12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пастухова Лариса Владимировна53
Россия, Пермский край, Пермь
2

Педагогический проект "Органы чувств" (опытно-экспериментальная деятельность)

Участники проекта: Дети средней группы  №14, воспитатели, родители

Целевая группа:  Дети  4 – 5 лет

Срок проекта:  2 недели (21 ноября – 2 декабря)

Тип проекта:

По доминирующей деятельности: познавательно – исследовательский

По составу участниковгрупповой


Основания для разработки:

             В дошкольном возрасте проявляется интерес детей к познанию своего организма. Ребенок должен получать элементарные знания о своем организме, о работе органов чувств, т. к. через познание себя он может бережно относиться к своему организму. В нашей группе возникла проблема: частые кровотечения из носа у некоторых ребят. Мы решили заняться решением данной проблемы через погружение детей в исследовательскую деятельность своего организма и в частности, изучением и ознакомлением со своими органами чувств, приучению к заботе и уходу за ними. Зная значение и функции органов чувств, можно, применив в работе с детьми специально подобранные игры, упражнения и занятия, научить детей их эффективно развивать и бережно к ним относиться.

      Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире. Это одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

      Слух – важнейшее из человеческих чувств, несмотря на то, что здоровые люди ценят его меньше, чем зрение. А ведь с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения слух действует непрерывно, даже во сне.

      Развитие чувства обоняния у детей имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ (испорченные продукты), жидкости с резким запахом. Развитие обоняния, особенно при систематическом его упражнении, может достигнуть значительного совершенства.

      Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности (гладкая, шероховатая и т.д.) Всесторонне развитое чувство осязания делает человека способным познавать окружающую действительность во всех ее деталях. Благодаря органу вкуса человек способен ощенить вкус пищи.


Цель проекта: Развитие интереса у детей к изучению своего организма через опытно-экспериментальную деятельность, сохранение и укрепление здоровья


Задачи проекта

1. Вызвать у детей интерес к проектной деятельности.

2. Учить детей планированию предстоящей деятельности, способствовать освоению умений распределять деятельность между сверстниками.

3. Выявить имеющиеся у детей знания и расширить их знания об органах чувств человека – их строении, функциях.

4. Научить детей самостоятельно тренировать свои органы чувств и расширять возможности своего организма.

5. Развивать творческие способности детей. Закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.

6. Воспитывать, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к самому себе.

7. Обогатить словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь по теме проекта.


Ожидаемый результат:

- воспитанники имеют представление об органах чувств человека, знают их основные функции;

- дети демонстрируют предпосылки поисковой и практической деятельности;

- с удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;

- стараются беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать.

Трансляция проекта:

- представить опыт работы педагогам ДОУ

- публикация проекта на интернет-сайтах


Дальнейшее развитие проекта:

- углублять и расширять знания детей об органах чувств, добавляя и расширяя информацию

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный

Направление предварительной работы

Содержание деятельности

1

Работа с детьми

• Сюжетно-ролевая игра «Больница»

• Проблемная ситуация – метод 3-х вопросов.

  Что мы знаем об органах чувств?

  Носом - мы дышим.

  Глазами – смотрим.

  Ушами – слышим.

  Кожей мы чувствуем.

  Что мы хотим узнать?

  - Как беречь органы чувств?

  - Зачем человеку язык?

  - Для чего человеку нужна кожа?

  - Легко   этого необходимо сделать?

2

Взаимодействие с родителями

• Помощь в подборе информации по теме проекта

• Помощь родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевой игре

 3

Работа педагогов

• Подбор информации:

- материалов для проведения викторины «Как я чувствую?»

- рабочих листов с алгоритмом по исследованию органов чувств

- игрушек различного назначения для сюжетно-ролевых игр

- художественной литературы, энциклопедий, игр, картин по теме

- материалов для самостоятельного изготовления игры «Одень детей по сезону»

• Организация целевых прогулок

• Подбор обучающих мультфильмов

• Подбор музыкального сопровождения для проведения бесед и аудиотеки группы

I I этап – Внедренческий


Сроки мероприятий

Формы работы

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

НОД

Режимные моменты

Предметно-развивающая среда


21 ноября

Мотивация.

