12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Илимузина Ольга Павловна45

Разработка урока по изобразительному искусству в 6-м классе


Тема: «Пейзаж в технике граттажа» (1 час)


Цель: знакомство с понятием графика, гравюра, виды гравюр. Выполнение творческой работы в технике граттаж.

Задачи:

закрепить знания о видах гравюр;

научить выполнять гравюру на картоне;

развить творческие подходы к выполнению данной работы; способствовать развитию сенсорных сфер учащихся (глазомер, точность);

воспитать аккуратность, внимательность и эстетический вкус.

Личностные: 

- воспитание любви к природе;

- развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

Метапредметные:

-умение самостоятельно определять цель урока;

-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

Комуникативные:

- расширение навыков общения в условиях коллективной деятельности,
- развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества, 
- умение договариваться, находить общее решение, оказание взаимопомощи.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: изучение нового, практикум.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства: презентация, репродукции гравюр: офорт, ксилография, линогравюра, граттаж, сухая игла.

Материалы для практической работы: картон, воск (свечка), мыло, гуашь черного цвета, игла или остро заточенный карандаш, плёнка, баночка с водой, кисть большая.

Технология критического мышления используется на уроке.


Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Приветствие. Приветствие пальчиками. Желаю, большого, успеха везде, и во всем, здравствуйте.

(Касаются пальчиками, начинают с мизинца, (на каждое слово,) здравствуйте- ладошкой.)


Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Ребята давайте вспомним, над какой темой мы работаем в этой четверти. ПЕЙЗАЖ.

Тема урока: «Пейзаж в технике граттажа»


Составляем кластер на тему Пейзаж, записываем на доске.



Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

Определение цели урока. Знакомство с жанром графика и её техниками.


Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Чтобы разобраться с темой урока мы с вами поделимся на три группы. (По принципу расчета на 1,2,3) Дети подходят к заранее заготовленным трем партам с информацией.

Консультирует

Решение проблемы

Задание для групп.

1.Группа Что такое гравюра? Какие бывают виды гравюр? Перечислить.

2. Группа Расскажите о технике выполнения гравюры.(на выбор из предложенных)

3. Назовите художников искусства, работающие в технике гравюры и их произведения искусства. Показать портрет художника, его репродукции, и основную информацию.

После знакомства с материалом каждая пара рассказывает составленный рассказ по теме вопроса-задания.

Сообщение познавательных сведений.

Учитель: Для нас с вами на уроке самый доступный и безопасный вид гравюрных работ - это граттаж.

Граттаж с латинского языка переводится как «царапать», «скрести». И действительно, чтобы выполнить данный вид гравюры нужно выцарапать верхний слой до основания. (в процессе рассказа демонстрируются слайды)



Консультирует (Одна из видов графических произведений, позволяющие получить печатные оттиски художественных произведений, выполненные на твёрдом материале)


Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Практическая работа.

Учитель проводит вводный инструктаж. Дети внимательно слушают. Раздается карточка задание с этапами выполнения работы. Практическую работу дети выполняют самостоятельно.


- Для выполнения граттажа вам понадобится плёнка для того, чтобы не испачкаться, твёрдый картон в качестве основы, воск (свеча) в качестве грунтовки, мыло для обезжиривании воска, тушь чёрная или гуашь черного цвета, игла или остро заточенный карандаш для того, чтобы царапать рисунок, баночка с водой, кисть большая для нанесения краски.

Карточка задание.


На картон нанести воск методом натирания. (Формат листа половина альбомного листа.)

Затем слой воска покройте краской чёрного (синего)цвета, для того, чтобы краска осталась на поверхности нужно её смешать с мылом (можно использовать жидкое мыло).3.

Просушить. Это будет заготовка для граттажа. А ,пока сохнет заготовка можно прибрать рабочее место и подумать зарисовку пейзажа. Зарисовка, набросок это –(обратиться к учебнику стр. 164)

Выполнить пейзаж.


Внимание: нужно быть крайне осторожными при рисовании, так как совершив ошибку будет очень трудно её исправить.




Консультирует






Средством выразительности техники «Граттаж» является штрих. 

В зависимости от направления штрихов, их толщины, насыщенности можно создать иллюзию пространства на плоскости листа.

Наибольшая выразительность достигается тогда, когда в рисунке возникает необходимый ритм штрихов



Техника штриха имеет свои особенности. Штрих наносится на рисунке в различных направлениях, но по форме предметов, не нарушая цельности их восприятия.




























