Педагогический проект «Развитие эмоциональной сферы детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности»
Педагогический проект:
«Развитие эмоциональной сферы детей старшего возраста средствами театрализованной деятельности»
Составил воспитатель
Садкова Л.Б.
г.Петровск
2020 г.
Тип проекта:
- по доминирующей в проекте деятельности: практико – ориентированный,
- по содержанию: психолого – педагогический.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.
Срок проведения: долгосрочный (октябрь – май)
Актуальность.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его интеллектуального развития.
Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению чувствительности ребенка, повышению уровня тревожности, осложнениям в обще-нии, трудностям в выражении своих эмоций.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
По мнению А.В. Запорожца, в вопросе развития эмоциональной сферы детей очень важным является включение их в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность. Именно деятельность позволяет ребенку пережить, прочувствовать различные эмоциональные состояния.
Музыкальное и театральное искусство, являясь мощным средством эмоцио-нального воздействия на сферу индивидуального сознания, создает предпосылки для активной деятельности и возможности «выплеснуть» свои впечатления, выразить их в индивидуальном творчестве. На основе театрализованной деятельности могут быть реализованы практически все задачи воспитания, обучения и развития детей. Она может успешно использоваться и для развития эмоциональной сферы, так как для театрализованной деятельности характерны эмоциональные действия, которые выражаются в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения тела), а также в «вокальной мимике» (интонации, тембре, дикции, ритме голоса). Рассмотрев научно – теоретические основы развития эмоций у дошкольников, я пришла к заключению, что роль эмоций в управлении поведением человека переоценить трудно. Не случайно, практически все авторы, исследовавшие эмоции, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением.
Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «Эмоцио-нальное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально – положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических, так и социальных.
В работе я столкнулась с проявлением различных черт характера, с присутствием разного эмоционального опыта воспитанников. В моей группе дети с различными особенностями поведения: есть и шумные, и пассивные, и зажатые, и демонстративные. При внимательном отношении к таким детям я отметила, что немалую роль в возникновении трудностей играют отрицательные эмоциональные переживания, которые способствовали развитию у детей общего эмоционального неблагополучия.
Некоторые дети более ярко проявляли негодование, обиду, бурную радость, восторг. Некоторым было труднее поддерживать диалог, для них важным было собственное действие или высказывание, чем инициатива и речь своего собеседника. Несогласованность коммуникативных действий порождала конфликты, протесты, обиды. Среди детей появились популярные и непопулярные дети. Отношение к ним выражалось в различных эмоциональных проявлениях.
Многолетний опыт работы в дошкольном учреждении, постоянные наблюдения за детьми позволяют мне предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует недостаточное развитие именно эмоциональной сферы. Я обратила внимание на то, что театральная деятельность развивает эмоциональную сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил, коррекции личностных черт детей.
С помощью театра дети нравственно и эмоционально обогащаются, познают окружающий мир, себя и других людей, реализуют творческий потенциал.
Ведь театр – один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсическую (искусственно вызываются воспоминания о переживании) функции.
Поэтому работа, направленная на развитие различных эмоций, очень актуальна и важна.
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного воз-раста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения
Задачи:
1. Выявить уровень развития эмоциональной сферы дошкольников.
2. Разработать и провести цикл занятий, этюдов, направленных на повышения уровня развития эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности.
3. Определить эффективность проведенных занятий, этюдов, направленных на повышение уровня развития эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Изучив необходимую методическую литературу, рекомендации, мною была раз-работана следующая модель работы с детьми в этом направлении:
Создание положительного фона, эмоционального комфорта.
Повышение осознания ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений.
Формирование способности к импровизации, осознания своей собственной уникальности.
Раскрытие творческой индивидуальности ребенка в процессе театрализованной деятельности.
Формирование позитивного отношения к своему «Я».
Овладение ребенком «языком» эмоций, как способом выражения собственного состояния.
Развитие эмпатии.
Формы и методы работы:
наблюдение за поведением детей в игровой деятельности;
анкетирование, опрос;
обработка и анализ данных диагностики;
игры – театрализация, театрализованные представления;
занятия в театральном кружке;
индивидуальные творческие задания;
изготовление атрибутов и пособий к сценкам, постановкам;
беседы, консультации с родителями, привлечение их к созданию предметно - развивающей среды в данном направлении;
чтение художественной литературы.
Ожидаемый результат:
разработана система развития эмоциональной сферы детей через театра-лизованную деятельность;
создана предметно- развивающая среда по теме проекта;
обогащение эмоционального, игрового, коммуникативного опыта дош-кольников, расширение их кругозора, повышение познавательного интереса;
повышение у детей уровня развития речи, общительности, самооценки;
формирование у родителей представлений о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
вовлечение родителей в единое пространство «семья – детский сад»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА.
