Педагогический проект для детей 5-6 лет «Зима»

0
0
Материал опубликован 2 December 2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска






Педагогический проект для детей 5-6 лет (старшая группа)


 Тема: «Зима»


                                       


Учитель-логопед

высшей кв. категории

Прохоренкова Марина Юрьевна


Смоленск


Педагогический проект для детей 5-6 лет (старшая группа)

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Тип проекта:  краткосрочный

По числу участников проекта:  подгрупповой

Участники проекта: дети старшей группы 5-6 лет с ТНР.

Образовательная область: речевое развитие.


Актуальность

Зима – волшебное время, время чудес. Детям не хочется посещать обыденные занятия, они готовятся к новому году, ждут подарков, праздника и чуда. Даже когда новый год наступил, и Дед Мороз принес желанный подарок под ёлку, все еще вериться в чудо. Когда за окном огромные сугробы и падают искрящиеся снежинки, все еще верится в сказку, а педагоги и дети хотят сами творить чудеса. Этим мы и займемся с ребятами. Мы сами превратимся в волшебников и будем творить чудеса, но и не забудем об обучении. Актуальность данного проекта состоит в том, чтобы посредством волшебной ситуации и интересных упражнений добиваться коррекционно-развивающей цели – устранения тяжелого нарушения речи у обучающихся старшей группы (5-6 лет).

В данном проекте детям будут предложены упражнения и картинный материал, которые познакомят дошкольников с приметами зимы, научат правильно употреблять некоторые предлоги и наречия в собственной речи, помогут научиться составлять связный рассказ про зиму, а также разовьют речевой выдох и мелкую моторику, что, как известно, очень важно для постановки звукопроизношения и речевого развития в целом. И, конечно, на практическом материале пополнится активный словарный запас обучающихся по теме «Зима».

Данный проект может быть использован в работе не только с детьми, имеющими ТНР, но и ЗПР, а также много интересного узнают и воспитанники, не имеющие статус ОВЗ.

Цель: расширение знаний и представлений детей о зиме и новогоднем празднике.

Задачи:

1)      коррекционно – образовательные: расширять, обогащать, активизировать словарь по теме; развивать пространственные представления; учить употреблять предлоги НА, ЗА, ПОД и наречия ПЕРЕД, СВЕРХУ, СНИХУ, ПОСЕРЕДИНЕ; развивать речевой выдох; учить согласовывать прилагательные с существительными; учить согласовывать существительные с числительными; развивать связную речь: высказываться полным предложением и составлять рассказ по теме «Зима».

2)    коррекционно – развивающие: развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, логического мышления, мелкой моторики, памяти;

3)    коррекционно – воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Планируемые результаты

По результатам усвоения темы «Зима» обучающиеся должны:

- активно использовать словарь по теме;

- употреблять предлоги НА, ЗА, ПОД;

- употреблять ПЕРЕД, СВЕРХУ, СНИХУ, ПОСЕРЕДИНЕ;

- использовать более длительный, плавный речевой выдох;

- уметь согласовывать прилагательные с существительными;

- уметь согласовывать существительные с числительными;

- уметь высказываться полным предложением;

- составлять рассказ по теме «Зима».

I. Организационный этап

1. Подбор методической,  научно-популярной литературы, а также мультимедийного материала по теме проекта.

2. Составление плана реализации проекта.

3. Подбор дидактического и коррекционно-развивающего материала.

4. Выбор материала для совместной  деятельности логопеда с детьми.

5. Выбор материала для совместной  деятельности детей с родителями дома.

II. Этап реализации проекта

Дни недели (дата)

Совместная деятельность

Понедельник 

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Зима» (с мультимедийным сопровождением)

Вторник 

Коллективная работа «Новогодняя ёлочка»

Приклеивание частей елки и украшений детьми.

Понедельник 

Рассматривание головных уборов и одежды, которую носят зимой. Карнавальные костюмы.

Изготовление логопедических пособий детьми дома (снежинки, шарики, фонтанчики).

Подготовка детьми к проведению дидактической игры «Волшебница зима». Проведение игры.

Вторник 

Проведение пальчиковых игр по теме «Зима» и на зимнюю и новогоднюю тематику.

Откуда взялось мороженое?

Понедельник 

Приметы зимы. Составление рассказа «Зима»

III. Заключительный этап

1. Коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме «Зима»

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 5-6 лет (старшая группа)

Тема: «Зима»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 6-7 лет.

Задачи:

1)      коррекционно – образовательные: систематизировать представления о зиме; обогатить и активизировать словарь по теме «Зима»; закрепить умение использовать предлоги С и НА; согласовывать прилагательные с существительными;  учить образовывать антонимы; образовывать существительные с суффиксами –онок-, -ёнок-;  закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить образовывать приставочные глаголы; формировать умение образовывать родственные слова.

2)      коррекционно – развивающие: зрительного восприятия с помощью глазодвигательных упражнений, внимания, мышления, памяти.

