Технологическая карта урока по математике «Сравнение площадей с помощью мерок. Таблица умножения на 7» (3 класс)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока по математике. 3 «а» класс.
УМК "Гармония"
Тема: «Сравнение площадей с помощью мерок. Таблица умножения на 7»
Учитель: Себетеева Анастасия Вячеславовна
Тема: Сравнение площадей с помощью мерок. Таблица умножения на 7.
Цели: Учиться сравнивать площади с помощью мерок. Рассмотреть и усвоить табличные случаи 7·7, 7·5, 7·3.
Задачи:
Образовательная:
- Закреплять знания изученных таблиц умножения и умение решать задачи изученных видов.
- Продолжать знакомить детей с площадями фигур, их сравнением с помощью мерок.
- Запоминание трёх новых случаев табличного умножения: 7 • 7, 7 • 5, 7 • 3, решение равенств и неравенств с ними.
Развивающая:
- развивать вычислительные навыки, умение решать задачи;
- формировать умение самостоятельно применять имеющие знания;
- развивать память, логическое мышление, математическую речь обучающихся;
- развивать общеучебные умения, формировать умение работать в паре, группе, коллективе и самостоятельно.
Воспитательная:
- Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы, чувство ответственности, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу;
- Прививать интерес к предмету математика, расширять кругозор обучающихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- Учебник «Математика» 3 класс, часть 1, Истомина Н. Б. – 11 изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2014.
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентация с заданиями.
- Сигнальные карточки – красные и зелёные.
- Задания на карточках с умножением.
- Музыкальная видеозапись физкультминутки.
План урока:
-
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Устный счёт.
4. Работа по теме урока.
5. Работа по усвоению таблицы умножения с числом 7.
6. Итог урока. Домашнее задание.
Дополнительное задание.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент Цель: мотивация, подготовить учащихся к работе. Создать положительную эмоциональную атмосферу. - Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас – Математика сейчас. - Добрый день, ребята, садитесь! Сегодня урок математики у вас буду проводить я, меня зовут Анастасия Вячеславовна! -Закройте глаза, положите правую руку на сердце. -Почувствуйте, как оно бьётся и посылает нам импульсы добра и счастья.Давайте эти импульсы пошлём друг другу, чтобы в нашем классе все любили друг друга, совершали только добрые поступки и были всегда счастливы. - Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга. На уроке нас ждут удачи, которым мы будем рады, а также могут быть и неудачи, с которыми мы, конечно – же справимся вместе! Вы все приготовились к уроку. У всех хорошее настроение. Начинаем работать. 2.Сообщение темы и целей урока. - Сегодня мы будем продолжать работать со сравнением площадей с помощью мерок. А также познакомимся с таблицей умножения на 7.Слайд 1. - Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся в волшебный лес, во владения доброй феи. А помогать нам во время путешествия будет Сова - умная голова. 3.Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Устный счёт. - Чтобы войти в волшебный лес, мы должны выполнить задание Совы. (Слайд 2) 1) На слайде - числа: 68, 48, 97, 44, 20, 24, 6, 46. Какое число лишнее? (6) Почему 6?
Назови числа в порядке возрастания.
Какое число является предыдущим для числа 24? (23) Какое число является последующим для числа 68? (69) Посмотрите на наш ряд чисел и скажите, в каком числе количество десятков и количество единиц одинаково? (44) Какое число больше 90 на 7? (97) В каком числе количество единиц отсутствует? (20) Посмотрите внимательно на ряд чисел, и скажите, в каком числе сумма цифр равна 12? (48) - Молодцы, ребята! Мы справились с заданием Совы и можем войти в волшебный лес. - Мы с вами отправляемся по лесным тропам. Кто нас встречает в лесу? Отгадайте загадку. С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу Рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка) Слайд № 3. Сова - умная голова предлагает вам выполнить ещё одно задание, выполнив его, вы узнаете кое-что новое. Посмотрите на экран. «Белка с бельчатами». - Решите цепочку примеров и вы узнаете, когда бельчата впервые начинают грызть орехи и шишки. 34+6-10+2+9-1+20+12 – 32 = 40 2) Работа в тетрадях. - Ребята, откройте тетради, вспомним правила посадки при письме. Запишите дату, классная работа. 1) Следующее задание Совы! Сейчас я попрошу двух учеников поработать у доски по карточкам. Кто желает? 2 · 9 = ? 3 · 8 = ? 4 · ? = 36 8 · ? = 40 ? · 9 = 54 ? · 7 = 63 3 · 5 = ? 3 · 4 = ? (208 – 200) ·1 = ? (508 – 500) · 1 = ? - Остальные ребята работают со мной. Слайд 4 и 5. Мы с вами поиграем в игру «Молчанка». Я вам буду показывать числа по порядку, а вы их должны умножать на то число, которое записано в середине, а в тетради записывать только ответы, а затем мы их вместе проверим. - Встаньте те, ребята, у кого нет ошибок. Молодцы! Садитесь. - А сейчас проверим работу ребят на доске. Приготовьте сигнальные карточки. Если число вставлено верно, то показываем зеленую карточку, если неверно, то красную. Работа по теме урока. Фронтальный опрос. - Сегодня мы продолжаем тему прошлых уроков, т.е. будем сравнивать площади с помощью мерок. - Вспомните, с каким главным правилом при измерении площадей фигур вы познакомились на прошлом уроке?
