Психолого-педагогический проект, направленный на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР
Психолого-педагогический проект, направленный
на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР
Особенности развития эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР негативно сказываются на развитии их личностной и интеллектуальной сферы. Как уже отмечалось, основные компоненты эмоциональной сферы детей с ЗПР: эмоции, чувства и настроения недостаточно дифференцированы, эгоцентричны, непропорциональны и нечувствительны воздействиям окружающего мира. Поэтому, соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный потенциал воспитанников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки развития эмоциональной сферы.
Следовательно, цель нашего проекта способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи проекта:
Формировать способность детей управлять своими эмоциями и понимать чувства других людей.
Обучать детей способам выражения и дифференциации эмоциональных состояний.
Помочь детям отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие их полноценному личностному развитию.
Развивать адекватную самооценку.
Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
Принципы реализации проекта:
Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.
Возрастное соответствие. Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей данного возраста.
Сочетание статичного и динамичного положения детей. Упражнения статичного характера перемежаются подвижными упражнениями.
Наглядность. Активное использование предметной среды.
Дифференцированный подход. Учет индивидуальных особенностей детей.
Рефлексия. Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на занятии и краткое резюме психолога в конце занятия.
Конфиденциальность. Адресность информации о ребенке родителям, педагогам, воспитателям; недопустимость разглашения медицинских диагнозов детей.
Условия реализации проекта:
Срок - 6 месяцев.
Периодичность - 1 раз в неделю.
Продолжительность – 40-45 минут.
Форма – групповые занятия.
Структура занятий:
Приветствие. Оно служит для формирования позитивного интереса и сплочения группы.
Разминка. Данный вид деятельности снимает эмоциональную напряженность, формирует благоприятный психологический климат, развивает чувство внутренней устойчивости и доверительности.
Основная часть. В этой части решаются цели и задачи занятия, проводится арт-терапия.
Рефлексия занятия. Оценка занятия взрослыми с позиции заинтересованности, продуктивности, полезности, оправданности ожиданий. Дети делятся своими эмоциями (как себя чувствуют «здесь и сейчас»).
Прощание. Оно необходимо для формирования ощущения целостности и завершенности занятия, эмоционального сплочения группы.
Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР (6-7 лет), минимальная численность группы – 5 человек, максимальная – 9-10 человек.
Проект составлен на основе психолого-педагогических разработок И.В. Вачкова, Т.Д. Зинкевич-Евстигеевой, Е.Л. Набойкиной.
Основное содержание
Тема 1. «Знакомство со сказочной страной».
Занятие 1. «Тайна моего Я» (сказкотерапия).
Цель: сформировать позитивное отношение к своему «Я» и взаимодействию с другими участниками.
Содержание:
Ритуал входа в сказку. Дети заходят в комнату, берутся за руки и начинают идти. Психолог просит детей сначала представить, что они идут по зеленой траве и вспоминают, какая она на ощупь. Затем по пустыне (горячий песок), по морю (волны, прохлада) и по лесу (шишки, веточки, иголочки).
Детям предлагается рассказать о себе от имени, какого-либо сказочного героя (каждый ребенок должен придумать себе «псевдоним» сказочного героя). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.
Упражнение 1. «Зеркальное рисование».
Цель: формирование позитивного эмоционального опыта.
Оборудование: карандаши, фломастеры, бумага.
Детям предлагается взять в обе руки карандаши или фломастеры и рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы на чистом листе бумаги.
Занятие 2. «Солнечный Ежик» (су-джок-терапия).
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе су - джок, стимулировать зоны коры головного мозга, ответственные за развитие эмоциональной сферы детей с ЗПР.
Оборудование: су-джок шарик-массажер, цветные карандаши, фломастеры, альбом для рисования.
Упражнение 1. «Приветствие на сегодняшний день».
Цель: создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Содержание. Психолог просит ребят начать работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово, в процессе которого ребенок бросает мяч тому, кому адресует пожелание и одновременно говорит его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараться никого не пропустить.
Упражнение 2. «Зеркальное рисование» (см. тема № 2).
Упражнение 3. «Солнечный Ежик».
Содержание. Психолог читает детям сказку «Солнечный Ежик» и показывает пальчиковые упражнения, дети повторяют движения.
«Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)».
По окончании занятия детям предлагается нарисовать рисунок на тему «Нарисуй свое настроение».
Упражнение 4. «Бумеранг».
Цель: рефлексия прошедшего занятия.
Содержание. Участники сидят в кругу. Психолог раздает детям карточки, где нарисованы 10 домиков. Участники должны заселить домики жильцами – эмоциями. Какими, они решают сами. Человечек должен быть похож на самого ребенка, с такими же эмоциями.
Упражнение 5. Ритуал прощания.
Содержание: Дети встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: "Спасибо, до свидания".
Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта старшие дошкольники с ЗПР:
Проявляют способность управлять своими эмоциями, понимать чувства других людей.
Используют адекватные способы выражения эмоций;. Осуществляют дифференциацию эмоциональных состояний.
Адекватно оценивают себя и свои поступки.
Используют в экспрессивной речи слова, обозначающие различные эмоции, чувства, настроения.