12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич14165
Учитель биологии и географии, а ныне пенсионер, не сидящий без дела и ищущий профессионального общения. Продолжаю разрабатывать игры для уроков биологии и природоведения в начальной школе
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Биологи и экологи»
6

Концепция «Формирование экологической развивающей среды школы в условиях мегаполиса»

Концепция «Формирование экологической развивающей среды школы в условиях мегаполиса»

Содержание

Введение

Анализ исходной ситуации

Основные проблемы

Основные направления деятельности

Этапы реализации концепции

План мероприятий по реализации концепции

Ожидаемые результаты


 


 

ВВЕДЕНИЕ

В течение длительного времени человек стремился покорить природу, уменьшить свою зависимость от её капризов, старался возвыситься над природой. В определённой степени ему удалось это сделать. Но при этом, создавая свою искусственную среду, Люди всё больше и дальше уходили от природы, от её благотворного влияния.

Почему же нас сейчас так тянет на берег моря, в городской парк, в лес, к маленькой тихой речушке или озеру? Да потому, что человек – дитя природы, которого она навечно зримыми нитями притягивает к себе и не отпускает ни на минуту. Общение с природой – это один из самых важных наших инстинктов. Тот, кто умеет общаться со всем живым по-настоящему, с любовью, становится чище и благороднее.

Городская среда вытесняет естественную, потому наши дети многое не видят, не слышат, не чувствуют. Поэтому в целях устранения дефицита общения с природой назрела необходимость создания экологической развивающей среды. Сам термин «развивающая среда» широко используется в дошкольном воспитании. Почему же не продолжить начатое в детском саду и на более высоком школьном уровне?

Экологическая развивающая среда школы – это ближайшее окружение школьников – пришкольная территория с деревьями, кустарниками, цветочно-декоративными растениями, уголки живой природы в рекреациях и классных комнатах.

Почему возникла необходимость создания экологической развивающей среды школы? Да потому, что при её формировании она будет помогать решать триединые цели учебно-воспитательного процесса:

Образовательную – даёт информацию для размышления, обогащает кругозор школьников, способствует формированию правильных отношений с окружающим миром;

Развивающую – в процессе создания этой среды силами школьников, их родителей и учителей идёт сплочение трёх коллективов, формируется умение работать в команде, вырабатывать цели и их достигать, приобретаются навыки ухода за живыми существами, формируется чувство заботливого хозяина

Воспитательную – развивается чувство гордости за результаты своего труда, умение видеть прекрасное и создавать его рядом с собой

Анализ исходной ситуации

Главная составляющая часть экологической развивающей среды – пришкольная территория – испытывает огромную рекреационную нагрузку. В ближайшем окружении в микрорайоне просто нет места для проведения свободного времени молодёжи. Во второй половине дня школьная территория превращается в зону отдыха детей и взрослых, выполняя не свойственную ей рекреационную функцию для жителей микрорайона. Из-за отсутствия ограждений зеленых зон идёт свободное перемещение людей, вступает в действие мощный фактор вытаптывания. Случаи варварского отношения к зелёным насаждениям и вытаптывание тормозят развитие зелёных зон. Именно по этим причинам мал состав древесно-кустарниковой флоры. Из посаженных деревьев выживают лишь те, что растут у заборов или в местах, непригодных для отдыха.

Отсутствие целенаправленной работы по благоустройству школы привело к стихийны, непродуманным посадкам растений, разбивке клумб. Существуют и определённые финансовые трудности, затрудняющие приобретение посадочного материала, удобрений, грунта и инвентаря. В силу вышеуказанных причин школьная территория при высокой рекреационной привлекательности не имеет должной эстетической.

Итоги прошлого года показали. Что в центре образования есть силы и возможности для создания надлежащей экологической среды. Есть достаточно большая группа учителей, готовая помочь посадочным материалом, способная поддержать саму идею развития экологической среды. Видя уже начатую мной работу к этому готовы подключиться родители. Посильную работу выполняют охотно и ученики начальных классов. Необходимо скоординировать все эти силы, направить в нужное русло.

Основные проблемы

Отсутствие собственного лица, своеобразия территории в сравнении с другими школьными территориями ( за такую формулировку проблемы директор уволил меня 14 сентября!!!)

Недостаточная эстетическая привлекательность при высокой рекреационной нагрузке

Отсутствие плана благоустройства и координирующего эту работу центра

Отсутствие целенаправленной работы с учащимися, родителями и коллективом учителей

Отсутствие финансирования при необходимости привлечения специалистов для ландшафтного проектирования

Цели и задачи

Создание эстетически привлекательной экологической развивающей среды

Разработка системы работы с учащимися по участию их в создании РЭС

Привлечение к работе по данному вопросу коллектива учителей, родителей. Общественных организаций и органов местного самоуправления

Разработка плана создания РЭС

Привлечение учителей и родителей к улучшению ближайшего окружения школьников

Создание на территории школы примерного образца учебно-опытного участка школы в условиях мегаполиса с соответствующими микроотделами: цветочно-декоративным, овощным и полевым, лекарственных растений, фруктовым садом, питомником древесных и кустарниковых растений, дендрарием и экологической тропой.

Организация работы по выращиванию собственного посадочного материала


 

Основные направления деятельности

Основные направления деятельности можно объединить в три блока:

Пришкольная территория

Ближайшее окружение – классные комнаты, рекреации

Создание экологического центра

БЛОК ПЕРВЫЙ

Разработка плана благоустройства школьной территории и утверждение его после обсуждения на педагогическом совете

Распределение участков территории по классам. Параллелям или по интересам учащихся, родителей и учителей

Подбор культур и определение их мест для посадки

Расширение школьного питомника древесных и кустарниковых культур

Высадка уже выращенного материала на постоянное место

Создание экологической тропы на территории школы

Разбивка клумб

Продолжение работ по созданию учебно-опытного участка

Пропаганда достижений классов в создании РЭС

БЛОК ВТОРОЙ

Организация конкурса «Лучший зелёный уголок» в рекреациях или в классных комнатах

Изготовление этикеток комнатных растений

Организация работы по уходу за растениями

БЛОК ТРЕТИЙ

Создание на базе кабинета биологии экологического центра для руководства работой по созданию РЭС

Разработка плана работы ЭЦ


 

Этапы реализации концепции ( по годам)

Разработка и утверждение плана создания РЭС. Начало работ на территории школы. Создание ЭЦ

Организация учебно-опытного участка, начало работ по созданию экологической тропы на территории школы

Завершение работ по созданию экологической тропы, по подбору и размещении растений

Завершение работ по созданию уголков живой природы в рекреациях и классных комнатах, закладка фруктового сада выпускниками и родителями

Подведение итогов первой «пятилетки», анализ и определение перспектив дальнейшей работы

Ожидаемые результаты

Итогом этой многолетней работы должна быть созданная силами учащихся, учителей и родителей РЭС, эстетически привлекательная при сохраненной высокой рекреационной нагрузке. Возможно её и увеличение именно за счёт эстетической привлекательности. В процессе создания РЭС будет разработана система коллективных творческих дел, создан культурный ландшафт, выгодно отличающий территорию центра образования от других школ.

Опубликовано в группе «Биологи и экологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.