- Ребята, Сова просит нас вспомнить, что такое площадь?
- А как можно сравнивать фигуры?
Практическая работа Слайд 6 - Посмотрите на фигуры. Какие это фигуры? Как их сравнить? (Наложением) - Что можно сказать про площади фигур? - Почему? Слайд 7 - Как можно сравнить квадрат и треугольник? (На глаз, а можно наложением) - Что можно сказать о площади этих фигур? Почему? Слайд 8
- Можно ли сравнить данные фигуры? Как? - Девочки подсчитают число клеток у зелёной фигуры, а мальчики подсчитают число клеток у синей фигуры.
- Сколько получилось клеток у зелёной фигуры? - Сколько получилось клеток у синей фигуры? - Что можете сказать про площади фигур?
Работа по учебнику - Откройте учебник на стр.34. Задание № 108. Прочитаем задание. - Ребята, нам нужно начертить в тетради точно такие – же фигуры. Скажите, что это за фигуры? - Что мы можем сказать о прямоугольниках?
- В чём их отличие?
- Чертим точно такие-же фигуры, не забываем, что чертим, начиная с точек! Потом точки соединяем! - Верно ли утверждение, что площади этих фигур одинаковы?Что нужно сделать для того, чтобы узнать, так ли это?
- Есть ли у нас неполные квадратики?
- Какой меркой вы воспользуетесь для доказательства своего ответа? - Ребята, закрасьте мерки.
- А сейчас, ребята, Сова – умная голова предлагает нам отдохнуть! Все встаем на физкультминутку! Физкультминутка. На выбор: музыкальная или по данному тексту. Вы устали, засиделись? Вам размяться захотелось? Отложите вы тетрадки, Приступаем мы к зарядке. Динамическая пауза: Только в лес мы все зашли, появились комары. Ребята, переходим к заданию №109. - Прочитаем задание. Давайте проанализируем рисунки, скажите мне, пожалуйста, какой формы эти фигуры? - Я предлагаю рассмотреть фигуры под цифрой 1. Какую мерку для сравнения площадей мы возьмём? - Верно, давайте подсчитаем площадь каждой фигуры. (На доске записываю – Прямоугольник слева – 20 клеток, прямоугольник справа – 21 клетка. Прямоугольник слева – 24 клетка, прямоугольник справа – 24 клетки.) - Можем ли мы ответить на вопрос, для какой пары прямоугольников будет верным высказывание? (Для первой пары верным будет первое высказывание (площадь прямоугольника слева меньше площади прямоугольника справа), а для второй пары верным является второе высказывание (площади прямоугольников одинаковы)).
- Ребята, смотрим следующий вопрос нашего задания. К какому прямоугольнику соответствует каждое выражение и что оно обозначает? (Но, пользуясь новым понятием, лучше сказать так: «Выражения, записанные под фигурами, обозначают площади фигур, если площадь каждой измерять меркой в 1 клетку. Для прямоугольников первой пары это будут выражения 4 · 5 и 3 · 7, а для прямоугольников из второй пары – 8 · 3 и 12 · 2. - Ребята, давайте найдём значение этих выражений. (Учащиеся находят значения данных выражений, представляя каждое произведение в виде суммы одинаковых слагаемых). - Как мы будем решать выражения?
- Вопрос «Как можно проверить полученный результат?» я предлагаю вам обсудить в паре. (Как показывает практика, многие дети уверенно заявляют, что нужно подсчитать количество мерок-клеток в каждой фигуре.) - Молодцы, ребята! 5. Работа по усвоению таблицы умножения с числом 7. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работать с умножением. (Для выполнения этих заданий следует обратиться к определению умножения (смысл действия), переместительному свойству умножения и к вычислениям с заменой данных произведений суммой одинаковых слагаемых). Слайд 9, 10, 11. - В учебнике смотрим задание № 111. Прочитаем задание. Записываем в тетради номер задания. Выполняем задание под цифрой 1, списываем сначала первый столбик, пропускаем одну клеточку справа и списываем второй столбик. - А теперь попробуйте самостоятельно поставить знаки «больше» или «меньше», не вычисляя значений выражения, я думаю, это не составит труда, вы сами догадаетесь, какой знак нужно поставить. 2 минутки вы поработаете самостоятельно. - Ребята, заканчиваем, а теперь скажите мне, на что вы опирались, когда ставили знаки? Давайте разберём первое неравенство.
