12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сальникова Зоя Николаевна34
Мой педагогический стаж составляет 37 лет. 22 года работала воспитателем, 15 работаю старшим воспитателем. Свою профессию обожаю. потому что работать и общаться с людьми люблю. а с профессионалами еще больше.
Россия, Хабаровский край, р.п. Солнечный
2

Педагогический проект «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников»







 





Педагогический проект

«Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников»




МБДОУ детский сад «Светлячок» рабочего поселка

Солнечный Солнечного муниципального района

Хабаровского края


2019 г.




Содержание



Краткая аннотация проекта  Цель и задачи проекта Актуальность проекта

План реализации проекта

Приложения

Фотоотчет

Краткая аннотация проекта

Проект направлен на реализацию задач экологического воспитания дошкольников через игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется уникальная возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности.

 В ходе совместной работы дошкольники познакомятся видами музеев, правилами поведения в музее; смогут взаимодействовать с объектами, которые в природе скрыты от наблюдения или нет возможности их потрогать, взять в руки (птицы, гнезда, насекомые и т.д.), научатся понимать и различать такие понятия как экспонат, экспозиция, экскурсовод и др.; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности. Сформированные умения и навыки помогут воспитанникам совместно со взрослыми создать мини-музеи в групповых помещениях ДОУ.

Проект привлекает внимание детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя, ценить и нравственно – осознанно относится к природным богатствам. А родители становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательной деятельности.


Цели и задачи мини-музеев в ДОУ:

являются действенным модулем развивающей предметной среды;

средством индивидуализации образовательной деятельности;

способствуют воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;

расширяет их кругозор, открывают возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

Цель проекта:

создание    максимальных    условий    для  развития познавательной  активности    и    любознательности  детей и дополнительных условий для организации самостоятельной, совместной работы педагогов и детей в экологическом мини - музее.

Задачи:
С педагогами:

создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;

  стимулировать самообразование педагогов;

формировать детско-взрослую совместную деятельность на материалах музейной практики.


С детьми

развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей, расширять кругозор дошкольников;

обогащать проектно-исследовательские умения и навыки;

Формировать активную жизненную позицию  посредством использования полученных знаний и умений в повседневной жизни.


С родителями
  • заинтересовать родителей в создании мини-музея; создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

 
t1583131947ac.gif



По

продолжительности


Долгосрочный










Тип

проекта


Информационно- творческий











Участники

проекта

Дети, педагоги, сотрудники детского сада

Актуальность проекта:


В 2016 – 2017 учебном году в соответствии со «Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года, коллектив дошкольного учреждения, проанализировав имеющиеся ресурсы, выбрал одно из направлений инновационной деятельности: экологическое воспитание.

Направление было выбрано не случайно, потому что к тому моменту в дошкольном образовательном учреждении наработан материал по реализации регионального компонента, который взаимосвязан с экологическим воспитанием.

Постановка проблемы

Идея создания мини – музеев в дошкольном учреждении возникла в связи с тем, что проживая в маленьком поселке и наши дети не имеют возможности посещать разные музеи. А регулярно посещая районный краеведческий музей, мы отмечали, как дети, воплощали свои впечатления и полученные знания в сюжетно-ролевых играх, активно проявляли интерес к музейной деятельности, собиранию коллекций. Коллекции, создаваемые в группах, требовали систематизации имеющегося материала.

Педагоги детского сада пришли к выводу, что создание мини – музеев в детском саду позволят использовать новые формы организации образовательной деятельности, обеспечивающие повышение уровня развития познавательной активности у детей.

Совместная с детьми работа над созданием мини – музеев, организация образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, предполагающая исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность, способствует становлению ребенка как самостоятельного и инициативного субъекта деятельности.

Практика показывает, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

I этап

Задачи: исследовать условия для реализации проекта

Анкетирование позволило выявить отношение педагогов к музейной педагогике (Приложение 1).

Установлено, что в целом педагоги считают мини – музеи эффективной формой образовательной деятельности, но им необходимо повысить профессиональное мастерство в данном направлении.


