Эссе на тему «Я — учитель? Я — учитель. Я — учитель!»
Я – учитель? Я – учитель. Я – учитель!
Признаюсь, я не ставила перед собой такой цели: стать учителем. Но, выбор был не богат. В Б. средней школе №1, где я проучилась одиннадцать лет, профильное обучение осуществлялось по трём направлениям: педагогическое, медицинское и товароведческое. Вот и подумала попробовать себя в роли учителя, ведь нравилось же мне в детстве с куклами в школу играть. Да и мои учителя, пророчили мне светлое будущее в педагогической деятельности. Возможно, разглядели во мне что-то такое, чего я не замечала или не пыталась заметить в силу своего подросткового возраста. По этой причине, учитель русского языка и литературы, меня периодически привлекала к проверке тетрадей с домашними заданиями, часто оставляла вместо себя на уроке, когда необходимо было одновременно вести уроки в двух классах. Неизменным оставалось и то, что я проводила уроки русского языка и литературы в дни самоуправления. Может быть, тогда, неосознанно, я шла той дорогой, которая и привела меня в школу. Начав учёбу в десятом классе, выбрала профиль: педкласс, и два года, впитывала в себя «азы» учительского мастерства с помощью опытных педагогов нашей школы.
Как-то незаметно подошло и время сдачи экзаменов. Открытый урок провела «на одном дыхании». Не видела никаких экзаменаторов, передо мной были только дети. Сразу выбрала стиль свободного общения и решила для себя: мы – партнёры.
И вот, в выданном мне аттестате, в графе – профильное обучение, появилась запись: учитель начальных классов.
Самым правильным решением, как показывает время, являются именно те решения, которые принимаются импульсивно, когда, о правильном и неправильном, человек вообще не думает. Конечно, я была горда собой. Окончила среднюю школу и уже могу начать самостоятельную жизнь. Но, страх перед неизведанным, заставляет меня сомневаться: «Какой из меня учитель? Какая школа примет такую молодую девчушку на серьёзную работу?» Движимая этой мыслью, принимаю решение, не без участия мамы и моего любимого классного руководителя, поступать в высшее учебное заведение.
Мой первый полёт в самостоятельную неизвестность прошёл быстро и безболезненно. Институт иностранных языков, сдача вступительных экзаменов, зачисление на факультет романских языков, получение места в общежитии. Но вот досада: моя одноклассница, с которой вместе прилетели в И., не сумела поступить ни в одно высшее учебное заведение. Как же я её одну в беде оставлю? Забрала документы из института и, вслед за единственно близким мне, на тот момент, человеком, отправилась на её малую родину в К. Где, как оказалось, я очень пригодилась. В качестве учителя начальных классов, меня приняли как родную, несмотря на мой юный возраст. Мне – 17, но, я (по документу): учитель. Невероятно, но факт: на больших просторах нашей необъятной Родины, есть такие маленькие и уютные школы, о существовании которых многие и не подозревают.
В итоге, по воле случая или судьбы - не знаю, в селе Карлук появился учитель. Только я, всё ещё спрашиваю себя: «А учитель ли?»
Все знают, как «НАДО».
Все знают, как «ПРАВИЛЬНО».
Все знают, как «ДОЛЖНО БЫТЬ»,
Но мало кто знает, чего он ХОЧЕТ на самом деле.
Как-то, в социальных сетях увидела простую формулу счастья и равновесия: «Количество обид и разочарований в твоей жизни всегда пропорционально количеству твоих запросов и ожиданий… Просто разреши результату быть любым и получай удовольствие от процесса».
Итак, я – учитель. Какой же я должна предстать перед третьим классом в десять человек? (Боже, неужели в классе может быть такое маленькое количество учеников?) Во-первых, естественной. Ведь дети хорошо чувствуют фальшь. Во-вторых, уважать маленького человека со всеми его индивидуальными особенностями. В-третьих, взвешивать каждое слово. Ребята должны истолковывать мои слова правильно (хотя, кто его знает, когда оно правильно). В-четвёртых, следовать поговорке: дал слово – держи. И, наконец, стараться оставлять всё «личное» дома, а с детьми быть позитивной и лицеприятной. «Ведь встречают по одёжке, а провожают по уму». Этих нехитрых принципов я придерживаюсь до сих пор, ведь они помогли в моём становлении в профессии. 1990 - 1991 учебный год оказался непростым, не только в плане глобальных перемен в стране, но, и как начало самостоятельной жизни. Благодаря совместному преодолению трудностей, мы сдружились и с ребятами, и, частично, с родителями. Не все приняли молодую неопытную учительницу. Дети учили меня, а я – их. А ещё, мне всегда, в трудных ситуациях встречаются хорошие люди. И таких людей, поверьте, не так уж и мало. Теперь можно точно сказать, добра много не бывает, и оно никогда не иссякнет, пока ты совершаешь добрые дела.
