Статья «Организация психолого-педагогического сопровождения в свете ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ» (1–4 класс)
Организация психолого-педагогического сопровождения в свете ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Под «Психолого –педагогическим сопровождением мы понимаем систему совместной профессиональной деятельности участников психолого –педагогического сопровождения, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» [3].Участниками психолого –педагогического сопровождения являются обучающиеся с ОВЗ, педагог –психолог, социальный педагог, педагоги школы, родители, администрация школы.
Социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
•развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Психолого–педагогическое сопровождение, как процесс целостной деятельности всех субъектов образовательного процесса определяется тремя обязательными взаимосвязанными компонентами деятельности:
1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
2.Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
3.Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении. В соответствии с этими компонентами процесса сопровождения определили конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения: комплексная диагностика, коррекционная и развивающая работа с обучающимися, консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: всестороннее изучение речи обучающихся; проведение индивидуальных и фронтальных занятий; участие в ПМПК; консультирование родителей по их запросам; оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка; заполнение материалов сопровождения.
В обязанности учителя-логопеда входит: комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон; выявление особенностей интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций; проведение групповых и индивидуальных занятий; формирование продуктивных способов мыслительной деятельности; участие в ПМПК; оказание методической помощи учителям; консультирование родителей по их запросам; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; заполнение материалов сопровождения.
В обязанности педагога-психолога входит: комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон; систематическое изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей; контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи; участие в ПМПК; составление индивидуальных и групповых коррекционных программ; взаимодействие с учителями, воспитателями ГПД, учителем-логопедом, педагогом – психологом, социальным педагогом по сопровождению обучающихся; осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими);заполнение материалов сопровождения.
В обязанности классного руководителя входит: комплексное обследование познавательной и эмоционально –волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон; систематическое изучение обучающихся с целью выявления
их индивидуальных особенностей; контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
участие в ПМПК; составление индивидуальных и групповых
коррекционных программ; взаимодействие с учителями, воспитателями ГПД, учителем-логопедом, педагогом – психологом, социальным педагогом
по сопровождению обучающихся; осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими); заполнение материалов сопровождения.
В обязанности социального педагога входит:
проведение обследования жилищно-бытовых условий; взаимодействие с учителями, воспитателями ГПД; осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими), их консультирование; участие в ПМПК.
Особо хотелось бы отметить роль социального педагога в организации обучения детей с ОВЗ.
Социальный педагог – это педагог, который изучает социальное воспитание ребенка в контексте его социализации [6].
Социальный педагог – специалист образовательной организации, также осуществляющий контроль за соблюдением прав ребенка, обучающегося в школе, в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы.
Процесс организованного сотрудничества социального педагога с семьёй включает в себя:
- изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;
- определение общих проблем семьи и её особенностей, отличий от других;
- изучение прошлого семьи;
- определение целей и ожиданий семьи;
- изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи (размер семьи, состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи)
- обследование условий, где проживает семья;
- изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи: поведенческий, эмоциональный и когнитивный компоненты;
- определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают, ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
- определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи, наличие помощи семье от государственных и общественных организаций уже помогал данной семье и помогает в настоящее время;
Таким образом, на основе данных социально-педагогической и социально-психологической диагностики выявляются потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки, социокультурного развития, определяются направления помощи в адаптации ребенка в процессе школьного обучения.
Литература
1.Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ/Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. М.: Просвещение, 2013. 42 с.
2. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях. Методические рекомендации. // МГПУ – М, 2015
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 2012.
4.Головчиц Л.А. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ как условие доступности образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития/ Головчиц Л.А., Царев А.М. //Дефектология. 2014. N 1. С. 3 - 13.
5. Специальная педагогика/под ред. М.Н. Назаровой. М.: Академия, 2000.
6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 200 с.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Электронный ресурс). URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru.
8. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена: (Электронный ресурс). URL: herzen.spb.ru.