Урок информатики в 8 классе «Перевод целых чисел в систему с основанием q и обратно»
8 класс
Тема: Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно.
Вид учебного занятия: урок общеметодологической направленности.
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий перевода целых десятичных чисел в различные системы счисления.
Содержательная: научить обобщению, научить видению полученных знаний в структуре общего курса информатики, их связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Деятельность ученика:
Аналитическая:
выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;
анализировать логическую структуру высказываний.
Практическая:
переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную, n- ричнные) и обратно.
Оборудование: Доска, мультимедийный проектор, дисплейный класс.
Ход занятия:
Этапы урока | Содержание | Время |
1. Самоопределение. | Приветствие | 1 |
| | |
2. Постановка учебной задачи, целей урока. | Обсуждение цели урока: Уметь выполнять перевод целых чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием q и обратно Формулирование темы урока: Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно | 3 |
3. Повторение пройденного материала. | 1. Работа с классом, группами и индивидуально. | 2 |
4. Реализация выбранного проекта. | Выполнение заданий в группах по 2 человека на бланках (Приложение 2) Задания уровня А 1. Тест. | 2 |
5. Этап проверки по эталону Задания уровня А. (Приложение 2) | Демонстрация презентации с эталонным решением (Приложение 5) и самопроверка Критерии оценивания «5» - 8 задний «4» - 6 - 7 заданий «3» - 4 -5 заданий «2» - 0 - 3 заданий | 3 |
6. Работа у доски | Практическая работа. Перевод чисел из 10 сс в q – ричную и обратно. | 3 |
7. Динамическая пауза | Ребята совершают гимнастику, которая позволят снять физическое и умственное напряжение. | 2 |
9. Домашнее задание | п 1.1, выучить таблицу по учебнику «Информатика 8» Выполнить задания, прикрепленный файл на «Школьном портале, | 2 |
Задания уровня В | Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую, не используемую в компьютере. Два варианта: 1 вариант с 1 по 5 задание 2 вариант с 6- 10 заданее. | 12 |
Задания уровня С (Приложение 3) | Для тех кто выполнил задания В, выдается Задание С. | |
Итоги теста, подведение итогов урока | Итоги выполнения теста и работа на уроке. | 3 |
8. Этап рефлексии деятельности | Ответы на вопросы: сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… меня удивило… | 6 |
Лист самоконтроля
1.____________________________________________
2.____________________________________________
№ | Задание/Уровень | Баллы |
Уровень А | ||
1 | Тест | |
2 | Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую. | |
3 | Заполнение и дополнение кластера. | |
Уровень В | ||
4 | Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую, не используемую в компьютере | |
| ||
| | |
Итого | |
Приложение 1
Системы счисления
позиционные
непозиционные
примеры:
1.
2.
десятичная
другое основание
двоичная,
системы счисления, используемые в компьютере
Пример перевода числа из десятичной системы счисления:
Пример перевода числа в десятичную систему счисления:
Приложение 2
Задания уровня А
Тест
Системой счисления называют:
а) алфавит;
б) способ представления чисел;
в) знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел.
г) набор чисел в определенной последовательности
Системы счисления делятся на:
а) четные и нечетные;
б) позиционные и непозиционные;
в) троичные, семеричные, десятичные;
г) двоичные, восьмеричные, шестнадцатеричные
В восьмеричной системе счисления присутствуют символы:
а) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
б) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
в) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;
г) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С,D, E, F
В шестнадцатеричной системе счисления присутствуют символы:
а) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16;
б) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
в) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F;
г) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, А, В, С, D, E, F
В двоичной системе счисления присутствуют символы:
а) 1, 2; б) 0, 1;
в) а, в; в) все перечисленные
Римская система относится к:
а) непозиционной системе;
б) позиционной системе
Десятичная система относится к:
а) непозиционной системе;
б) позиционной системе
8. Следы какой системы счисления сохранились в чередовании месяцев года:
а) десятичной;
б) двенадцатеричной;
в) двоичной;
г) восьмеричной
«5» - 8 заданий
«4» - 6 - 7 заданий
«3» - 4 -5 заданий
«2» - 0 - 3 заданий
Задание С.
1) Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
а) 49;
б) 156;
в) 2.
Решение:
2) Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 110012;
б) 338;
в) 1C216.
Решение:
3) Переведите числа из десятичной системы счисления в троичную, пятиричную системы счисления.
а) 49;
б) 156;
в) 2.
4) Переведите числа в десятичную систему счисления.
а) 12013;
б) 437;
Приложение 3
Памятка
Приложение 4
Приложение 5
Слайды презентации
Вариант 1
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
10101 |
|
|
|
| 147 |
|
|
|
| 239 |
|
|
|
| 5А |
Ответ:
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
10101 | 25 | 21 | 15 |
1100111 | 147 | 103 | 67 |
11101111 | 357 | 239 | EF |
1011010 | 132 | 90 | 5А |
Вариант 2
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
101010 |
|
|
|
| 227 |
|
|
|
| 169 |
|
|
|
| 9B |
Ответ:
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
101010 | 52 | 42 | 2A |
10010111 | 227 | 151 | 97 |
10101001 | 251 | 169 | A9 |
10011011 | 233 | 155 | 9B |
Вариант 3
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
11010 |
|
|
|
| 121 |
|
|
|
| 269 |
|
|
|
| 12Е |
Ответ:
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шестнадцатеричная |
11010 | 32 | 26 | 1А |
1010001 | 121 | 81 | 51 |
100001101 | 415 | 269 | 10D |
100101110 | 456 | 302 | 12Е |
Дополнительные задания
Запишите дату рождения всех членов вашей семьи в различных системах счисления.
б) Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:
а) 10011111101112 ;
б) 11101010112
(выполнить тем, кто выполнит задания №1 , №2, №3).
Д1. Сформулируйте в аналогичной форме (как в задании №2) алгоритмы перевода двоичных чисел в 4-ричную, 32-ричную системы.