Технологическая карта урока ИЗО «Передача настроения с помощью фактуры материала и композиции» (3 класс)
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Изобразительное искусство, 3 класс | ||||
УМК, автор программы | «Школа России», «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас». | ||||
Учитель | Лотарева Ольга Валерьевна | ||||
Тема урока, № урока в рабочей программе | Передача настроения с помощью фактуры материала и композиции. Урок № 6 | ||||
Цель урока | Научится при помощи цвета передавать настроение, познакомится с особенностями рисования парафином. Формирование эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности. | ||||
Тип урока | открытие нового знания. | ||||
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные | ||
Обучить особенностям рисования парафином | Развивать воображение и образное мышление. | Воспитывать любовь к природе, видеть красоту в мельчайших деталях; вызывать чувство радости от результатов работы. | |||
Планируемые результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | ||
Обучающиеся научатся: Наносить по контуру предварительного рисунка парафин, научатся выполнять заливку цветом; Выполнять декоративные детали; Составляя гармоничные композиции; Передавать в цвете настроение; Работать в нетрадиционной технике; | Регулятивные. Обучающиеся научатся: Формировать умение слушать собеседника, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Уметь определять и формулировать цель на уроке; Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Включаться в самостоятельную творческую деятельность по заданным критериям. Коммуникативные. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Оценивать результаты художественно – творческой деятельности Познавательные. Уметь ориентироваться в своей системе знаний; Добывать новые знания; | Личностные. Обучающиеся научатся: Демонстрировать личностный смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с учебными задачами; Расширять диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии; воспитание эмоциональной отзывчивости к определенным художественным образам; Возможность почувствовать себя творцом любого настроения. Умение адекватно оценить своё поведение и поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи; | |||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Пейзаж, парафин. | ||||
Оборудование урока: | Альбомные листы, акварельные краски, кисточки, стаканчики с водой, парафиновая свеча, карандаш, ластик, карманный фонарик. | ||||
ИОС урока | Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение | Необходимое аппаратное и программное обеспечение | |||
| 1.Школа Неменского. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. М.: Просвещение, 2017 | Компьютер (программные средства), репродукции картин художников-живописцев, образец работы. |
Организационная структура урока
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. | УУД |
Орг. Момент | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Валерьевна. Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Настраиваются на работу. Контролируют правильность посадки. | - внутренняя позиция школьника (Л); |
Мотивация к учебной деятельности | Вижу, что вы волнуетесь. Я тоже. Но при этом очень хочу поделиться с вами хорошим настроением и знаниями. | Включение в учебную деятельность. Показ готовности к началу урока. | -самоопределение (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
Проверка готовности к уроку | Давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Посмотрите, у вас на парте должны лежать альбомный лист, краски, кисточки. Ее я вам раздала свечку, и вы должны были принести фонарик | Проверяют готовность к уроку.
| - мотивационная основа - структурирование знаний (П); - извлечение необходимой информации (П); - волевая саморегуляция (Р) |
Постановка учебной задачи | - Скажите, какое сейчас время года? А какая погода? Посмотрите в окно? Давайте подумаем, осенью бывает только пасмурно или солнечно тоже? Какое у вас настроение, когда пасмурно? А какое настроение, когда на небе светит солнце и теплый ветерок с вами весело играет? А как вы думаете, какие цвета будет использовать художник в своей работе, если он хочет нарисовать пасмурный хмурый пейзаж? А какие цвета, если солнечный теплый день? - Давайте с вами сформулируем тему нашего урока. - Попробуйте сформулировать задачи, которые мы ставим перед собой на этот урок (На доске появляется: повторить, узнать, понять) | Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия Формулирование цели и (или уточнение) темы урока | учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