3)      коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы, воспитывать любовь к окружающему миру.

Оборудование: картинный материал по теме «Зима» или мультимедийное сопровождение - презентация.

План:

I.       Организационный момент (загадка)

II.      Сообщение темы

III.     Изучение нового материала:

- беседа о зиме    

- игра «Снежинки»

- игра «Назови ласково»

- игра «Кто это»

- игра «Наоборот»

IV.    Физкультминутка «Русская душа»

V.      Закрепление изученного материала

- игра со снеговиком

- игра «Назови маму и детеныша»

- игра «Найди похожие слова»

VI.    Итог

Ход занятия

I.       Организационный момент

Логопед: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете отгадать, о чем она.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)

II.      Сообщение темы

Логопед: Вы уже догадались, о чем пойдет речь на занятии? (о зиме)

III.    Изучение нового материала

Беседа о зиме 

Логопед:

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?  ( Зима)

- Какая зимой погода? (холодная, ясная, солнечная, морозная)

- Что выпадает зимой? (снег)

- Какие месяцы зимы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)

- Что делают зимой птицы и животные? (спят, улетают на юг, ищут себе еду, меняют шубку)

- Как люди одеваются зимой? (тепло, в зимнюю одежду)

Игра «Снежинки» 

Логопед: В зимнем лесу пошел снег. Проследим глазами полет снежинок и скажем, куда они летят.

На сосну

С сосны на сосну

Вокруг сосны

С елки

На елку

С елки на елку

Игра «Назови ласково» 

Логопед: назовем ласково все, что видим на экране.

Снег – снежок

Сосна – сосенка

Елка – елочка

Снежинка – снежиночка

Куст - кустик

Игра «Кто это» 

Логопед: Посмотрите, кто прибежал на лесную зимнюю полянку. (заяц). Расскажите, какой заяц, но сказать нужно вот так: «Заяц белый, заяц пушистый»

Прилагательные: быстрый, проворный, косой, осторожный, добрый,  трусливый, серый (летом).

Игра «Наоборот» 

Логопед: Расскажем про зайку со словами «наоборот»

Сам маленький, а ножки … (большие)

Уши длинные, а хвост … (короткий)

Летом серый, а зимой… (белый)

Все животные смелые, а заяц … (трусливый)

Медведь медленный, а заяц  … (быстрый)

IV.    Физкультминутка «Русская душа» 

(движения повторяются за персонажами)

V.      Закрепление изученного материала

Игра со снеговиком 

Логопед: Посмотрите, кто приехал на санках? (снеговик) Давайте покатаем его на санках.

Снеговик ехал, ехал и (что сделал?) к кустам подъехал.

К елке (что сделал?) – подъехал.

С горки (что сделал?) – съехал.

Вокруг елки (что сделал?) – объехал.

До сосны (что сделал?) – доехал.

И к нам (что сделал?) – приехал.

Игра «Назови маму и детеныша» 

Логопед: Назовем вместе животных, которые живут в лесу. Посмотрите на экран. Кто к нам пришел?

Волчица с волчонком

Лиса с лисенком

Медведица с медвежонком

Зайчиха с зайчонком

Игра «Найди похожие слова» 

Логопед: Посмотрите на наш зимний лес. Давайте посмотрим на картинку и найдем похожие слова, слова «родственники». Я начну, а вы продолжите.

Снег – снежный – снегопад, белоснежный  … (снегокат, снегурочка, снежинка, снеговик, снегирь, подснежник, снежки)

VI.    Итог

Коллективная работа «Новогодняя ёлочка»

Цель: совершенствование грамматического строя речи у детей с ТНР

Задачи:

1. Развивать пространственные представления у детей с ТНР

2. Развивать мелкую моторику.

3. Пополнять активный словарный запас обучающихся.

4. Учить употреблять предлоги НА, ЗА, ПОД и наречия ПЕРЕД, СВЕРХУ, СНИХУ, ПОСЕРЕДИНЕ.

Ход игры: дети совместно с педагогом приклеивают части ёлки и украшения, называя детали, и где они будут находиться.

(Красный шар повесим под синим. Большую ветку прикрепим снизу.)

Рассматривание головных уборов и одежды, которую носят зимой. Карнавальные костюмы.

Цель: расширение словарного запаса по теме, совершенствование грамматического строя речи у детей с ТНР.

Задачи:

1. Расширять представления дошкольников о зимней одежде.

2. Развивать мелкую моторику.

3. Пополнять активный словарный запас обучающихся.

4. Расширять представления дошкольников о карнавальных новогодних костюмах.

5. Изучить обобщающее понятие «зимняя одежда».

6. Научить согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: дети совместно с педагогом рассматривают зимнюю одежду, карнавальные костюмы. Используют обобщающее понятие «зимняя одежда». Называют части одежды и костюмов. Рассказывают о назначении одежды и костюмов. Подбирают прилагательные к существительным (мягкая шуба).

