Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 5-6 лет «Зима»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Зима»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2022
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников 6-7 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: систематизировать представления о зиме; обогатить и активизировать словарь по теме «Зима»; закрепить умение использовать предлоги С и НА; согласовывать прилагательные с существительными; учить образовывать антонимы; образовывать существительные с суффиксами –онок-, -ёнок-; закрепить умение употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить образовывать приставочные глаголы; формировать умение образовывать родственные слова.
2) коррекционно – развивающие: зрительного восприятия с помощью глазодвигательных упражнений, внимания, мышления, памяти.
3) коррекционно – воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы, воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: картинный материал по теме «Зима», мультимедийное сопровождение - презентация.
План:
I. Организационный момент (загадка)
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала:
- беседа о зиме
- игра «Снежинки»
- игра «Назови ласково»
- игра «Кто это»
- игра «Наоборот»
IV. Физкультминутка «Русская душа»
V. Закрепление изученного материала
- игра со снеговиком
- игра «Назови маму и детеныша»
- игра «Найди похожие слова»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете отгадать, о чем она.
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)
II. Сообщение темы
Логопед: Вы уже догадались, о чем пойдет речь на занятии? (о зиме)
III. Изучение нового материала
Беседа о зиме
Логопед:
- Какие времена года вы знаете?
- Какое сейчас время года? ( Зима)
- Какая зимой погода? (холодная, ясная, солнечная, морозная)
- Что выпадает зимой? (снег)
- Какие месяцы зимы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- Что делают зимой птицы и животные? (спят, улетают на юг, ищут себе еду, меняют шубку)
- Как люди одеваются зимой? (тепло, в зимнюю одежду)
Игра «Снежинки»
Логопед: В зимнем лесу пошел снег. Проследим глазами полет снежинок и скажем, куда они летят.
На сосну
С сосны на сосну
Вокруг сосны
С елки
На елку
С елки на елку
Игра «Назови ласково»
Логопед: назовем ласково все, что видим на экране.
Снег – снежок
Сосна – сосенка
Елка – елочка
Снежинка – снежиночка
Куст - кустик
Игра «Кто это»
Логопед: Посмотрите, кто прибежал на лесную зимнюю полянку. (заяц). Расскажите, какой заяц, но сказать нужно вот так: «Заяц белый, заяц пушистый»
Прилагательные: быстрый, проворный, косой, осторожный, добрый, трусливый, серый (летом).
Игра «Наоборот»
Логопед: Расскажем про зайку со словами «наоборот»
Сам маленький, а ножки … (большие)
Уши длинные, а хвост … (короткий)
Летом серый, а зимой… (белый)
Все животные смелые, а заяц … (трусливый)
Медведь медленный, а заяц … (быстрый)
IV. Физкультминутка «Русская душа»
(движения повторяются за персонажами)
V. Закрепление изученного материала
Игра со снеговиком
Логопед: Посмотрите, кто приехал на санках? (снеговик) Давайте покатаем его на санках.
Снеговик ехал, ехал и (что сделал?) к кустам подъехал.
К елке (что сделал?) – подъехал.
С горки (что сделал?) – съехал.
Вокруг елки (что сделал?) – объехал.
До сосны (что сделал?) – доехал.
И к нам (что сделал?) – приехал.
Игра «Назови маму и детеныша»
Логопед: Назовем вместе животных, которые живут в лесу. Посмотрите на экран. Кто к нам пришел?
Волчица с волчонком
Лиса с лисенком
Медведица с медвежонком
Зайчиха с зайчонком
Игра «Найди похожие слова»
Логопед: Посмотрите на наш зимний лес. Давайте посмотрим на картинку и найдем похожие слова, слова «родственники». Я начну, а вы продолжите.
Снег – снежный – снегопад, белоснежный … (снегокат, снегурочка, снежинка, снеговик, снегирь, подснежник, снежки)
VI. Итог
Список источников:
1. Теремкова Н.Э Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: Издательство ГНОМ, 2010.
2. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/video/preview/ (дата обращения: 29.11.21)
3. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/images/ (дата обращения: 29.11.21)