Пермь современная
Программа элективного курса «Пермь современная» (10-11 классы)
Автор: Гараев Виталий Флюрович
Учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №1 г. Перми
Пермь, 2016
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Пермь современная » предназначена для учащихся 10-11 классов. Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и в определенной степени обладает новизной для учащихся. Программа разработана в рамках парадигмы «гражданского образования», которая предполагает ориентацию и активное включение молодежи в обеспечение процессов социально-экономического развития городов и регионов России.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе и осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «Обществознание», «История», «География», «Литература» и др.
Включение «знания о городах» в сферу школьного образования и поддержка проектной деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение «городской действительности» направлено на достижение следующих целей:
Способствовать формированию на материале «городского знания» способов и приемов исследовательской и проектной деятельности учащихся, где обращение к проблематике городов способствует повышению мотивации к обучению и освоению новых способов аналитической деятельности,
Способствовать становлению гражданского самосознания, формированием у школьников особой позиции «горожанина», знающего о ситуации своего города и готового активно участвовать в общественных мероприятиях, выходить с инициативой, направленной на улучшение городской жизни.
Задачи элективного курса
Научить синтезировать знания, полученные в разнообразных учебных курсах, для выработки многопланового взгляда на развитие города Перми,
Предоставить учащимся возможность реализовать свой творческий потенциал,
Создать атмосферу, в которой станет устойчивым интерес к краеведению.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности
При изучении курса «Пермь современная» преобладают частично-поисковые, проблемные и исследовательские методы обучения. Основными формами организации учебных занятий помимо традиционного комбинированного урока являются семинар, практическое занятие, дискуссия, обучающая игра. Для контроля знаний применяется тестирование.
Предполагаемые результаты изучения курса
Учащиеся должны:
Соотносить события городской и общероссийской истории,
Указывать имена исторических деятелей, оказавших влияние на политическую, общественную и экономическую жизнь города,
Указывать наиболее характерные для каждого периода памятники истории (согласно программе), характеризовать их как отражение исторической эпохи,
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов
Ориентироваться в актуальных общественных событиях и процессах города,
Осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных источников;
Знать основные нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления в России;
Иметь системное представление о решении вопросов местного значения;
Уметь сопоставлять альтернативные формы организации взаимодействия граждан и организаций города и органов местного самоуправления в решении актуальных вопросов местного значения;
Обладать навыками оценки возможных последствий принятия политических и управленческих последствий органами местного самоуправления.
Представлять перспективу развития города Перми и его исторической памяти (судьба культурных ценностей района).
Тематическое планирование курса «Пермь современная»
10-11 класс (68 недель по 1 часу)
№ |
Кол-во часов |
Тема |
Раздел 1. Феномен города (9 часов) |
||
1 |
1 |
Введение. Теоретические понятия города. |
2 |
1 |
Основные исторические этапы развития городов. |
3 |
3 |
Возникновение и развитие г. Перми. (Урок практикум) |
4 |
1 |
Пространственная структура Перми |
5 |
1 |
Главные понятия, особенности и проблемы современной урбанизации |
6 |
1 |
Урбанизационные процессы в Перми (Урок практикум) |
7 |
1 |
Феномен города (Обобщающий урок) |
Раздел 2. Социокультурная среда города (15 часов) |
||
8 |
2 |
Социальная структура Перми |
9 |
2 |
«Уровень жизни» жителей Перми |
10 |
3 |
Культурное пространство Перми |
11 |
2 |
Культурная политика Перми (Урок Практикум) |
12 |
2 |
Городской образ жизни и городское самосознание пермяков. |
13 |
2 |