Учитель проводит текущий индивидуальный инструктаж:

Как только граттажная заготовка просохнет дети приступают к рисованию.

Темой для рисунка пейзаж на тему: «Ночь», «Берег реки Газимур» .

Учитель проводит текущий инструктаж:.

- Повторяю нужно быть крайне осторожными при рисовании, так как совершив ошибку будет очень трудно её исправить.

- Стружка, которая остаётся после процарапывания нужно аккуратно убирать в сторону.



Оценивание

Выставка готовых работ.

Дети закрепляют свои работы на доске (магнитами)

Учащиеся  результат работы своей и одноклассников.

Консультирует, обосновывает оценки

Рефлексия

Возвращаемся к кластеру ПЕЙЗАЖ, добавляем новой информацией полученной с урока.

Домашнее задание.

- Выполнить граттаж в другой цветовой гамме на тему «Мой дом».




Благодарю учеников за урок. Досвидание.

 


Приложение. 1.


Карточка.

На картон нанести воск методом натирания. (Формат листа половина альбомного листа.)

Затем слой воска покройте краской чёрного (синего)цвета, для того, чтобы краска осталась на поверхности нужно её смешать с мылом (можно использовать жидкое мыло).3.

Просушить. Это будет заготовка для граттажа. А ,пока сохнет заготовка можно прибрать рабочее место и подумать зарисовку пейзажа. Зарисовка, набросок это –(обратиться к учебнику стр. 164)

Выполнить пейзаж.


Приложение 2.

Кристина Пенеску, художница-самоучка, живущая в Калифорнии. С детства ей прививали любовь к живой природы. Будучи девочкой, Кристина увлеклась изобразительным искусством, рисуя домашних животных и диких зверей. Волчья тематика с детства чем-то покорили ее сердце и заняла особое место в портфолио художницы. У неё нет специального художественного образования, все свои навыки и умения она развивала самостоятельно. Считая, что природа создала такое совершенство, что художнику остается только лишь увидеть его и далее передать как можно точнее.

Кристина перепробовала много стилей и техник, экспериментировала, и не сразу нашла свою собственную манеру. В настоящее время ей более всего нравятся гратография и акриловая живопись. Техника гратографии  дает возможность процарапывать детали утонченными до такой степени, что в итоге изображение получается более живым, зритель может видеть каждую шерстинку изображенного животного.


Коротко процесс гратографии от Кристины можно описать так… Ровный слой из белой глины наносится на прессованный картон и покрывается черной тушью. Острым ножом Кристина процарапывает тысячи и тысячи тонких штрихов на черной поверхности. Далее она наносит на исцарапанную поверхность еще один более тонкий слой туши. И снова процарапывает ножом. Второй подход позволяет добавить в картину гораздо больше полутонов, повысить реалистичность картин.

Кристина Пенеску (Cristina Penescu) приняли в качестве члена во всемирно известное общество художников-анималистов. Также она является членом в Международном художественном обществе по охране дикой природы.



t1590446201aa.jpg





Приложение 3.

t1590446201ab.jpg

Гравюра — особый вид искусства, который требует от художника навыков обращения не только с карандашом и кистью, но и с резцом. Техника создания гравюр довольно сложная: на пластине из металла, дерева, линолеума, картона и других плотных материалов прорезывается рисунок. Получившуюся основу покрывают краской, а затем отпечатывают на листе бумаги.

Искусство гравюры зародилось в XV веке. Художники той эпохи экспериментировали с доступными материалами — первые граверы использовали недорогие деревянные и металлические пластины (преимущественно из меди). На развитие этого вида искусства во многом повлияло изобретение печатного станка: вскоре на смену рукописным миниатюрам, которыми обычно иллюстрировали книги, пришли гравюры.

Великие художники-граверы, как Мастер Е.С., Мартин ШонгауэрАльбрехт ДюрерДжованни ПиранезиБрейгель СтаршийГюстав ДореЖан Дюве.

С течением времени искусство гравюры развивалось: появлялись новые направления, улучшалась классическая техника гравирования и изобретались новые. Для создания гравюр использовали такие техники, как глубокая или высокая печать, офорт, эстамп, ксилографию, литографию, монотипию, шелкографию. Сегодня эти техники применяются современными художниками-граверами, создающими оригинальные изображения, которые повествуют об окружающем мире — о людях, природе, уникальных предметах и явлениях.


t1590446201ac.jpg









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Паненкова Ирина Михайловна, 26.05.20 в 13:12 0Ответить Пожаловаться
Ольга Павловна, спасибо за интересный материал и такое преподавание детям!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.