Урок химии в 8 классе «Основания. Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации»

2
0
Материал опубликован 30 April 2016

Основания. Свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации

8 кл.

Чтобы познать, нужно научиться наблюдать

Цели:

  • сформировать понятие об основаниях как классе электролитов;
  • рассмотреть классификацию оснований по различным признакам;
  • охарактеризовать общие свойства оснований в свете ТЭД.

Задачи урока:

  • повышение уровня владения устной речью;
  • формирование умений выполнять задания с использованием учебника, РТ, знаний, полученных на уроках химии и при изучении смежных предметов (физики, биологии), а также собственных наблюдений;
  • развитие коммуникативных умений (работа в группе, участие в дискуссии);
  • расширение ситуативных умений (способность решать нестандартные задачи);
  • формирование интеллектуальных умений (анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать);
  • создание эмоционального настроя, активирование творческой деятельности, повышение интереса к изучению предмета;

Тип урока: комбинированный – повторение ранее полученных знаний и изучение нового материала (УМК Габриелян О.С.)

Методы: наглядные, словесные, частично-поисковые, проведение эксперимента.

Информационно-методическое обеспечение: оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР (виртуальная лаборатория 8 кл.) презентация к уроку, таблица растворимости и ПСХЭ, рабочая тетрадь, штативы, пробирки, растворы мыла и СМС, универсальная лакмусовая бумага, фенолфталеин

План урока:

1.Организационный момент

2. Проверка ДЗ

3.Мотивация

4. Актуализация знаний

5. Изучение нового материала

6. Закрепление (рефлексия)

7. ДЗ

1. Организационный момент. Приветствие

Учитель. Давайте прочтем вместе со мной и вдумаемся в слова, сказанные Д.Менделеевым (Слайд 1) Пусть эти слова станут девизом всей нашей работы. Химия сложная, но очень интересная наука. Каждый урок обогащает вас знаниями. Оттого как вы будите трудиться на уроках, зависит ваше самочувствие, настроение, благополучие. Я вам желаю успеха!

2. Проверка ДЗ (Слайд2): взаимопроверка ДЗ, учебник О.С. Габриелян химия 8 кл. стр.214 упр.6)

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Вы уже многое узнали, много умеете, но ещё больше вам предстоит узнать. Сегодняшний урок посвящен совершенствованию ваших знаний, умений и навыков

Ребята, на прошлых уроках мы с вами покорили одну из вершин знаний о классах соединений, вспомните какую? А какую вершину нам предстоит покорить сегодня? Но перед тем как отправиться в путь, посмотрим, какой багаж знаний у нас есть (Слайд 3)

Учитель: с хорошим багажом идем на штурм новой вершины. А какая же вершина покорится вам сегодня на уроке?

В детстве вы наверняка читали эти стихи

Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое

И зубной порошок, и густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться….

Я не случайно вспомнила стихи этого поэта. Кстати, кто их автор?

Дело в том, что люди давно заметили необходимость ухода за кожей, поддержание её в чистоте. Солдаты перед боем обычно мылись, надевая чистое бельё. Этот обычай не случаен. На чистой коже раны заживают быстрее.

Вам будет интересно узнать, что на 1 см2 кожи здорового человека находится от 100 тыс до 3 млн. микроорганизмов. При загрязнении кожи резко снижается способность к выделению защитных веществ, убивающих возбудителей болезней. Вот почему так важна забота о чистоте кожи, а для того чтобы кожа была чистой, необходимо использовать моющие средства, например, мыло. А знаете ли вы, почему мыло моет? Ответить на этот вопрос позволит знакомство с веществами нового класса, который вы сегодня изучите.

Предлагаю вам опытным путём определить состав выданного вам моющего средства.

Вы будете выполнять лабораторную работу в микрогруппах, исследовать растворы мыла и СМС.

В тетради записать Лабораторный опыт «Состав моющих средств»

В пробирках у вас на столах стоят растворы моющих средств. С помощью лакмусовой бумажки и фенолфталеина исследуйте реакцию среды в растворах. Как изменилась окраска индикатора? Сделайте вывод о составе моющего средства. Для этого по табл. «Окраска индикаторов в различных средах» по окраске вашего раствора определите его среду.

Слайд 4 Результаты вашей работы запишите в тетради в форме таблицы «Состав моющих средств»

Моющие средства

Окраска лакмуса

Окраска фенолфталеина

Реакция среды

Раствор мыла

Раствор СМС

     

Учитель: Щелочь – это растворимое в воде основание. Таким образом, мы с вами узнали вершину, которую придётся покорить. Эта вершина – ОСНОВАНИЯ. Мы с вами обладаем достаточными знаниями, чтобы суметь ответить на вопрос, поставленный в начале урока – почему мыло моет? При контакте мыла с водой образуется щелочь, а все щелочи мылкие на ошупь.

Тема урока Основания. Свойства оснований с точки зрения ТЭД (Слайд 5)

Слайд 6: правила ТБ при работе со щелочами

Сдайд 7: физические свойства оснований

Слайд 8: классификация основания по растворимости

Слайд 9: таблица растворимости

Слайд 10,11 классификация оснований по кислотности

Слайд 12, 13 классификация оснований по силе

Слайд 14,15 индикаторы, изменение окраски индикаторов

3. Рассматриваем химические свойства оснований

СЛАЙД 16, 17, 18 химические свойства оснований

У доски учащиеся пишут уравнения реакций взаимодействия щелочей с кислотой, кислотным оксидом солью, сверяя с материалом выше перечисленных слайдов. Затем, используя материалы виртуальной лаборатории, смотрят опыты, подтверждающие данные химические свойства оснований.

4.Закрепление: тест «Пятерочка» (работа с ноутбуками)

Выставление оценок с комментарием.

5.Домашнее задание: опорный конспект, РТ стр. 86 №4.

Рефлексия. Учитель раздает ученикам листы (см. Приложение1), в которых просит учеников дать оценку уроку, затем собирает их и на следующем уроке (продолжение изучения свойств оснований) сделает вывод.

Учитель. Ребята, чему был посвящен урок? Как называлась тема урока?

ИТОГ: Мы обобщили наши знания об одном из представителей основных классов неорганических соединений – оснований, рассмотрели свойства растворимых оснований – щелочей с точки зрения ТЭД, составили опорный конспект, который требует ещё доработки, т.к. не весь материал ещё изучен.

Список использованной литературы

  1. О.С. Габриелян и др. «Химия». 8 класс. Настольная книга учителя – М.: Дрофа, 2012
  2. О.С. Габриелян. «Химия». 8-9 классы. Методическое пособие - М.: Дрофа, 2012
  3. В.А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии – М.: Просвещение, 1994
  4. М.А. Прокофьев и др. Энциклопедия школьника. Неорганическая химия – М.: Советская энциклопедия 1985
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации