12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гусейнова Судаба Теймуровна17

8 класс


Тема: Правила перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно.


Вид учебного занятия: урок общеметодологической направленности.

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий перевода целых десятичных чисел в различные системы счисления.

Содержательная: научить обобщению, научить видению полученных знаний в структуре общего курса информатики, их связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.


Деятельность ученика:

Аналитическая:

выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая:

переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную, n- ричнные) и обратно.


Оборудование: Доска, мультимедийный проектор, дисплейный класс.


Ход занятия:


Этапы урока

Содержание

Время

1. Самоопределение.

Приветствие

1




2. Постановка учебной задачи, целей урока.

Обсуждение цели урока:

Уметь выполнять перевод целых чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с основанием q и обратно

Формулирование темы урока:

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно


3


3. Повторение пройденного материала.


1. Работа с классом, группами и индивидуально.


2


4. Реализация выбранного проекта.


Выполнение заданий в группах по 2 человека на бланках (Приложение 2)

Задания уровня А

1. Тест.

2



5. Этап проверки по эталону Задания уровня А. (Приложение 2)


Демонстрация презентации с эталонным решением (Приложение 5) и самопроверка

Критерии оценивания

«5» - 8 задний

«4» - 6 - 7 заданий

«3» - 4 -5 заданий

«2» - 0 - 3 заданий


3


6. Работа у доски

Практическая работа. Перевод чисел из 10 сс в q – ричную и обратно.

3

7. Динамическая пауза

Ребята совершают гимнастику, которая позволят снять физическое и умственное напряжение.

2

9. Домашнее задание

п 1.1, выучить таблицу по учебнику «Информатика 8» Выполнить задания, прикрепленный файл на «Школьном портале,

2

Задания уровня В

Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую, не используемую в компьютере.

Два варианта:

1 вариант с 1 по 5 задание

2 вариант с 6- 10 заданее.

12

Задания уровня С (Приложение 3)

Для тех кто выполнил задания В, выдается Задание С.


Итоги теста, подведение итогов урока

Итоги выполнения теста и работа на уроке.

3

8. Этап рефлексии деятельности

Ответы на вопросы:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

меня удивило…

6

Лист самоконтроля

1.____________________________________________

2.____________________________________________


Задание/Уровень

Баллы

Уровень А

1

Тест


2

Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую.


3

Заполнение и дополнение кластера.


Уровень В

4

Практическая работа по переводу чисел из одной системы счисления в другую, не используемую в компьютере






Итого





Приложение 1

Системы счисления





позиционные

непозиционные





примеры:

1.

2.

десятичная




другое основание




двоичная,



системы счисления, используемые в компьютере






Пример перевода числа из десятичной системы счисления:



Пример перевода числа в десятичную систему счисления:






t1642159866aa.gif






Приложение 2

Задания уровня А


Тест


Системой счисления называют:

а) алфавит;

б) способ представления чисел; 

в) знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. 

г) набор чисел в определенной последовательности


Системы счисления делятся на:

а) четные и нечетные; 

б) позиционные и непозиционные; 

в) троичные, семеричные, десятичные;

г) двоичные, восьмеричные, шестнадцатеричные


В восьмеричной системе счисления присутствуют символы:

а) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; 

б) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7; 

в) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8;

г) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С,D, E, F


В шестнадцатеричной системе счисления присутствуют символы:

а) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16;

б) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;

в) 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, С, D, E, F; 

г) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, А, В, С, D, E, F


В двоичной системе счисления присутствуют символы:

а) 1, 2;  б) 0, 1; 

в) а, в; в) все перечисленные


Римская система относится к:

а) непозиционной системе; 

б) позиционной системе


Десятичная система относится к:

а) непозиционной системе; 

б) позиционной системе 


8. Следы какой системы счисления сохранились в чередовании месяцев года:

а) десятичной; 

б) двенадцатеричной; 

в) двоичной;

г) восьмеричной



«5» - 8 заданий

«4» - 6 - 7 заданий

«3» - 4 -5 заданий

«2» - 0 - 3 заданий




































Задание С.

1) Переведите числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.

а) 49;
б) 156;
в) 2.

Решение:


2) Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 110012;
б) 338;
в) 1C216.

Решение:


3) Переведите числа из десятичной системы счисления в троичную, пятиричную системы счисления.

а) 49;
б) 156;
в) 2.


4) Переведите числа в десятичную систему счисления.

а) 12013;
б) 437;












Приложение 3

Памятка


t1642159866ab.jpg

t1642159866ac.png



Приложение 4


Приложение 5

Слайды презентации



































Вариант 1

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

10101

 

 

 

 

147

 

 

 

 

239

 

 

 

 

Ответ:

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

10101

25

21

                   15                 

1100111

147

103

                   67                 

        11101111

357

239

                  EF                 

1011010

132

90

Вариант 2

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

 

 

 

 

227

 

 

 

 

169

 

 

 

 

9B

Ответ:

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

101010

 52

 42

2A

10010111

227

151

97

10101001

251

169

A9

10011011

233

155

9B



















Вариант 3

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

11010

 

 

 

 

121

 

 

 

 

269

 

 

 

 

12Е

Ответ:

Двоичная

Восьмеричная

Десятичная

Шестнадцатеричная

11010

32

26

1010001

121

 81

51

100001101

415

269

10D

100101110

456

302

12Е







Дополнительные задания

 Запишите дату рождения всех членов вашей семьи в различных системах счисления.

б) Переведите числа из двоичной системы в восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные переводы:

а) 1001111110111;

б) 11101010112





(выполнить тем, кто выполнит задания №1 , №2, №3).

Д1. Сформулируйте в аналогичной форме (как в задании №2) алгоритмы перевода двоичных чисел в 4-ричную, 32-ричную системы.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.