Конспект совместно-познавательной деятельности в разновозрастной группе «Органы чувств»
Тема: "Органы чувств"
Цель:
- Закреплять знания детей об органах чувств человека: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.
- Развивать и гармонизировать эмоциональную сферу детей; познавательный интерес детей.
- Воспитывать потребность быть здоровым; умение беречь свое здоровье.
Материал: непрозрачные емкости, в которых находятся продукты и вещества с разными запахами (цедра апельсина, чеснок и др.) и вкусами (конфета, хлеб, лимон и др.); аудиозаписи различных звуков (шум моря, скрип двери, лай собаки и т.п.); "Волшебный мешочек" с предметами, отличающимися по форме и фактуре поверхности (деревянный кубик, клубок шерсти, наждачная бумага, резиновый мяч); презентация; магнитные доски; мольберт.
Методы и приемы: беседа с детьми, рассказ об органах чувств; рассматривание иллюстраций органов чувств; экспериментирование, зарисовки в книжках.
Ход занятия
Воспитатель обращается к детям:
-Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Собрались все дети в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся! -Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь, друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение на весь день.
Воспитатель: . Я предлагаю вам сегодня отправится в Институт Здоровья. Мы побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. За каждый правильный ответ вы будете получать приз-витаминку. Если соберете все витамины, то вас ждет сюрприз.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие органы чувств вы знаете? (ответы детей: глаза, уши, нос, язык, кожа). Органы чувств помогают нам познавать окружающий мир, и поэтому мы их называем как? (ответы детей:помощниками).
Воспитатель: Вот мы с вами в первой лаборатории. И для того, чтобы понять о каком органе чувств пойдет речь, отгадайте загадку, а ответ нарисуйте в своих книжках:
Бугорок на лице
Помогает нам дышать (Нос.)
Дети на досках рисуют изображение носа, а воспитатель показывает нос на экране.
Воспитатель: Правильно, ребята, это нос. За правильный ответ вы получаете витамину.Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужен нос? (ответы детей: дышать, различать запахи).
Воспитатель: Правильно, давайте с вами подышим: Вдохнем глубоко через нос и медленно выдохнем. Повторить 3-4 раза. Подышали?
А теперь давайте поиграем в игру «Чудо – нос». В этих баночках находятся некоторые продукты. А вы сейчас с закрытыми глазами попробуйте отгадать по запаху, что находится в одной из баночек (Дети по очереди определяют по запаху содержимое емкости, где находятся: чеснок, лимон).
Воспитатель: Так зачем человеку нужен нос и как он помогает нам в жизни? Дети: С его помощью различают запахи, дышат.
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и попали во вторую лабораторию. Для того чтобы понять, какой орган чувств, здесь исследуют, отгадайте загадку и нарисуйте ответ:
Два брата на одной голове живут
Все слышат, а друг друга не видят (уши)
Дети на досках рисуют изображение уха, а воспитатель показывает ухо на экране.
Воспитатель: Правильно, ребята, это уши. Вы получаете еще одну витамину.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны уши? (ответы детей: слышать звуки). Правильно, а сейчас давайте немного поиграем. Проводится игра «Узнай по голосу».Все встают в круг, водящий в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Паша (Маша, Саша),
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя «Ау!»
Глазки закрывай,
Кто позвал тебя, узнай.
Водящий с закрытыми глазами, один из играющих называет его имя. Водящий долженопределить по голосу кто его позвал (игра проводится 3 раза).
А сейчас присядьте на ковер, закройте глаза, положите руки на колени. Будьте внимательны.
Воспитатель включает аудиозапись различных звуков. Какие звуки вы слышите? (ответы детей). Педагог благодарит детей за правильные ответы.
Воспитатель: Так зачем человеку нужны уши и как они помогают нам в жизни?
Дети: Уши помогают нам слышать звуки.
Воспитатель: Умницы! Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются,отгадайте загадку и нарисуйте ответ:
Два брата
Зорко вдаль глядят (глаза)
Дети в книжках рисуют изображение глаза, а воспитатель показывает глаза на экране.
Воспитатель: Правильно, ребята, это глаза. За правильный ответ вы получаете еще одну витаминку.
Воспитатель: Ребята, а для чего нам нужны глаза? (ответы детей: видеть, смотреть телевизор, читать книги и т.д.). Правильно, а сейчас проверим, так ли это. Все закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу (педагог имитирует различные движения). Глаза не открывайте. Скажите, что я делала? Откройте глаза. Вот что я делала (педагог дублирует показанное движение). Зачем нужны глаза? (ответы детей, обобщение педагога).А чтобы глаза хорошо видели, нужно делать специальную гимнастику. Давайте ее сейчас и сделаем.
Зрительная гимнастика:
1. Быстро поморгать в течение 10-15 сек. Повторить 3р.
2. Потереть ладони друг о друга и легко положить их на закрытые глаза на 30-40сек. И открыть глаза.
Воспитатель: Молодцы! Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются,отгадайте загадку и нарисуйте ответ:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
Дети на досках рисуют изображение языка, а воспитатель показывает язык на экране.
Воспитатель: Правильно, ребята, это язык. Вы получаете еще витамину. Ребята, а для чего нам нужен язык? (ответы детей: определять различные запахи). Давайте поиграем. Определите на вкус, что вы пробуете? Дети закрывают глаза, воспитатель дает им попробовать продукты, имеющие разный вкус. Ребята, поднимите руки, у кого был сладкий вкус? Как вы думаете, что это было? (так же с соленым и кислым вкусом) И снова никто из вас не ошибся! Вы хорошо умеете пользоваться вашими органами чувств. Правильно! Ну, вот мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают орган чувств, которые отвечают за осязание. Чем мы с вами ощущаем прикосновение?
Дети: кожей.
Воспитатель: А где самая чувствительная кожа? (ответы детей: на пальцах).
Воспитатель: Верно, ребята. За правильный ответ получаете витамину. Проверим чувствительность ваших пальцев с помощью "волшебного мешочка". По очереди опустите руку в мешочек и ощупайте один из предметов, лежащих в нем. Постарайтесь угадать, что у вас в руках. (Дети выполняют задание).
Ребенок:
Одна дана нам голова,
А глаза два, и уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука, -
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!
(С. Маршак.)
Мы должны беречь наши органы чувств, ухаживать за ними.
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по институту Здоровья. Вы справились со всеми моими заданиями, и я дарю вам обещанный сюрприз (педагог вручает детям бананы).
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И на прощанье
Скажем всем мы до свиданья.