Педагогическая диагностика

t1583131947af.gif(входная диагностика)

Опрос детей старшего дошкольного возраста показал, 40% - имеют представления о музее, как месте сбора разных интересных вещей и предметов; 35% - считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть, 25% - узнавать что-то новое, интересное об экспонатах, об истории, о людях. Выяснили, что на экскурсии в районном краеведческом музее с педагогом было 100% детей, с родителями 25%. Посещали другие музеи, в другом городе 15% детей. Опрос родителей позволил установить, что 30 % родителей не любят посещать музеи, считая это анахронизмом. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: « Ничего не поймут, чего зря время тратить». Беседы с педагогами показали, что они считают мини – музеи эффективной формой работы с детьми, но для этого им необходимо изучить дополнительную литературу по данной проблеме.

Вывод: дети проявляют интерес к музеям, хотят узнать новое, но не имеют возможности взаимодействия с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, обращаться с интересными людьми.

Педагоги готовы осуществлять инновационную деятельность, повышать профессиональный уровень.

II этап Содержание проекта

Деятельность и ожидаемые результаты

Срок реализации: сентябрь – май 2016 - 2017 г.

Содержание работы


С педагогами

Изучение теоретической, методической литературы по данному направлению.

2. Семинар – практикум

«Мини - музеи в детском саду как средство экологического воспитания».

Цель: создание условий для организации системной работы, направленной на формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.

повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по созданию и организации образовательной деятельности в мини – музее и лаборатории.

Основные направления экологического воспитания дошкольников

Цели и задачи мини – музея.

Где расположить и как оформить мини - музей.

3.Тематический контроль

Формирование экологической культуры дошкольников.

(О.А. Скоролупова «Контроль воспитательно – образовательного процесса в ДОУ» стр. 79)

Цель: выявить владение педагогами методами и приемами экологического воспитания детей, умения применять знания в практической деятельности.

4. Педагогический Совет (форма проведения КВН)

Формирование экологической культуры дошкольников в процессе образовательной деятельности посредством мини - музеев.

Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

С детьми

Определение уровня знаний детей по данному направлению работы.

Беседы о музеях.

Совместное определение тематики мини – музея, размещение в групповом пространстве. Сбор экспонатов.

С родителями


Изучение степени потребности и желания сотрудничать по данному направлению.

Работа по сбору экспонатов в музеи по их направленности.

Оформление информационного стенда для родителей «Экологическое воспитание детей в повседневной жизни».

Рекомендации по организации наблюдений в природе, организации и проведения дидактических игр дома.




Ожидаемые результаты:

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных форм работы.

Мотивация родителей на активное сотрудничество.


Срок реализации: 2017 – 2018 учебный год

Задача: реализация проекта по всем направлениям.

Деятельность и ожидаемые результаты


С педагогами

Семинар - практикум

Дидактические игры в системе работы по формированию начал экологической культуры детей дошкольного возраста.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в практике работы с дошкольниками интеллектуальных дидактических игр экологической направленности.

Галерея педагогических идей. – май.

Палитра мастерства

Просмотр организации и проведения дидактической игры экологического содержания.

Экскурсия в музей коры.

3. Проведение I этапа конкурса «Лучший мини – музей»

Цель: создание условий для формирования у дошкольников экологического рационального сознания, фантазии, творческих способностей в ходе создания или оформления экспонатов музея.

- Задачи:

- формировать у дошкольников представление о музее;

- содействовать укреплению связи с семьей;

- обогащать предметно – пространственную развивающую среду детского сада.

4. Педсовет в форме Аукциона педагогических идей. Представление дидактических игр и защита.

(Авторство игры, экологическая направленность, полифункциональность).

Представление опыта работы на РМО в МБДОУ детский сад «Лучик» воспитатель Дрокина Е.М. по теме:

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников"

С детьми

Включение работы мини- музеев в образовательную деятельность, прогулки, беседы, игры, праздники и развлечения в соответствии с планированием для каждой возрастной группы.

Продолжить работу над созданием мини – музея в группе. В старшей группе углубить содержание мини – музея.

Музей «Эти удивительные камни» переименован в «В краю оловянных гор»

Неделя мини - музеев". – межгрупповые экскурсии, приглашения в гости: Клуб знатоков птиц. – средняя «А» группа (музей птиц); «Знатоки природы Дальнего Востока» - подготовительная к школе группа (музей коры), средняя «Б» - (мини – музей «Цветы и травы Дальнего Востока)

Интеллектуальная Олимпиада «Тропинки знаний» , посвященная 80 – летию Хабаровского края.

