Педагогическое эссе «Реализация экологического образования в условиях современной социоприродной среды»
"Ничто другое, по-моему, кроме нового сознания человека, не в состоянии решить проблемы по сохранению всего живого, окружающего нас, проблемы, в которую мы каждый раз заходим, как в тупик".
Д. Гранин
Эта цитата заставляет задуматься о целостности Природы и Человека. Раньше, даже в центре Тамбова, можно было услышать пение соловья, а зимой наблюдать и заботиться о синицах и снегирях. Стаи воробьев налетали и с шумом отбирали крошки. Казалось, они везде и всегда лезут, отбирают корм у других птиц, но в этом году их не видно. Даже к нашим кормушкам они не прилетали. Не слышим мы и песни соловья. Возможно, где-то им лучше живется, это мы детям так объясняем. А вдруг они вообще исчезнут и попадут в Красную книгу? Мы будем о них рассказывать и показывать картинки в книгах?
Естественно, за многие тысячелетия экология планеты пошатнулась. Люди просто не смогли спасти свое общее жилище от загрязнения окружающей среды. Леса вырубаются, фабрики и заводы сбрасывают отходы в водоёмы и в атмосферу, что приводит к загрязнению воздуха и воды. Животные, растения и живые организмы, живущие в биосфере, вымирают. Многие из них записаны в самую грустную книгу – Красную. Внешне и внутренне Земля изменилась до неузнаваемости…
Тамбов – очень красивый город, историческая часть застраивается, вырубаются фруктовые сады и деревья частного сектора. Никто не спорит, в благоустроенных домах жить лучше, но строя дома для людей, мы разрушаем чужие! Нет рощи - нет дома у соловья. Всё, что создала Природа, начиная от микроскопических созданий и заканчивая Человеком, имеют одинаковые права на существование на Ней. Посадите деревья, будете содержать парковую зону в порядке, будете с детьми слушать соловьиные песни и кормить крошками воробьишек.
Как тут не обратиться к учению В.И. Вернадского о ноосфере, ведь он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, перестраивающего окружающую среду. Устойчивое развитие государства и общества во многом определяется подготовленностью граждан к решению проблем взаимодействия общества с природой. Экологическая обстановка в мировом масштабе прямо пропорциональна уровню экологической культуры общества и находится в прямой зависимости от экологического образования, от них зависит вопрос выживания человечества: сможет ли человек выработать механизмы “био-сферосовместимости”.
Ноосферное образование является опережающим, ориентированным не на то, что есть сегодня и будет завтра, а на то, что должно быть. Прежде всего, это относится к состоянию общества и биосферы, которые должны находиться в состоянии коэволюции (совместной не противоречащей друг другу эволюции), устойчивого развития (без нанесения ущерба будущим поколениям). Грамотно и правильно организация экологического воспитания дошкольников, оптимальное чередование современных образовательных технологий способствует овладению новыми знаниями и умениями, дает практическую модель правильного поведения в природе.