Изготовление логопедических пособий детьми дома (снежинки, шарики, фонтанчики).

Цель: поддержание заинтересованности детей в изучаемой теме, вовлечение родителей в обучающий процесс.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику.

2. Пополнять активный словарный запас обучающихся.

Ход: дети совместно с родителями изготавливают дома бумажные снежинки, шарики, фонтанчики.

Игра «Волшебница зима»

Цель: совершенствование речевого выдоха, грамматического строя речи у детей с ТНР

Задачи:

1. Развивать речевой выдох у детей с ТНР для постановки правильного звукопроизношения

2. Развивать мелкую моторику.

3. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

4. Учить согласовывать существительные с числительными.

5. Пополнять активный словарный запас обучающихся.

Ход игры:  дети совместно с педагогом учатся плавно и длительно дуть на изготовленные ими игрушки (шарики, снежинки, фонтанчики). Далее кратко рассказывают об игрушке, используя различные прилагательные. Обучающиеся считают игрушки (одна снежинка, две снежинки и т.д., после усложняется: одна белая снежинка и т.д.)

Пальчиковые игры по теме «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики у детей с ТНР (как залог интенсивного речевого развития)

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику обучающихся. 

Ход игр:

***


Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепим» комочек двумя  ладонями)
Птичек крошками кормили, (крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой  ложкой, руки под щёки)

Маша варежку надела


Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела? (загибаем большой палец)
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
Поглядите-ка, нашла! (высовываем пальчик)
Ищешь, ищешь, не найдешь.
Здравствуй, пальчик (пальчик здоровается, кивает),
Как живешь?


Зайка

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит. (сложить пальчики вместе)
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).
Только заиньке не спится (показываем большой  палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял — и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Снежок


Раз, два, три, четыре, (загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (чертим руками круг) 

Очень гладкий, (одной рукой гладим другую) 

И совсем, совсем не сладкий. розим пальчиком) 

Маленький Егорка


Маленький Егорка (средним и указательным пальцами правой руки «шагаем» по левой от кисти до плеча)

Топает по горке,      

Взял саночки, (кулачек правой руки кладем на плечо) 

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке! (скатываемся вниз как с горки)

Елка


Зелененькая  елочка   (ладони расположены под углом друг к другу, пальцы переплетены и  выпрямлены)

Колючие иголочки.   (руки перед собой, пошевелить пальчиками)

Ветки распушила (руки опустить и потрясти ими)

Снежком припорошила. (погладить себя обеими руками)

На Новый год

Дед Мороз на Новый год (хлопки в ладоши)

Всем подарки раздает (сжимать и разжимать ладошки)


Мишеньке –медок (загнуть большой палец)

Заиньке – морковку (загнуть указательный палец)

Лошадке подковку (загнуть средний палец)

Белочке – корзинку (загнуть безымянный палец)

Машеньке - малинку (загнуть мизинец)

Все подарки хороши, (сжимать и разжимать ладошки)

Веселитесь от души! (хлопки в ладоши) 

Зимой

Снег пушистый лег на ветки. (изображаем руками деревья: сгибаем руки в  локтях и высоко поднимаем их)

И гулять бегут все детки.  (указательный и средний пальцы обеих рук  «бегут» по столу, как ножки)

Лепят бабу под окном, (делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)

Дружно катят снежный ком. (соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)

Лыжи,  (скользить по столу ладонями вперед-назад)

Санки  адони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)

И коньки  (ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)  

Мчатся наперегонки (пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)


Снежный ком

Взяли дети белый ком,  (изображаем ком)

Будем строить снежный дом (движения, изображающие лепку снежков)


Мы польем его водой, (имитируем движения "поливаем водой")

Домик будет ледяной                                       

Ком за комом мы кладем,  (ставим кулачок на кулачок)


Вот и вылепили дом (рисуем в воздухе ладонями домик)

           Откуда взялось мороженое?

Мороженое – древнейший десерт. Еще 4000 лет назад в Китае знатные вельможи лакомились замороженными сиропами. Нечто подобное готовили и в Персии за 400 лет до н.э. Здесь подавали охлажденные снегом сиропы – «шарбат» фруктовый лед. В первом веке мороженное появилось в Риме.

Промышленное производство мороженого началось в США в 1851г. В 20 веке мороженое пережило второе рождение. Главной причиной тому стало распространение холодильников.

В России мороженое появилось в 18 веке.

Приметы зимы. Составление рассказа «Зима»

Цель: совершенствование связной речи дошкольников с ТНР.

Задачи:

1. Научить называть приметы зимы полным предложением.

2. Научить составлять связный рассказ о зиме по схеме.

Ход игры:  дети совместно с педагогом называют признаки зимы по картинкам, стараются отвечать полным предложением. Ребята составляют рассказ о зиме по предложенной схеме.

Комментарии
Комментариев пока нет.