«В любом затруднении скрывается возможность» - слова знаменитого А.Эйнштейна нашли подтверждение и в моём случае. Так получилось, что в первый же год своего учительства, мне «посчастливилось» стать участником районного семинара, который проходил на базе нашей школы. Я просто была обескуражена таким огромным количеством учителей, а их приехало человек 25, в таком маленьком классе с десятью учащимися. И это, я – учитель. Больно представить, какое психическое испытание прошли дети за 45 минут открытого урока. Конечно, хорошо, что есть такая форма обмена опытом, но в любом деле всё должно быть чётко спланировано и обдумано до мелочей. Я выбрала, удобную для таких случаев, нестандартную форму проведения урока «По следам Колобка», но нужна была методическая поддержка профессионала. Благодаря замечательному педагогу С. Татьяне Сергеевне, мой урок заслужил одобрение опытных педагогов. Именно ей я обязана тем, что научилась отгораживаться от того ненужного, что мешает полезной деятельности. Научилась принимать критику в большинстве её проявлений, адекватно реагировать на многие педагогические ситуации и действовать соответствующим образом. Возвращаясь к тому первому семинару, могу сказать о том, что свои начальные выводы были сделаны. Рекомендации учителей учтены.
Урок 1. Эмоциональный настрой только на то, что планируешь выполнить успешно. Сейчас это легко сделать, так как проводится обучение (тренинги, семинары). А в те сумбурные времена психосоматика страдала или не афишировалась.
Урок 2. Проявлять педагогический такт по отношению ко всем участникам образовательного процесса. Ведь благодаря положительному и доброжелательному настрою учительской аудитории, я сумела справиться со своим волнением, и мои ребята, также, не растерялись.
И, наверное, итоговым выводом было осознание того, что мне не хватает знаний.
Поступление и обучение в И. государственном педагогическом университете открыло передо мной «дверь в образование пошире». Я уже работала в М. основной общеобразовательной школе, где и возможностей для учительского роста было больше. И снова на моём пути – умнейший и опытнейший педагог М. Софья Дмитриевна. Её настойчивость, педантичность, методическая грамотность и доброжелательность воспитали во мне организованность, толерантность, порядочность и стремление к успеху. То важное, что я вынесла из пройденного периода учительства, можно выразить словами индийского гуру – наставника (свами) Вивекананда: «Выберите идею. Превратите её в смысл жизни, думайте о ней, мечтайте о ней, живите ею. Пусть мозг, мышцы, нервы, каждая часть вашего тела будут наполнены этой идеей. Пусть другие идеи пройдут стороной. В этом состоит путь к успеху – так и появляются гиганты духа». До гиганта духа я не дотянула, но, в статусном плане, поднялась на планку выше. Стала чаще выступать на разного рода открытых мероприятиях, вести методическое объединение в школе, входить в составы жюри, совершать поездки в близлежащие начальные школы для оказания методической помощи учителям, которые в ней нуждались. Следуя словам актёра и певца Джареда Лето: «Делай сегодня то, что другие не хотят. Завтра будешь жить так, как другие не могут». Вот я и делала, только не для других, а для себя. Постоянно двигаясь вперёд, приобретая бесценные установки, извлекая уроки жизни. И всегда, по пути со мной, шли мои ученики. Их доверие своему учителю дорогого стоит. Ведь помимо учёбы, в школе я была их классной мамой. Мы старались жить увлечённо, с интересом, и обязательно, системно. Любое коллективное творческое дело доводили до логического завершения. Ходили на лыжах в походы, строили снежные крепости, играли в «Зарничку», устраивали «голубые огоньки» и праздновали дни рождения, занимали призовые места в олимпиадах (ведь дети должны видеть результаты своего труда). Ездили в музыкальный театр, устраивали в школе кукольный театр, проводили исследования, защищали проекты. А в конце учебного года совместно планировали то, что хотелось бы провести в следующем классе.