Экскурсия в мини-музей старшей группы МБДОУ «Светлячок» «В стране оловянных гор»

«Гордость поселка – люди его» - встреча с интересными людьми: с геологом Виктором Ивановичем Сучковым. Закрепить понятия «музей», «исторические источники»; расширить и углубить знания воспитанников по истории родного поселка; развивать любознательность; воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

С родителями

Открытие мини – музеев в детском саду.

2. Совместная работа детей, родителей и педагогов по оборудованию экологической тропы в детском саду.

- В процессе создания экологической тропы формировать познавательную активность дошкольников.

Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья. Воспитывать интерес к миру природы, прививать чувство ответственности за ее сохранность.

Час краеведения для старших дошкольников и родителей группах в мини – музее «Знай свой край».


Ожидаемый результат:

Появление интереса у детей к музейной культуре.

Открытие мини - музеев с приглашением детей и их родителей.

Повышение уровня компетентности педагогов в музейной деятельности.

Улучшение качества проведения образовательной деятельности.

Обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

Желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ.


  Срок реализации: 2018 – 2019 г.


С педагогами

1.«Образовательный салон» в рамках августовской конференции, секция «Земля – мой дом, и я хозяин в нем» презентация успешных практик реализации программ эколого-биологической направленности.

Проект по теме «Музейная педагогика в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста». – воспитатели Косенко С.Ю., Дрокина Е.М.

2.Семинар - практикум

Организация и проведение интерактивных занятий, экскурсий в мини –музее.

Цель: мотивация педагогов на системное использование в практике работы с дошкольниками групповых, тематических мини – музеев.

Второй этап смотра - конкурса «Лучший мини – музей»

Цель: реализация направления «Музейная педагогика»; обогащение предметно – пространственной развивающей среды,

создание условий для самостоятельной деятельности детей в мини – музее.

Задачи:

-сделать мини – музей привлекательным для ребенка, за счет наполнения его экспонатами, которые можно потрогать, дидактических игр, с которыми можно поиграть;

- создать систему интересов, значимых для ребенка;

- формировать у дошкольников представления о музее.


Критерии оценки:

- эстетика мини – музея, творчество при оформлении,

- наличие дидактических игр экологического содержания по теме, с описанием правил игры;

- наличие экспонатов, их оформление в соответствии с требованиями;

- наличие памятки для детей в музее, знаков.

С детьми

Организация образовательной деятельности с детьми посредством работы в мини – музее.

Подготовка детей экскурсоводов. Проведение экскурсий, интерактивной образовательной деятельности для воспитанников других групп.

Сравнительная диагностика интегративных качеств старших дошкольников.

С родителями

Участие в реализации проектов, образовательных мероприятиях дошкольного образовательного учреждения.

Награждение активных родителей грамотами.


Итоговая педагогическая диагностика

t1583131947ag.gif

По результатам проведенной работы можно сделать выводы, что проводимая в течении двух с половиной лет работа осуществлялась эффективно, потому что в детском саду на данный момент в группах оборудовано четыре мини – музея: «музей Птиц», «музей Коры», музей « В краю оловянных гор», «музей коры». В результате проведенных методических мероприятий повысилось мастерство педагогов по освоению музейного пространства, его использования в образовательных целях.


Литература

Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка-Пресс, 2008.

Рыжова Н.А. Деревья – наши друзья. Учебно-методический комплект. – М.: Линка- Пресс. 2009.

Рыжова Н.А. Экологически проект Мое дерево‖. М.: Карапуз-дидактика, 2006.

Рыжова Н.А. Экологический проект Напиши письмо сове‖. М.: Карапуз- дидактика, 2006.

Рыжова Н.А. От коллекции к музею. Фотосессия и методические материалы на DVD. – М.: Обруч, 2008.

6.Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. / Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4. – С. 38–42.






ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1


Анкета для педагогов ДОУ  «Мини музей в ДОУ»


Считаете ли Вы создание мини-музея в ДОУ методом проектирования? (да; нет; частично.)

Считаете ли вы мини-музей эффективной формой работы педагогов с детьми и родителями? (да; нет.)

Ваше профессиональное мастерство позволяет Вам: (создать музейное пространство и реализовать работу; самостоятельно; с помощью старшего воспитателя, коллег.)

