участию в общественной жизни коллектива;
формировать у него общественно значимые интересы;
содействовать развитию его творческих способностей.
Процесс адаптации молодых учителей в значительной мере обусловлен степенью и характером помощи, который молодой педагог получает от администрации школы, опытных учителей, коллег по работе.
Этап адаптации - довольно насыщенный процесс. Молодой учитель находится в поле зрения администрации школы, педагога – наставника, педагогов–предметников, учеников, родителей, психолога и социального педагога. Необходимо помнить о дозированности мероприятий. Нельзя допустить перегрузки молодого педагога, поэтому некоторые методические практикумы можно перенести на второй этап – проектировочный.
Второй год наставничества - этап проектировочный.
Цель: формирование потребности молодого специалиста в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании теоретических и практических знаний, умений, навыков. Здесь необходимо понимать, что знает или не знает молодой педагог, умеет или не умеет делать. В процессе диалога с ним необходимо эффективно распределить ресурсы и выбрать соответствующие стратегии адресного развития подопечного.
Задачи:
1) стимулировать личностно-профессиональное развитие молодого специалиста посредством использования эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов;
2) сформировать умение планировать и организовать свою деятельность;
3) обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
Прогнозируемый результат: молодой специалист, способный к проектированию и рефлексии своей деятельности, со сформированной потребностью в постоянном самообразовании.
Формы работы:
индивидуальные консультации;
самоанализ уроков;
мастер-классы;
открытые уроки;
внеурочные занятия; работа над темой самообразования;
На этом этапе осуществляется планирование методической работы, вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя. Я вижу сильные и слабые стороны молодого учителя, адекватность восприятия ситуации, оценку собственных знаний и навыков, открытость к обратной связи. Здесь целесообразно провести анкетирование педагога с целью выявления зоны роста, сфокусировать дальнейшее развитие и предотвратить недооценку молодым учителем своих знаний и умений. На этом этапе продолжаются занятия в «школе молодого педагога», где проводятся педагогические чтения, взаимопосещение уроков с последующим анализом и т.д. Эффективным обучение молодых педагогов не может быть без показательных уроков учителей-предметников, на которых они видят, как план урока претворяется в жизнь и как некоторые этапы урока специально изменяются в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся для лучшего усвоения учебного материала. Понятно, что идеальных уроков не бывает, поэтому важно провести для молодого педагога рефлексию каждого этапа урока. На данном этапе усилия направляются на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодых педагогов, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы. Анализ урока молодого учителя позволяет определить области, которые нуждаются в усовершенствовании. Немаловажную роль играет постоянная мотивация начинающего учителя к инновационным методическим находкам, поиску оптимальных педагогических технологий, подчеркивающих становление профессионального стиля педагога. Знакомство с новыми технологиями осуществляются на лекциях и во время педагогических чтений. Для формирования практических умений можно применять комплексные методы работы: педагогические мастерские, работу в творческих группах, где молодой учитель изучает передовой педагогический опыт, участвует в профессиональных дискуссиях, готовит дидактические материалы, дает открытые уроки. Совместная работа педагогов в ШМО, РМО, способствует поддержанию высокой степени мотивации, в группе молодой учитель обсуждает свои профессиональные проблемы и получает реальную помощь от коллег. Такая активная методическая работа в различных формах (мастер-классы, открытые уроки, семинары, практикумы, мини-лекции и т.д.) позволяет молодым учителям развивать профессиональную компетентность и не испытывать чувство профессионального ограничения. Важно, чтобы учитель погрузился в атмосферу психологического комфорта, которая создается благодаря взаимодействию и поддержке.
Вовлечение молодого учителя в инновационную деятельность возможно через такие формы и методы обучения:
проблемно-деловая игра;
рефлексивно-деловая игра;
работа в составе творческой группы;
лекция,
семинар,
практическое занятие;
педагогические чтения;
«педагогический ринг»;
ярмарка педагогических идей;
просмотр видеофильмов отснятых уроков;
групповые и индивидуальные консультации;
посещение и анализ открытых уроков; мастер-классы;
педагогические мастерские.
Для непрерывного роста профессионализма молодого педагога важно постоянно наблюдать, как молодые специалисты планируют, реализуют и анализируют свои занятия. Необходимо вести работу в трех направлениях: планирование – проведение урока – методический анализ для достижения надлежащего эффекта в развитии молодых специалистов.
Совет. Не нужно осваивать множество технологий, методов и приемов ведения урока. Необходимо найти то, что у молодого педагога получается хорошо и эффективно!
Третий год наставничества – обобщение своего опыта работы. Рефлексивная деятельность педагога: анализ педагогической практики, определение проблем и новых перспектив. На «рефлексивном» этапе усилия наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого учителя, овладение эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе работы.
Целью этого этапа является: создание условий для развития профессиональной рефлексии педагогов в педагогической деятельности, содействовать становлению молодого педагога как самостоятельного учителя.
Задачи:
- сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности;
- умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития;
= самостоятельно управлять своим профессиональным развитием.