- Молодцы, а теперь давайте проверим свои ответы, вычислим значения выражений справа и слева. (42) 7 · 6 < 7 · 8 (56); (56) 8 · 7 ˃ 6 · 7 (42); (42) 7 · 6 < 7 · 8 – 7 (56 – 7 = 49); (21) 7 · 3 <7 · 5 – 7 (35 – 7 = 28); (35) 7· 5< 7 ·8 (56). - Молодцы, ребята. Переходим к заданию №112. Прочитайте задание. Записываем в тетради номер задания, списываем под номером 1. - Как вы думаете, ребята, чтобы найти значение выражения 7 · 6, что нужно сделать, если выше нам известно, что 7 ·5 = 35? - Молодцы, списываем задание под цифрой 2. - Работаем по аналогии. - Под цифрой 3. Ребята, в учебнике опечатка, вместо 7 должно стоять 3, т.е. равенство должно выглядеть таким образом: 3 ·7 = 21. - Молодцы! (В результате проведённой работы учащимся даётся установка (задание 113) на запоминание трёх новых случаев табличного умножения: 7 · 7, 7 · 5, 7 · 3. - Ребята, давайте посмотрим на задание 113 в учебнике. 1) 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 4 = 28 5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 4 = 20 28 ˃20 2) 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 5 = 15 7 + 7 + 7 = 7 · 3 = 21 15 < 21 Слайд 12. Ребята, посмотрите на экран!
- И вот перед нами лесная фея. Она решила проверить, что вы запомнили на уроке. -Давайте еще раз вспомним, что такое площадь? - Как можно сравнивать площади фигур? - А как легче сравнить фигуры? - Показалось ли вам что- то на уроке трудным? - Что было интересно выполнять? Домашнее задание №110, 111 (2). Слайд № 13 - Сегодня на уроке все работали замечательно. Мы преодолели все трудности, встретились с доброй волшебницей и можем собой гордиться. Вы были активны и успели выполнить много различных заданий. Пусть ваши знания будут крепкими. Ребята, все встали, урок окончен. Спасибо за работу! Дополнительное задание. (На случай, если остается свободное время на уроке). Слайд 14 - Ребята, в волшебной стране нам встретились Мальвина и Буратино. Они нарисовали по клеточкам фигуры зайца и собаки, но вот не могут сравнить, чьё животное занимает большую площадь и просят помощи у вас. Как это сделать? - Сейчас первый вариант сосчитает число клеток у зайца, а второй вариант у собаки. А потом между собой обсудите, чья фигура занимает больше места. - Чему равна площадь зайца? А собаки? - Площадь какой фигуры больше? |
- Слушают.
- Слушают.
- Слушают.
- число 6. - лишнее 6, потому что, из всех перечисленных чисел 6 – является однозначным, а все остальные – двузначные. - 6, 20, 24, 44, 46, 48, 68, 97.
- 23. - 69. - 44. - 97. - 20.
- 48. - слушают.
- Белка.
- На 40 день после рождения.
18, 9, 6, 15, 8. 24, 5, 9, 12, 8. - два ученика работают у доски. - умножают и записывают в тетради ответы. Умножение на 8: 24, 40, 48, 32, 16, 72. Умножение на 9: 18, 54, 36, 72, 27, 81.
- При измерении площадей фигур мерки должны быть одинаковые!!! Если мерки разные, площадь фигур измерять нельзя!!! - Площадь - это место, которое занимает фигура на плоскости. - На глаз, наложением, разбить фигуру на одинаковые маленькие фигуры и посчитать их, т.е. с помощью мерок.
- это круги, сравнить наложением. - они одинаковые, потому что обе занимают одинаковое пространство. - На глаз, а можно наложением. - Площади этих фигур разные, можно на глаз определить, что они занимают разные площади. - Можно. Нужно подсчитать количество мерок в каждой фигуре. Мерка в данном случае – клетка. - 12 кл. 11 кл.
Площадь зеленой фигуры больше синей на один квадратик.
- прямоугольники.
- это четырёхугольники, у них 4 угла. - Они разной формы.
- Чтобы доказать, верно ли утверждение, нужно воспользоваться меркой. - Есть, чтобы получить целую клетку, нужно соединить 2 половинки клетки. - Квадратик – это одна клетка. Половина клетки. - Мерка – клеточка. - Закрашивают клетку и половину клетки.
- Все фигуры прямоугольники. У всех одинаковая форма. - Одну клеточку.
- Можем. Для первой пары верным будет первое высказывание (площадь прямоугольника слева меньше площади прямоугольника справа), а для второй пары верным является второе высказывание (площади прямоугольников одинаковы). - выражения, записанные под фигурами, обозначают число клеток в каждой из них.
1) 4 · 5 и 3 · 7 2) 8 · 3 и 12 · 2
- ответы учащихся. 12 · 2 = 12 + 12 = 24; 5 · 4 = 5 + 5 + 5 + 5 =20; 3 · 7 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21; и тд. - нужно подсчитать количество мерок-клеток в каждой фигуре.
- смотрят, слушают. - списывают.
- работают самостоятельно.
- В первом неравенстве мы 7 · 6 и 7 · 8. 6 <8, значит неравенство будет выглядеть так: 7 · 6<7 · 8. - считают. 7 + 7 + 7 + 7 +7 = 7 · 5 = 35 1)7· 6 = 35 + 7 = 42. 2)6 · 7 = 49 – 7 = 42. 3) 4 · 7 = 21 + 7= 28.
- выполняют.
- отвечают на вопросы.
- записывают («Сравнение площадей с помощью мерок. Таблица умножения на 7») д.з. |