Какие профессиональные умения по созданию мини-музея Вам необходимо корректировать? (постановка цели; определение задачи; прогнозирование конечного результата; поэтапное выполнение мероприятий; презентация.)

Считаете ли вы возможным расширение образовательной деятельности через приобщение детей к музейной педагогике? (да; нет; затрудняюсь ответить)

Хотите ли вы создать мини-музей в своей группе? (Да, Нет)
Приложение 2

Наблюдение за детьми в условиях музея

Цель: выявление особенностей развития элементов музейной культуры у детей.

Проявление увлеченности, эмоциональности в процессе экскурсии.

Сосредоточенность, повышение внимательности в процессе посещения заинтересовавшей их экспозиции.

Изменение выразительности речи, мимики, движение в ходе экскурсии.

Имитация действий, проигрывание ситуаций.

Ссылки на личный опыт, припоминание виденных

ранее предметов, установление связей с имеющимися представлениями.

Использование образных сравнений, припоминание близких по содержанию строк стихотворений, ссылок на сказки, истории.

Эмоциональные и эстетические суждения, оценки.

Выражение собственного мнения и проявление отношения.


Приложение 3

Направленность интереса детей на музейные предметы (произведения) содержание экскурсии, экскурсовода


Продолжительность рассматривания экспонатов.

Умение внимательно слушать воспитателя, экскурсовода.

  Соблюдает правила взаимодействия с экспонатами, обучающим и развивающим материалом.

Проявление отношения к экспонатам.

Желание рассматривать новые объекты-произведения искусства.

Приложение 4


1.

Любит посещать музеи


Активен, любознателен

2.

Знает, что в музее можно узнать много интересной и полезной информации

t1583131947ae.gif3.

Пользуется правилами мини – музея (экспонаты можно только рассматривать или можно трогать руками)

4.

Пополняет мини – музей экспонатами

5.

Активно участвует в экспериментально – исследовательской деятельности мини - музея

6.

Может поделиться интересной информацией, провести обзорную экскурсию

7.

Заботится об окружающей природе

8.

Умеет слушать, отвечать на вопросы

9.

Коллекционирует какие – либо предметы дома



Приложение 5


Правила музейной педагогики для воспитателей
Правило первое

 К посещению музея необходимо серьѐзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребѐнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.


Правило второе

Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать материал в мини - музее и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Приложение 6


Правила поведения детей в музее.


В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!

Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.

Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.

Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.

 Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.

Можно самому стать экскурсоводом и рассказывать о принесѐнном экспонате истории.

Приглашать в мини-музей интересных «гостей».



Приложение 7


Положение о первом этапе смотра-конкурса на лучший мини-музей среди групп дошкольного образовательного учреждения

Общие положения

Настоящее положение разработано в целях создания дополнительных условий для организации са­мостоятельной, совместной работы педагогов и детей, сотрудничества с родителями воспитанников.

 Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса на лучший мини-музей сре­ди групп МБДОУ детский сад «Светлячок»

2. Цели и задачи конкурса

1.1. Обогащение предметно - пространственной развивающей среды групп.

1.2. Формирование у дошкольников представления о музее.

1.3. Создание условий для развития проектно-исследовательских умений педагогов.

3. Участники смотра-конкурса

В смотре-конкурсе принимают участие воспитатели, специалисты и дети всех возрастных групп.

3. Сроки проведение конкурса.

3.1 Конкурс проводится – 2 октября 2017 г.

3.2 Подведение итогов – 4 октября 2017 г.



4. Критерии оценки


Оригинальность тематики мини-музея, связь выбранной темы мини-музея с экологическим воспитанием;

соответствие содержания мини – музея названию;

эстетичность и оригинальность оформления;

оценка экспонатов: количество, целесообразность, качество, разнообразие, история экспонатов (кто предоставил, рассказ, содержащий интересные факты, связанные с предметом);

место расположения музея, его сочетание с интерьером; удобство для рассматривания экспонатов;

визитка музея;


Оценка каждого критерия по 5 бальной системе.


Подведение итогов и награждение

Победители и участники награждаются дипломами, на педагогическом совете.

Самые активные родители (законные представители) воспитанников, принимавшие участие в награждаются почетными грамотами.