Молодежь и город. (Урок практикум) |
14 |
2 |
Социокультурная среда города (Обобщающий урок) |
Раздел 3. Политика города (10 часов) |
||
15 |
1 |
Теория МСУ |
16 |
2 |
Организация МСУ в Перми |
17 |
1 |
Представительная власть в Перми (Урок практикум) |
18 |
1 |
Избирательная система Перми и электоральные процессы |
19 |
1 |
Исполнительная власть в Перми (Урок практикум) |
20 |
1 |
Гражданское общество в Перми |
21 |
1 |
Правоохранительные органы. |
22 |
2 |
Политика города (Обобщающий урок) |
Раздел 4. Экономика города (30 часов) |
||
23 |
2 |
Введение в экономику города |
24 |
2 |
Экономическое развитие Перми (Урок практикум) |
25 |
2 |
Экономическая структура современной Перми |
26 |
2 |
Управление городским хозяйством. Экономическая политика Перми. |
27 |
2 |
Бюджетная система Перми |
28 |
2 |
Развитие градостроительства Перми. |
29 |
2 |
Организация работы городского общественного транспорта Перми |
30 |
2 |
Жилищно-коммунальная сфера Перми |
31 |
2 |
Система социальной поддержки населения Перми |
32 |
2 |
Инвестиционная политика Перми |
33 |
2 |
Стратегическое развитие города |
34 |
2 |
Территориальный маркетинг Перми (Урок практикум) |
35 |
4 |
Социальные, экономические и культурные проблемы микрорайона (Урок практикум) |
36 |
2 |
Экономика города (Обобщающий урок) |
37 |
4 |
Итоговое повторение |
Содержание курса
10 класс (34 часа)
Раздел 1. Феномен города (9 часов)
Тема 1. Введение. Теоретические понятия города.
Концепция города М. Вебера Подходы: Территориально-демографический, Политико-административный, Экономический, Социоструктурный, Социокультурный.
Практикум Исследования концептуального соответствия и несоответствия Перми и города М.Вебера:
Определить ключевые характеристики города по М.Веберу.
Выяснить, в какой степени эти характеристики могут описывать Пермь.
Выделить характеристики Перми, которые совпадают или не совпадают с характеристиками города по М.Веберу.
Объяснить в чем различия между Пермью и моделью города М.Вебера?
Тема 2. Основные исторические этапы развития городов.
Возникновение городов. Города Древнего мира (города древнего востока, города античного мира); средневековый город; города нового времени, города России с древнейших времён до начала 20-го века Капиталистический и Социалистический город.
Тема 3. Возникновение и развитие г. Перми. (Урок практикум)
Исследование и описание истории возникновения Перми
В каком году возник город?
Кто считается основателем города?
Чем было обусловлено возникновение города?
Какие экономические, военные, административные обстоятельства определяли возникновение города?
Почему город имеет такое название?
Какой герб у города и что он означает?
Описания главных исторических событий Перми
Как город пережил различные исторические события, происходившие в России? (войны, революции, реформы)
Что происходило в городе во время различных исторических событий в России?
Какие люди и каким образом влияли на исторические события в городе?
Как сейчас отмечают (помнят) эти исторические события?
Описания истории города как истории «исторических личностей»
Какие великие люди родились, жили и творили в городе?
Какие исторические деяния они совершили?
Как они повлияли на развитие и известность города?
Что сейчас знают о них горожане и молодежь?
Кто и как описывает историю «исторических личностей» в городе?
Тема 4. Пространственная структура Перми
Основные модели пространственной структуры города: модель концентрических зон, секторальная модель, многоядерная модель, модель город-регион. Специфика пространственного развития Перми. Административно-территориальное деление.
Тема 5. Главные понятия, особенности и проблемы современной урбанизации
Феномен урбанизации; город, как система в большой системе городов, Стадии урбанизации. Модели городов. Модели городских систем. Город как система воспроизводства и развития деятельности и мышления, Методологическая схема социального устройства города, Модусная модель города, Концепция «Город – перекресток».
Тема 6. Урбанизационные процессы в Перми (Урок практикум)
Практикум Анализ демографической ситуации в Перми:
Рассмотреть демографические характеристики города (рождение, смертность)
Рассмотреть миграционные процессы в городе
Какие факторы могут влиять на демографическую ситуацию города?