Планирование с детьми деятельности на неделю

«Дорожка здоровья»

Дидактическая игра «Как мы узнаем предмет?»

Цель: Закрепить знания о роли органов чувств. Напомнить, что у каждого есть помощники, которые нам помогают узнавать предметы, делают они это по-разному. Предложить найти определённый предмет

Материалы для «Дорожки здоровья»: картинки, очки, бинокль, лупа, микроскоп, подзорная труба; будильник;  блюдца с сахарным песком, солью, горчицей, кусочком лимона. На каждом блюдце – ватные палочки, стакан с водой для смачивания палочек; баночки с пропитанными ватными дисками (запахи: пихтовое масло, чеснока, лимона, йода, плотно закрытые; клей, кисточки, салфетки, готовые круги диаметром 10–12 см. ,1/2 цветного ватмана, фломастеры; аудиозапись «звуки природы»; слайды; кусочек меха, пёрышко, шпатель; космическая музыка.

Словарная работаорганы чувств, внутри, ощущает, смотрим, нюхаем, слышим, вкус, язык, нос, уши, глаза, руки, кожа.

Подготовка картинок для оформления коллажа «Дорожка здоровья»

22 ноября

Опыт № 1 «Зачем человеку глаза?»

Цель: Определить значимость глаз в жизни человека

Наблюдения, экскурсия 

Цель: Учить замечать изменения в окружающем мире, развивать зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное восприятие

Дидактическая игра «Отгадайте, какие предметы»

Найдите и назовите приборы, помогающие людям лучше видеть (Картинки: очки, бинокль, лупа, микроскоп, подзорная труба)

Чтение рассказа Е. Пермяка

 «Про нос и язык» 

Картинки: очки, бинокль, лупа, микроскоп, подзорная труба


23 ноября

Опыт № 2 «Воздух»

Цель: определение связи уха с носоглоткой


Дидактическая игра «Отгадай по запаху» 

Цель: формировать умение различать запахи; стабилизировать психическое состояние; активизировать мышление и внимание; формировать навыки саморегуляции

Чтение Э. Мошковская «Мой замечательный нос»«Шум»

Контейнеры тонированные с чесноком, луком, лимоном, сухими духами и др.

Чтение художественной литературы детям в группе Носковы Татьяна Евгеньевна (мама Данила)

25 ноября

Опыт № 3 «Орган слуха»

Цель: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека


Игра «Тик-так»

Нужно найти спрятанный будильник. (Дети ищут будильник)

Цель: закреплять навык определять звуки, познакомить с важным органом -ухом (ушами). С помощью слуха определять звуки

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Органы чувств человека»


Будильник

Аудиозаписи с различными звуками природы


28 ноября

Опыт № 4 «Для чего нам руки?»

Цель: Определить значимость рук в жизни человека

Игровое упражнение «Поможем обезьянке»

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное-несъедобное

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты

Чтение

С. Капутикян «Ротик»,

Н. Кнушевицкая «Глаза»

Материалы для игры:  разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста



30 ноября

Опыт № 5: «Определение вкусовых зон языка»

Цель: Расширять знания детей об органах чувств, упражнять рецепторы детей, учить использовать полученные знания и умения в самостоятельной жизни


Игровое упражнение «У самовара…»(Сладкая среда)

Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.

Материал: чай из мяты, душицы, чабреца.

Предварительная работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца

Ход игры: предложить детям чай из знакомых трав на пробу

Чтение стихотворения

Н. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Травы для заваривания чая

Подготовить для сладкой среды сушеные травы

 1 декабря

Просмотр мультфильмов «О здоровье глаз»«Уши для Ушарика»

Игровое упражнение «Что приготовил повар на обед?»

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда

Чтение стихотворения

Н. Кнушевицкой «Кожа»

Подготовить аппаратуру для просмотра мультфильмов

Оформление  коллажа «Дорожка здоровья»

2 декабря

Рассматривание себя в зеркало

Цель: описать свой портрет

Отгадывание загадок про органы чувств

Цель: Расширять знания детей об органах чувств через восприятие произведений народного творчества

Пальчиковая  игра «Есть пять помощников на службе у тебя» 

Прослушивание

«Песенка про Носы» 

муз. А. Островского,

сл. Зоя Петрова


Материалы для оформления своего портрета

Викторина для родителей «Узнай меня, мама!»