Приложение 8


Педагогический совет по теме

«Формирование экологической культуры дошкольников в процессе реализации задач в соответствии с ФГОС ДО»

  Цель педсовета: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Форма проведения: «Педагогическая мастерская» (тематический, в соответствии с годовой задачей)

Повестка дня:
1. Выполнение решений предыдущего педсовета.
2. Самоанализ и анализ открытой образовательной деятельности.

3. Итоги тематического контроля.

Игра «Экологический калейдоскоп»:

Экспресс – вопросы «Как мы знаем свою природу»

Стереотипы.

Решение педагогических ситуаций.

Задание для капитанов. (формы работы)

Задание для команды.(знание художественных произведений о природе)

Акция.

Рефлексия в форме «синквейна». Подведение итогов.

Решение педагогического совета.

Старший воспитатель:

Из предыдущих ранее консультаций, семинара - практикума, мы педагоги красной чертой подчеркнули главную мысль, что любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саду.

Как писал А.В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать».

Необходимо всегда помнить, что часто невнимательное, порой и жестокое отношение детей к природе, можно объяснить отсутствием у них нужных знаний. Поэтому воспитание сострадания и сопереживания должно происходить в единстве с формированием доступных детям дошкольного возраста экологических знаний.

Система экологических знаний детей дошкольного возраста включает в себя:

- представление о природных объектах, таких как растения и животные, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их нуждах и потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимной связи между всеми живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям их существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и в то же время каждый из них имеет свою экологическую пищу, и все они могу существовать одновременно.

А сейчас я приглашаю вас на игру «Экологический калейдоскоп».

Я предлагаю вам разделиться на две команды. Придумайте название команды. Выберите капитана команды. За каждое правильно выполненное задание, на вашей голубой планете вырастет цветок.

Задание 1 для команд.

А сейчас, для того, чтобы вы немножко активизировались предлагаю вам ответить на экспресс - вопросы. Отвечает тот, кто первый знает ответ. За 3 правильных ответа 1 балл.

1. Из чего муравьи строят свои дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек.)

2.Куда зимой пропадают насекомые? (Прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю, впадают в спячку.)

3.Зачем белке длинный и пушистый хвост?

4.Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

5. Сосет ли на самом деле медведь лапу?

6.Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

7.Почему в зимний день на окнах появляются узоры?

8.Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

9.Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

10.Как летом можно без барометра узнать о приближении ненастья?

11.Почему опадают листья?

12.Дым столбом какую погоду предвещает?

13.Лягушки расквакались к чему?

14.Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата.)

15.Как назвать изменение густоты и окраски шерсти у животных? (Линька.)

Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена, тополя.)

16.Самое большое водное животное? (Кит.)

17.Вестник весны. (Грач.)

18.Какая птица выше всех летает? (Орел.)

19.Ветер разрушительной силы. (Ураган.)

20.В какой книге С. Маршак рассказал про обитателей зоопарка (Детки в клетке.)

21.Какая птица выводит птенцов зимой (Клест.)

22.Какую птицу называют сплетницей (Сороку.)

23.Самое высокое дерево (Эвкалипт.)

24.Каких животных называют листопадничками (Зайчат.)

25.Какую ягоду не едят (Волчью.)

Кто 3 раза родится (Бабочка.)

26.Кто написал «Лесную газету»(В. Бианки.)

27.Что птицам страшнее – голод или холод (Голод.)

28.Какая из наших птиц быстрее всех летает (Стриж.)

Задание 2.

В содержании экологического воспитания существует много стереотипов. Я предлагаю вашему вниманию фразы, а вы должны будете доказать, что это стереотип или опровегнуть. Давайте попробуем рассмотреть некоторые из них. За правильное и полное объяснение, команда получает 3балла.

1. Фраза «человек-царь, хозяин природы» предполагает, что человек может изменять природу для создания наиболее комфортных для своей жизни условий.

Может быть это и не стереотип вовсе? Выскажите вое мнение.
Какую работу вы проведете с детьми по данному направлению ?

Разъяснить, что человек может создавать комфортные условия, но с учетом природных закономерностей.

2. Фраза «вредные и полезные животные, растения» до сих пор широко распространена в классификации живых организмов (вредные, опасные, полезные) и отражает потребительский подход к природе.