Октябрь | |||
№. /№ | Мероприятие | Цель, задачи | Виды работы |
1. | Беседа с детьми «Что такое театр?» | Закрепить представления детей о театре. Познакомить с видами театров: художественный, драматический, кукольный и др. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам. | Показ иллюстраций |
2. | Беседа – диалог «Театральные профессии» | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям: актер, режиссер, художник, композитор, декоратор, костюмер и др. Воспитывать желание узнавать новое. | Беседа – диалог с детьми. |
3. | «Веселые сочинялки» | Побуждать детей сочинять несложные истории, героями которых, являются дети. | Работа детей в парах |
4. | Техника речи | Учить пользоваться интонациями при произнесении фраз - грустно, радостно, сердито, удивлённо и т.д. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие. | Показ, объяснение, рассуждение, помощь; |
Ноябрь | |||
1. | Игровой стречинг | Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию. Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и выдержку. | Игры и упражнения: «Мыльные пузыри», «Весёлый пятачок», «Удивлённый бегемот». |
2. | Экскурсия в РДК, в КДЦ «Современник» | Развивать у детей интерес к сценическому творчеству. Активизировать познавательный интерес к театру. Разъяснить детям выражения «зрительская культура» и «театр начинается с вешалки». | Активизация словаря: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, актёр, дублёр. |
3. | Ритмопластика | Развивать у детей умение пользоваться жестами. Развивать двигательные способности детей: гибкость, ловкость, подвижность. Учить равномерно двигаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. | Показ движений, обсуждение, поощрение, помощь (М. Глинка. Вальс «Фантазия»). |
4. | Психогимнастика | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью – мимика, жесты. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание у детей помогать товарищам. Воспитывать чувство уверенности в себе, самоконтроль и самооценку. | Игры и упражнения: «Жадный медведь», «Разные лица» |
Декабрь | |||
1. | Игровой стречинг | Развивать находчивость, воображение, фантазию. Воспитывать коммуникабельность, доброжелательность. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами. | Объяснение игр. |
2. | Ритмопластика | Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью – мимика, жесты. Развивать умение переключаться с одного образа на другой. Воспитывать желание у детей помогать товарищам. Воспитывать чувство уверенности в себе, самоконтроль и самооценку. | Игра «Снежинки». |
3. | Беседа – диалог | Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусств (живописи, скульптуры, музыки, литературы | Знакомство с терминами: |
4. | Игра-театрализация русской народной сказки «Репка» | Развивать ответственное отношение к выразительному исполнению ролей сказки; мимику, жесты. | Выступление в группах младшего возраста |
Январь | |||
3. | Игра – театрализация русской народной сказки «Теремок» | Развивать певческие навыки танцевальные движения; пантомимику. | Выступление в группе среднего возраста |
4. | Игра – театрализация русской народной сказки «Колобок» | Воспитывать умение согласованно и дружно распределять роли. Развивать выразительность речи, силу голоса. | Выступление перед родителями |
Февраль | |||
1. | Ознакомление со сценарием сказки «Гуси – лебеди» | Познакомить детей со сценарием сказки. Описать характерные черты героев сказки, их эмоциональное состояние в различных ситуациях. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других. Развивать выдержку и терпение | Чтение сказки. |
2. | Распределение ролей | . Учить детей дружно и согласованно договариваться. Воспитывать чувство коллективного творчества. Учить соизмерять свои возможности, самооценке и самоанализу. | Беседа |
3. | Ритмопластика | Развивать чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений, двигательную способность и пластическую выразительность. | Показ и отработка движений лебедей; |
4. | Отработка диалогов | Развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах. Развивать связную речь детей. Расширять образный строй речи. Воспитывать уверенность. | Диалоги: Аленушка – родители, братец. |
Март | |||
1. | Праздник мам | Праздничные инсценировки совместно с родителями | Праздничный утренник, посвященный Женскому дню – 8 марта. |
2. | Костюмерная | Привлечь родителей к изготовлению костюмов. Учить детей подбирать для себя костюмы. Развивать самостоятельность, творчество и фантазию. Воспитывать желание у детей помогать товарищам. Развивать эстетические чувства | |
3. | Репетиция | Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Учить показывать образы животных, через пластические возможности своего тела. | Показ |
4. | Генеральная репетиция | Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. | Оценка и анализ |
Апрель | |||
1. | Премьера: сказки «Гуси – лебеди» | Показ музыкальной постановки с использованием русского фольклора по мотивам русской народной сказки « Гуси – лебеди». | Поощрение |
2. | Оформление информационно- просветительского стенда для роди-телей «Развитие эмоциональной сферы у детей» | Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает определённый уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития их ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ сферы, социальной ориентации и нравственной позиции. | Рекомендации, памятки (в течение года) |
3. | Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» | Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театрализованная деятельность является важным средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности и общения детей. | |
4. | Оформление раскладного планшета по теме: «Волшебный мир театра» | Театрализованная игра (или драматизация) является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. | |
Май | |||
1. | Показ открытого мероприятия в ДОУ | | |
2. | Проведение итоговой диагностики | Достижение желаемых результатов | |
3. | Работа над альбомом «Всё о театре» | Учить детей обобщать полученный опыт, делиться впечатлениями о новых знаниях. Развивать эстетический вкус в оформлении альбома | Совместная работа детей, родителей и воспитателей. |
4. | Выступление на педагогическом совете | Подведение итогов по выполнению поставленных задач | |
Список литературы:
Беседы и сказки о семье. А.Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита – Русь,2009.
Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.Д.Маханева. ТЦ «Сфера», Москва, 2009.
В гости к празднику. Сценарии, стихи, игры, шутки, загадки и поздравления
А.Лопатина, М. Скребцова. Москва, Амрита – Русь,2007.
Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. А.В.Щеткин. Москва, «Мозаика – Синтез», 2008.
Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н.В Краснощекова. «Феникс», Ростов на Дону, 2009.
Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. И.Коваль. Харьков, Белгород, Изд. «Клуб семейного досуга»,2010.
Учимся по сказке. Игры- занятия с детьми 3-4 лет. Н.А.Гурьева. С –Пб «Паритет», 2006.
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой, «В мире детских эмоций» Т.А. Даниловой,
Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ. Под ред. Б.Б.Финкельштейн. С-Пб,1999.
Кияйкина Наталья Федоровна