Прогнозируемый результат: молодой специалист, умеющий планировать собственную и ученическую деятельность, применять нетрадиционные формы работы, психологически и профессионально готовый к самостоятельной деятельности, творческому поиску и самообразованию. Формы работы:
- индивидуальные, групповые консультации;
- посещение уроков;
- самоанализ учебных занятий;
-мастер-классы;
- открытые уроки;
- внеклассные мероприятия;
- выступления на педсоветах, методических объединениях;
- участие в профессиональных конкурсах.
На этом этапе используются такие средства анализа профессиональной деятельности как: педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков. Не так просто проанализировать то, что происходило на уроке, найти аспекты, которые требуют совершенствования, что позволило бы улучшить качество знаний учащихся. Навык эффективной рефлексии развивается медленно у молодых специалистов, которые только начинают свой путь. Самый лучший помощник в этом деле - посещение занятий друг друга, в результате каждый сможет со стороны оценить эффективность обучения на уроке. Необходимо инициировать оценочный процесс собственного преподавания молодого учителя, чтобы к окончанию урока им было понятно, какие методы и приемы помогают учащимся лучше усвоить материал, какие элементы необходимо доработать к следующему уроку. А развитие творческого потенциала молодых учителей, усиление мотивации к педагогической деятельности осуществляется через участие в инновационной деятельности, в творческих конкурсах, в профессиональных педагогических сообществах. Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной деятельности учителя, которая и становится темой для обсуждения. Это могут быть проблемы поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов и т. п. Активное включение молодого педагога в такие формы работы ускоряют процесс вхождения начинающего учителя в педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии, а в результате молодые педагоги смелее идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию. В рамках деятельности педагогов-наставников целесообразно применение следующих рефлексивных методов обучения.
Метод самонаблюдения как разновидность наблюдения. Выражается в словесных отчетах о том, что видит, чувствует, переживает, как действует сам человек. В процессе рефлексивного наблюдения и самонаблюдения должны быть поставлены задачи сравнения, анализа происходящих явлений и событий.
Метод «исследования себя». Как бы посмотреть со стороны, что есть «Я»? Оценить, проанализировать и увидеть проблемы, наметить пути их решения и определить перспективы.
Метод игры. Рефлексивно-деловые игры – современная активная форма работы с участниками образовательного процесса, представляющая собой организацию особой рефлексивной среды, в которой каждый участник не только приобретает новый когнитивный и поведенческий опыт, но и становится инициатором собственного личностного развития, а также развития своих партнеров. Тренинговый метод как способ организации движения (активности) участников в пространстве и времени тренинга с целью достижения изменений в их жизни и в них самих.
Метод микрообучения и самоанализа. Данный метод огромную значимость имеет в развитии и совершенствовании рефлексивных способностей
Аналогичным является кейс-метод (от англ. case – случай, ситуация, дело), один из популярных активных методов обучения, представляющий собой деловую игру в миниатюре.
Систематическая и целенаправленная работа с молодыми педагогами даёт следующие результаты:
закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации;
формирование у молодых педагогов потребности в непрерывном образовании;
организация системы методической поддержки молодых учителей;
привлечение молодых специалистов к инновационной деятельности образовательной организации;
формирование у молодых педагогов индивидуального стиля педагогической деятельности.
Эффективность моей работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между молодым учителем, другими сотрудниками и руководителем. Здесь должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих к совместным действиям. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагога - наставника и молодого специалиста обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок. Считаю, что правильно организованное сотрудничество, используемые формы методического сопровождения позволили молодому педагогу раскрыть свои творческие способности, таланты, профессиональные качества.
Учитель активный участник в работе школьного, районного и окружного методических объединений учителей русского языка и литературы. Молодой педагог делится опытом работы с коллегами, проводит мастерклассы. Общим итогом наставничества явилось создание портфолио молодого специалиста и аттестация на первую квалификационную категорию. Рекомендации: С целью повышения эффективности наставничества необходимо знакомить педагога с прогнозированием и проектированием совместной деятельности. При этом немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации молодого педагога. Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера и темперамента молодого педагога. В процессе работы обращаю внимание на развитие личностно ориентированных отношений молодого специалиста с коллегами-педагогами. И, пожалуй, одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех школы и системы образования в целом.
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку:
1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучите методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.
9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы.
Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.
Приложение 3. Принципы работы педагога с родителями, способствующие конструктивному взаимодействию
1. Говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии.
2. Быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос.
3. Быть активным (родители не должны брать интервью у педагога).
4. Учитывать эмоциональное состояние родителя.
5. Отказаться от поучений, нотации, высокомерия, разговаривать с позиции партнерства.
6. Предварительно планировать содержание беседы с родителями.
7. Быть доброжелательным.
8. Защищать интересы родителей, а не становиться инструментом в руках администрации.
9. Сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей.
Приемы конструктивного взаимодействия:
1. Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа учителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.
2. Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.
3. Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой.
4. Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.
5. Также очень эффективный прием, особенно если педагогу необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы». 6. После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации учителя в реальную жизнь.