В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую, дети оказываются в сложном положении: вначале им рассказывают об опасности ядовитых грибов, а затем – о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно; волки являются санитарами леса, поедая слабых, больных животных, но крадут овец. Вредные животные в представлении дошкольников должны «исправиться», «стать хорошими». В результате дети делают вполне логические выводы: чем меньше «вредных» животных, тем

лучше, поэтому они не нуждаются в бережном отношении и охране.

Если это стереотип, то какую работу необходимо проводить, чтобы у детей онне сформировался?

Задание 3.

Решение педагогических ситуаций.

Ситуации задаются командам. Предлагаются на карточках. За правильный и полный ответ, команда получает 3 баллла, за частичный 2, нет ответа – 0 баллов.

1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: “Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!”. Мужчина, идущий мимо и слышавший этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: “Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?” Тот отвечает “Просто так…”

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

2. Катя шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ей девочку. А потом зло бросила: – Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей \детей\, или остановитесь и поговорите с матерями \детьми\?

4. Придя в детский сад, Маша первая заметила цветок, подбежала к окну, захлопала в ладошки, закричала: Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький, - наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветком, свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо». Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, еще раз посмотреть, какой расцвел цветок, красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке. Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой.

Он пахнет хорошо, - продолжала воспитательница.

Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, его сломать можно. - Показала детям бутон: из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать, течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.

Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией? Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?

Задание 4. Для капитанов.

За правильный и полный ответ капитан может принести в вашу копилку 5 баллов. За частичный 3, не ответил – 0 баллов.

На доске необходимо перечислить формы работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Задание 5. для команд. В этом задании можно заработать до 3баллов.

Пока капитаны работают, предлагаю
вам вспомнить и назвать детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях. В этом задании есть альтернатива – можно вслух прочитать стихотворенье, в котором воспевается природа.

Общая информация

Это интересно знать.

Бумага оставленная в лесу разлагается в течение 5 лет, полиэтиленовая бутылка более 15 лет, автопокрышка через 150 лет.

Чтобы из семени ландыша выросло цветущее растение необходимо не менее 7–8 лет.

От появления всходов черники до образования первых плодов проходит более 10 лет.

Одно муравьиное семейство за год уничтожает до 2 млн. насекомых, из которых большинство – вредители леса.

Астрономы считают началом весны день весеннего равноденствия – 21 марта, когда ночь и день делят сутки пополам.

Самый распространенный овощ в мире – лук. Его остатки находили даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

Задание 6. для команд.

Акция – это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы с детьми. В природоохранной акции могут участвовать сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители.

Предлагаю, обеим командам с оставить план экологических акций:

«Помоги зимующим птицам»

«Сохраним ёлочку для будущих поколений»

За каждый положительный ответ, вы получаете 1 балл, затем суммируете и делите на количество участников команды. Это ваш балл.

А сейчас совсем необычное задание. Рефлексия в форме «синквейн».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
Синквейн – это один из приемов активизации познавательной деятельности.
Синквейн – это не способ проверки знаний, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн – это способ на любом этапе общения, изучения какой-то темы, её обсуждения проверить, что находится у вас на уровне ассоциаций.
Дидактический синквейн
1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.
Я предлагаю вам для синквейна слова на выбор «Экология», «Педсовет» (сегодняшний педсовет)
Подведение итогов игры «Экологический калейдоскоп».

Посмотрите, на нашу планету: я нисколько не сомневалась, что она всегда будет такой цветущей. И от нас, дорогие воспитатели это тоже зависит. Ведь не зная взаимосвязи всего живого в природе, не научившись бережному отношению к природе, мы никогда не будем ценить, то что имеем.

Решение педагогического совета:

1.Осуществлять работу по экологическому воспитанию дошкольников, в соответствии с разработанной циклограммой на учебный год. Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели.

2. Осуществлять «деятельностный» подход в экологическом воспитании, через использование элементарных опытов и экспериментов в природе. Срок исполнения: постоянно. Ответственные: воспитатели.

3. Подготовиться к конкурсу экологических мини – музеев. Срок исполнения: до мая 2017 года. Ответственные: воспитатели.




























Фотоотчет





t1583131947as.jpgМузей коры









t1583131947at.jpg








t1583131947au.jpg






 



 

 

В мини – музее «Цветы и травы Дальнего Востока

t1583131947bc.jpg










 

Экскурсия в мини - музей «Цветов и трав Дальнего Вост 

 


 




t1583131947bi.jpg







t1583131947bm.jpg


 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.