I I I этап – Итоговый

ЗАГАДКИ

Два братца глядятся,

А друг друга не видят. (Глаза)

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Есть у каждого лица

Два красивых озерца.

Между ними есть гора,

Назови их, детвора! (Глаза)

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (Язык)

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

Есть всегда он у людей,

Есть всегда у кораблей. (Нос)

Всегда во рту,

Да не проглотишь. (Язык)

Слышат всё они вокруг,

Кто есть враг, а кто есть друг.

Люди носят в них серёжки,

У коровок рядом рожки.

На макушке у зверушки,

И зовут сестричек (Ушки)

Мы в неё зимой и летом

С головы до ног одеты.

Даже на ночь снять не можем,

Потому, что это (Кожа)

В этой одежде я родился,

В этой одежде в ванной помылся,

Эту одежду снять невозможно.

Эта одежда называется… (Кожа).


Опыт№ 1 «Зачем человеку глаза?»

Лунтик предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? 

Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза:

– Скажи, что у меня в руках? (Ребенок не знает.)

– А что я делаю?

(Лунтик делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может.)

– Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?

(Ответ ребенка; его дополняют другие дети.)

– Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?


Опыт №2 «Воздух»

Цель: определение связи уха с носоглоткой.

Опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха».

Воспитатель предлагает ребенку набрать воздуха и плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и попытаться выдохнуть воздух не открывая рта. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». По окончании опыта ребенок делится впечатлениями. Дети отмечают, что почувствовали давление воздуха, попавшего в нос и в ухо, хотя воздух был набран ртом.


Опыт № 3 «Орган слуха»

Цель: Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека

Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом, он определяет для себя порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом ему закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичные действия. Затем повторяют опыт у другим ухом.


Опыт № 4 «Для чего нам руки?»

Любят труд, не терпят скуки,

Всё умеют наши(Руки)

В: Правильно, руки! Для чего нам руки? Что мы ими делаем?

Воспитатель просит найти различия между двумя бутылками воды. Дети отмечают, что бутылки одинаковые. Воспитатель предлагает потрогать. Дети определяют, что одна бутылка холодная, а другая горячая.

Вопрос: - Какой орган чувств помог вам найти отличия?

- Руки.

Для чего нам нужны руки?

- Это осязание. Оно помогает нам понять, что камень твёрдый, а кошка пушистая.

Дети открывают ящик с осязанием и находят там рукавички. Игра в чудесный мешочек. В рукавичках сложно угадать, какая игрушка в мешочке, а без рукавичек легко.

Вопрос: С помощью какого органа чувств ты угадал?

- А как называется верхний слой, которым покрыты руки?

Загадка вам поможет:

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое:

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша…(Ответы детей)

Кожа - это орган осязания. Именно кожей человек чувствует шероховатость или гладкость поверхности, к которой прикасается. Кожей мы ощущаем тепло и холод, ветер и жар. Кожа может помочь решить нам, что для нас хорошо, а что плохо. Кожа ещё один страж нашего организма.


Опыт № 5«Определение вкусовых зон языка»

Цель: Расширять знания детей об органах чувств, упражнять рецепторы детей, учить использовать полученные знания и умения в самостоятельной жизни.

Перед каждым ребёнком зеркало, блюдца с сахарным песком, солью, горчицей, лимоном. Дети придвигают 1-е блюдце, смачивают водой ватную палочку и обмакивают её в сахар. Далее ребёнок смотрит в зеркало и прикладывает палочку к разным частям языка. Дети называют в какой части языка живут «Сладкие рецепторы». И так определяются все рецепторы языка.


ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ

Дидактическая игра «Ласковые лапки».

На столе лежат 5 мелких предметов, различной фактуры: кусочек меха, кисточка, платочек, шпатель. Ребёнку предложить оголить руку по локоть и с закрытыми глазами определить, какой предмет прикасался к руке.

Игра «Кто самый внимательный».