Раздел 2. Социокультурная среда города. (15 часов)
Тема 7. Социальная структура Перми
Социальная структура. Социальная дифференциация и стратификация. Социальная мобильность. Профессиональные общности Перми, Полово-возрастной состав населения Перми, Этнические и национальные группы Перми.
Тема 8. «Уровень жизни» жителей Перми
Критерии качества жизни. Продолжительность жизни. Благосостояние населения города. Безопасность. Уровень благоустройства, Обеспеченность жильем, степень благоприятности природных условий.
Практикум: «Уровень жизни (доходы) населения»
Для проведения анализа динамики изменения в вашем городе в сравнении с другими городами и среднероссийскими показателями нужно:
Выяснить, что означает термин «реальные цены».
Определить, за какой период времени вы будете исследовать динамику изменения уровня заработной платы в реальных ценах.
Создать таблицы с данными по заработной плате в различные годы для выбранной группы городов и средних данных по России.
Построить графики изменения уровня заработной платы в реальных ценах за выбранный период в вашем городе и выбранных для исследования городах, а также в среднем по России.
Провести сравнение полученных графиков и сделать выводы из результатов проведённого исследования.
Практикум: «Городская преступность»
Проведите анализ динамики изменения уровня преступности в Перми в сравнении с другими городами и среднероссийскими показателями
Определить, за какой период времени вы будете исследовать динамику изменения уровня преступности.
Выбрать группу городов для исследования и обосновать свой выбор.
Создать таблицы с данными по уровню преступности в исследуемых городах.
Построить графики изменения уровня преступности за выбранный период в вашем городе и выбранных для исследования городах, а также в среднем по России.
Провести сравнение полученных графиков и сформулировать выводы.
Тема 9. Культурное пространство Перми
Главные символы (исторические, архитектурные, экономические, географические и др.) Перми. Деятельность основных культурных институтов города (вузы, библиотеки, театры, музеи и др.). Культурные и социальные функции.
Практикум: «Виртуальная экскурсия»
Разработайте и реализуйте проект «виртуальной экскурсии» по символическим местам Перми – подготовьте художественную электронную презентацию.
Практикум: «Экспертная оценка» общественного пространства
В рамках домашнего задания команда посещает общественное пространство (по выбору) и делает его экспертную оценку.
Часть 1. Фоторепортаж. Сфотографируйте несколько самых эффектных мест общественного пространства. Сфотографируйте посетителей. Фотографии посетителей не должны быть постановочными, они должны отражать реальные эмоции.
Часть 2. Оценка общественного пространства. Проведите экспертную оценку общественного пространства. Качество территории перед входом? Вы вошли: понятно ли, что делать дальше? Куда идти? Вы быстро нашли кассу? Гардероб? Встретил ли вас кто-нибудь? Вам понятно, что находится в этом месте? На какой минуте вам стало скучно? Что показалось самым приятным и интересным? Что самым неприятным? Чего не хватает? Свободно ли вы чувствуете себя? Сколько раз вам улыбнулись смотрители? Захотелось ли прийти еще раз? Соберите все свои впечатления. Какую оценку вы бы поставили (по 5-балльной шкале)?
Часть 3. Включенное наблюдение за посетителями.Попробуйте ощутить себя не в качестве посетителя, а в качестве исследователя, наблюдающего за посетителями– проведите включенное наблюдение. Есть ли кто-нибудь, кроме вас? Какие социальные группы присутствуют (мужчины, женщины, дети, взрослые, и т.д.) Интересно ли посетителям? Чем они занимаются? Что обсуждают? Что у них вызывает восторг, а что – негодование? Можете попросить на кассе книгу жалоб и предложений, прочитать отзывы посетителей.
