Педагогическое эссе на тему «Я учитель, а это значит...»
Педагогическое эссе «Я – учитель, а это значит…»
В селе ты не просто порядочный житель,
У всех на виду – твоё имя, - учитель,
И спрос с тебя строгий, и честь высока
И ноша твоя на миру нелегка.
Учитель на селе…Это человек, на которого равняются как дети, так и родители. Жизнь сельского учителя связана не только с уроками и его школой. Без учителя на селе не обходится ни одно мероприятие. Он и артист на сцене Дома Культуры, и общественник, и тонкий психолог, умеющий давать актуальные рекомендации ученикам и родителям. Учитель на селе – это образец поведения, культуры и ценностей общества.
К огда меня спрашивают о том, куда я иду утром, имея в виду мою работу, я всегда отвечаю: «К детям!» Вся моя сознательная жизнь связана со школой. Школе посвящаются мои думы, заботы, радости и тревоги. Центр моих притяжений- ребёнок со своим хрупким миром. Войти в этот мир, не разрушить его, дать почувствовать, что этот мир – самое главное, ценное на земле – моя педагогическая философия. Чего ждёт ребёнок от учителя? Любви. Понимания. Сочувствия.
Почему я стала именно учителем, ведь, казалось бы, это так не престижно? Любовь к этой профессии зажгла моя первая учительница: самый добрый и уважаемый человек, который с первых минут пребывания в школе стал для меня идеалом, другом, советчиком. Именно она дала мне понять, что основой этой профессии является любовь к детям, любовь к окружающим тебя людям. И если я вижу, что подарила частичку любви и счастья моим ученикам, значит, я сама стала счастливее.
Я не просто учитель. Я – первая учительница. Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, – своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками и моими помощниками.
Много лет я буду незримо присутствовать в семье каждого ученика. И, возможно, стану хорошим другом семьи на всю жизнь. Как же не расплескать, не растерять то доверие, которое так щедро дарят мне мои ученики и их родители? Поэтому в своей работе всегда нахожу и применяю новые формы работы с родителями с целью сплочения детско-родительского коллектива. Учитель, родители и ученик, на мой взгляд, должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами.
Я считаю, что учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Еще В.А.Сухомлинский поставил перед собой важную пару задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться. Эти задачи остаются для учителя начальных классов очень актуальными и современными. Мне кажется, что профессионал не «ходит на работу», не отбывает «учебные часы», а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на непрерывном творческом поиске во всех видах взаимодействия с учащимися. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Поистине «слагается учительское счастье из ученических побед».Учитель, работающий творчески, не будет ждать, пока для него кто-то специально придумает приёмы и методы работы, он находит их сам. Я рада, что моим ученикам на уроке интересно: они с удовольствием путешествуют по стране «Знаний», летают в космос, попадают в сказку, совершают кругосветное плавание. И когда чувствую отдачу от них, то душа окрыляется, и самое главное, начинаю думать над тем, чем бы их ещё заинтересовать на следующих уроках, чтобы отдача была ещё больше, и это есть стимул для собственного роста.
Учитель – это человек, который стоит между маленьким человеком и огромным миром, который ему предстоит узнать его со всеми его плюсами и минусами. Именно от меня зависит, каким человеком он войдёт в этот мир. Поэтому я стараюсь организовать учебную деятельность так, чтобы он был радостным и успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли ценность личности только на основе его успехов в учёбе.
Работая в школе, очень часто замечаю, как дети тянутся к учителю, стараются прикоснуться, просят идти, держась за руку. Как приблизиться к внутренним тайнам детей? Как не погасить веру в себя, в учителя? Мне кажется, что нужно просто быть рядом! Как нежный росток, которому нужны тепло и влага, а часто и опора, до определенной поры беспомощен, подвержен влияниям извне, ребенок ждет от меня понимания, заботы и просто доброго слова и участия! Все лучшее обязательно раскроется, если рядом с ребенком родители и учитель, излучающие тепло и свет.
Улыбка встречному, а не камень за пазухой, терпимость, а не агрессия, сострадание, а не равнодушие – вот те пути, по которым должен идти человек. Мои ученики должны найти эти пути. И я должна им в этом помочь. Вот почему я каждый день спешу в школу.
Учитель счастлив, если может быть кому-то полезен, если дарит минуты радости и капельки счастья другим, если понимает, что быть педагогом – его настоящее призвание. Действительно, найти своё призвание, утвердиться в нём – источник счастья. Поэтому завтра у меня вновь появится великое желание учить детей и учиться самой, творить и пробуждать к творчеству, ведь я – учитель.
Сегодня, как никогда, педагогика нуждается в новых идеях, новых открытиях. И пусть это сделают мои ученики, выбравшие профессию педагога.