По команде «ухо» дети должны схватиться за ухо. Можно усложнить, говорить «правое ухо». И так давать разные команды, педагог выполняет вместе с детьми, затем намеренно начинает ошибаться.

Дидактическая игра«Определи на слух» . Цель: закреплять навык определять звуки, познакомить с важным органом – ухом (ушами). С помощью слуха определять звуки

и «Кораблик»

Дидактическая игра «Волшебный мешочек с тактильными крышками».

Цель: Развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, тактильные ощущения, мышление, речь.

Игровое упражнение «Фрукт или овощ?»

Цель: развивать умения познавать признак запаха и классифицировать объекты.

Материал: разложенные по стаканам кусочки фруктов и овощей (огурец, яблоко, банан, апельсин, лимон, лук и т. д.).

Ход игры: предложить детям определить по запаху с закрытыми глазами лежащие в стаканах продукты и разделить их на фрукты и овощи.

.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Опыт №4

В. : Отгадайте загадку:

Всегда во рту,

А не проглотишь.

Что это? (Язык)

- Зачем человеку язык? (Ответы детей)

- Язык - орган вкуса у человека.

- Дети, остался последний ящик, что там? (Контейнер с едой).

- Приглашаю всех на пикник. Но есть мы будем с закрытыми глазами. Что ты съел?

Вопрос: Какой орган чувств помог узнать, что вы съели?

- Рот. Язык.

- Для чего нам нужен рот, язык?

- Язык, это мышца, её, конечно, нельзя накачать, но она может определить вкусная ли еда.

Опыт №6 «Вижу – не вижу»

Цель: Доказать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.

Материал: Карточка, в левом углу которой нарисован крест, а в правом нижнем два круга (маленький и побольше).

Ход: Ребенку предлагаю смотреть одним глазом на крест, второй глаз закрыть ладошкой.

При этом в поле зрения находятся два круга. Затем дошкольника просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Опыт №7. «Реагируем на свет»

Цель: Определить реакцию зрачков на различное освещение.

Ход: Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом в полумраке (при задернутых шторах). Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить свет и восстановить способность различать в этих сумерках предметы.

Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, которые там располагаются, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится желтое пятно, в котором очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с желтым пятном есть слепое пятно. Оно лишено палочек и колбочек. Поэтому, когда изображение попадает на это место, мы не видим того, на что смотрим.

Опыт №9. «Запахи»

Цель: Упражнять детей в различении цветов и пищи по запаху.

Воспитатель предлагает ребенку, не глядя, определить, в какой вазе находятся розы, а в какой ландыши. Можно использовать различные продукты с характерным запахом (черный и белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин, лук или чеснок, котлета или рыба и т. п.).

Опыт №10 «Обоняние»

Цель: доказать необходимость вдоха для определения запаха.

Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла или флакончик из-под духов. Не трогая мешочка, воспитатель предлагает детям по запаху догадаться, что находится внутри.

После ответов детей воспитатель уточняет: для того чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

-Чтение художественной литературы

Цель:

- познакомить детей дошкольного возраста с произведениями художественной литературы и народного творчества валеологической направленности.

- развивать творческую фантазию, умение видеть красоту организма человека в целом и органов чувств, как единицу всего живого.

-Рассказ воспитателя детям о строении уха.

-Беседы

-Беседа по мотивам стихотворения Е. Каргановой «Олины помощники» (О. С. Ушакова «Придумай слово» С. 58)

-Беседы «Что для чего»«Как ухаживать за носом»«Как ухаживать за глазами» Цель: Раскрыть значение органов чувств в жизни человека

-Беседа о значении зрения в жизни людей. Цель: Закреплять представления детей о роли зрения в жизни человека. Учить понимать, какую информацию об окружающем можно получить с помощью зрения

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

-Фотовыставка«Мы бережем своих помощников – органы чувств»Цель: привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.


Экскурсия в медицинский кабинет.

-Выставки детских работ. Цель: Учить передавать в рисунках образ человека, животных, форму глаз, носа, положение и форму ушей, губ, через рисунок передавать настроение, стимулировать желание участвовать в оформлении тематических экспозиций.

«Мой автопортрет»«Папин портрет»«Мамин портрет»«Моя семья»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.