Урок 3. Учитель может быть успешным только в том случае, когда его ученикам с ним интересно.
…Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.
Но когда расцветут ваши милые лица,
И живым любопытством глаза озарит,
И в десятках голов моя мысль шевелится,
И в десятках сердец моё сердце стучит. (В.Тоцкий)
Вот теперь, после многих лет упорного самосовершенствования, я принимаю себя: «Я – учитель!» Но это не значит, что всё усвоено, узнано и ничего не нужно делать. Ведь «учитель – это ученик, навсегда вызванный к доске». Теперь я работаю уже в Манзурской средней общеобразовательной школе, но в должности учителя коррекционных классов. И продолжаю учиться: как очно, так и заочно. Сдаю экзамены, прохожу тестирование, анализирую проделанную работу, веду уроки, участвую в конкурсах, читаю психолого-педагогическую литературу, другими словами, стараюсь «идти в ногу со временем».
Пройдя диагностирование педагогических компетенций в интенсиве «Я – учитель», ещё раз убедилась в том, что выбрала верный путь, и, продолжаю извлекать полезное из всего того, чем занимаюсь.
Урок 4. Любое дело должно быть продуманным и результативным.
Наше государство старается учитывать ошибки прошлых лет и выводит российское образование на глобальный уровень конкурентоспособности, создавая и внедряя разные программы развития. Одной из задач национального проекта «Образование» является повышение мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс.
Бесспорно, применительно к городским условиям обучения, возможностей больше. Доступная образовательная среда, хоть и не повсеместно, но в большинстве школ, в которых работают заинтересованные, творческие, знающие свои права люди, имеется. Дети мотивированы и вовлечены.
Приведу пример интервью директора одной из лучших школ г. Москва. Школу № 109 называют школой Ямбурга. «Чтобы не было зависти и ненависти, в нашей образовательной школе есть своя гончарка, ювелирка, кузница, парикмахерская. Каждый должен быть королём в своём деле». Нам, сельским учителям, о такой материально-технической базе можно только мечтать.
Но, я приземлю себя. Всё получается, когда в этом заинтересованы. В такой связи и появляются лучшие школы. Мне кажется, не нужно «изобретать пятое колесо». Мы сетуем на то, что дети изменились, появилось много с трудным поведением. Я связываю появление большого количества детей с трудным поведением с тем, что на селе школа не может быть конкурентоспособной, так как не с кем соперничать. Ведь на протяжении десятков километров, от мест проживания обучающихся, нет школ, в которые недовольные могли бы перейти. Возможность конкуренции создала бы условия для формирования навыка неукоснительного соблюдения правил школьного поведения.
А что же мы делаем для того, чтобы поменять ситуацию в лучшую сторону? Да, проводим беседы, показываем поучительные фильмы, диагностируем, выявляем, считаем, анализируем, а положительные изменения - ничтожно малы.
Мне видится выход в создании в школе сильной медико-психолого-педагогической службы. Не на пятьсот обучающихся нужны два психолога, а на триста. Обязательно, два дефектолога, два логопеда, работающий медкабинет с медицинским работником. И, начиная с первого класса, диагностируя детей при приёме в школу, выявив ребят с определёнными трудностями, действительно сопровождать их, проводя конкретную работу. Не нужно убирать ставки, не нужна нам новая должность «советника директора по воспитательной работе», оптимизация учебного процесса только «нагрузила» учителей ещё больше. Создание необходимой материально-технической базы в школе, наличие работающей медико-психолого-педагогической службы, чётко выполняющие свои обязанности классные руководители и единое сплочённое руководство учебной и воспитательной деятельностью. Хотелось бы, чтобы все социальные службы района собрались за круглым столом, озвучили проблемы и реально подошли к их решению. Работа по реализации также должна быть не формально-отписочной, а деятельностной. На сайтах каждой организации или в целом, на сайте муниципального района, каждый, «болеющий душой» за улучшения, мог бы видеть результаты.
Иначе говоря, честно относиться к своим обязанностям, иметь твёрдые жизненные принципы, следовать им и помогать людям – залог успешной духовно-нравственной личности.
6
Корнилова Марина Афанасьевна
Тарасова Ирина Викторовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Тарасова Ирина Викторовна