Освоение нового учебного материала | -Посмотрите, какую работу Вы сегодня будете выполнять (показываю образец) -Что здесь изображено? (радуга, дождь, лужи) -Скажите, пожалуйста, если мы видим изображение природы, то какой это жанр? (пейзаж) -Правильно, пейзаж. А что такое «пейзаж»? Пейзаж – жанр изобразительного искусства, центральной темой которого является изображение природы. Название жанра произошло от французского слова «pays» - страна, местность. Жанр пейзажа зародился в Китае в 4 веке н. э. В европейском искусстве жанр стал популярен только в 16 веке. - Мы с вами сегодня тоже станем художниками и нарисуем пейзаж. | Участие в планировании учебной деятельности, разбор цветовой палитры, знакомство с новыми понятиями Отвечают на вопросы, включаются в учебный процесс. | - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - построение речевых высказываний (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); |
Творческая практическая деятельность. Физминутка | -Ребята, при помощи красок и цвета можно передать не только сюжет, но и эмоции. Цвет создает настроение и может успокаивать или волновать. Мы видим цвета и пользуемся ими каждый день, не придавая им особого значения. Цвет-одно из важных средств изображения. Надо правильно и разумно применять его в картинах, создавая нужное настроение и эмоции. Посмотрите на эти пейзажа художников…. Какое настроение передают нам эти картины. А при помощи, каких цветов? - Посмотрите на мой рисунок. Какие эмоции он у вас вызывает? Какие цвета я использовала? А чем выделяется этот рисунок? На первый взгляд эта работа ничем не отличается от обычного, но я здесь использовала необычный материал-парафиновую свечу, которая выполняет роль фиксатора. Парафин не пропускает краску и под ним остается первоначальный фон. -Мы сегодня с вами научимся рисовать в этой технике. И это будет наша необычная работа. -А перед тем, как начать нашу необычную работу, мы с вами выполним необычную зарядку. Я буду вам показывать одни движения, а говорить другие движения. Буду специально вас путать. Вы должны выполнять те, которые я говорю. -Молодцы, садитесь. Вы привыкли сначала делать эскиз карандашом. Сегодня карандаш нам не понадобится, мы будем рисовать сразу парафином. Я вам буду показывать на доске, а вы будете повторять за мной. Ход работы: Проводим линию горизонта Теперь рисуем на нижней части разводы в лужах от капель дождя. С неба, а значит, с самого верха вашего листа рисуем дождик, это просто косые или прямые прерывистые линии. - Посмотрите, вы видите свой рисунок? Для того чтобы нам увидеть рисунок, выполненный свечкой, нам понадобится фонарик. Посветите им и линии станут заметными. 4. А теперь рисуем радугу. Но, обратите внимание. Радуга у вас должна быть расположена правильно по композиции. Примерно по середине и по размеру не должна быть совсем маленькой или большой. Как у нас располагаются цвета в радуге? Все помнят стишок? Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Радуга находится на горизонте. Посветите фонариками, найдите линию горизонта. 5. И нам осталось сделать только фон. Но мы его делаем не одним цветом. Если у вас грустное настроение, вы используете серые, темные цвета. А если у вас веселое настроение, то вы используете яркие чистые оттенки синего и голубого. А теперь посмотрите, происходит маленькое чудо, рисунок выполненный парафином проявляется. И наш рисунок обретает смысл. | Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом). Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений Отвечают на вопросы, включаются в работу.
Выполняют упражнения Повторяют последовательность работы. | - контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); - подведение под понятие (П); - использование общих приемов решения задач (П); - использование знаково-символических средств (П); - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале (П); - построение речевых высказываний (П); - выведение следствий (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) - развитие речи, мышления, воображения школьников (П); - пробуждение познавательного интереса к изобразительной деятельности (П); - стремления совершенствовать умение рисовать (П). |
Рефлексия учебной деятельности | - Урок подходит к концу. Давайте вспомним, с чего он начинался? - Какова тема урока? Какие цели мы перед собой ставили? Всё ли вам удалось? - Что нового узнали? Где и когда эти знания могут пригодиться в жизни? - Хотелось бы вам, рассказать о нашем сегодняшнем уроке кому-нибудь? Почему? - Помогите мне оценить вас. Кого бы хотели похвалить за урок? - Если урок был для вас полезен и понравился, прошу похлопать в ладошки, а кому не понравился, и вы ничего нового не узнали, потопайте ножками. - А как мы, люди, должны относиться к природе? Почему? - Давайте устроим выставку и повесим ваши рисунки на доску. | Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия. Осуществление самооценки Вешают работы на доску. | - внутренняя позиция школьника (Л); - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - эмпатия (Л); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) формирование познавательной и личностной рефлексии (Л) |
Информация о домашнем задании | Кто не успел закончит на уроке, вы завершаете работу дома. Можете ещё повторить в такой технике другой сюжет. Например, нарисовать аквариум. Где контур рыбок пузырики воздуха выполнить парафином. Всем спасибо за урок и до свидания. | Осуществление выбора задания для самоподготовки | |