Часть 4. Опрос посетителей и работников. Задайте пяти посетителям вопросы. Прежде чем задавать вопросы, не забудьте спросить у респондента (опрашиваемого) возраст и профессию.
Зачем вы пришли?
Как часто вы ходите?
Как вы себя чувствуете здесь? Какие чувства/эмоции вызывает у вас посещение?
Придете ли Вы сюда снова?
Задайте вопросы двум работникам
Музей для вас (как работника музея) – это …
Вы часто ходите в другие музеи?
Кто сегодня посещает это место?
Что нужно сделать, чтобы люди стали больше ходить сюда?
Что бы вы изменили здесь?
Часть 5. Презентация результатов. Сделайте выводы и представьте результаты своего исследования в творческой форме (это может быть видеоролик, презентация Power Point, постер и пр.) Представление должно содержать сделанные вами фотографии, собственные впечатления, результаты включенного наблюдения, типичные и самые оригинальные ответы опрошенных вами посетителей. Сделайте выводы. Попробуйте ответить на вопрос: «Каким должно быть общественное пространство, чтобы мне понравилось проводить там время?»
Тема 10. Культурная политика Перми (Урок Практикум)
Практикум Анализ культурной политики в Перми
Раскрыть смысл и содержание понятия культурная политика.
Рассмотреть особенности культурной политики в Перми.
Тема 11. Городской образ жизни и городское самосознание пермяков.
Понятие городское самосознание. Знаково-символические формы городского сознания. «Артефакты». Традиции города.
Практикум: Традиции Перми.
Исследуйте существующие культурные традиции в Перми
Что включает в себя понятие «традиции»?
Какие городские традиции существуют в российских или зарубежных городах?
За счет каких механизмов рождаются, воспроизводятся и умирают городские традиции?
Какие позитивные и замечательные традиции существуют в Перми?
Какие негативные традиции существуют в Перми?
Как можно влиять на воспроизводство или прекращение традиции?
Тема 12. Молодежь и город. (Урок практикум)
Практикум: Социологические исследование на одну из тем
Проведите исследование отношения молодежи к школьному образованию и выбору будущей профессии.
Проведите исследование отношения молодежи к проблемам и перспективам развития вашего города и существующей молодежной политике
Проведите исследование существующих в вашем городе форм молодежной субкультуры и отношения к ним молодежи.
Проведите исследование отношения молодежи к родителям и институту семьи.
Проведите исследование отношения молодежи к проблемам и перспективам экономического и социально-политического развития России.
Определите самые популярные среди молодежи «культурные места» вашего города, предложите идеи по их модернизации.
Раздел 3. Политика города (10 часов)
Тема 13. Теория МСУ
Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государство. Теории местного самоуправления. Модели местного самоуправления. Институциональная структура местного самоуправления: территориальная организация МСУ, модели распределения полномочий между органами МСУ. Эволюция МСУ в постсоветской России. Исследования становления и развития МСУ в современной России
Тема 14. Организация МСУ в Перми
Современная концепция местного самоуправления в России Конституционные основы местного самоуправления. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ. Устав города Перми. Вопросы местного значения. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Тема 15. Представительная власть в Перми (Урок практикум)
Практикум: Анализ структуры и деятельности Городской Думы г. Перми
Найти описание структуры Городской Думы и нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность Городской Думы (Федеральные законы, Устав и др.)
Провести анализ документов и определить основные полномочия и функции Городской Думы и его структурных единиц.
Определить особенности взаимодействия Городской Думы и его структурных единиц с исполнительной властью, с общественными и коммерческими организациями города.
Провести сравнительный анализ особенностей организационной структуры и деятельности Городской Думы с деятельностью и структурой Городской Думы других городов.
Сформулировать выводы из результатов проведённого исследования.
Тема 16. Избирательная система Перми и электоральные процессы
Избирательное право. Понятие избирательная система. Виды избирательных систем. Избирательный процесс. Организация выборов в Перми.
Тема 17. Исполнительная власть в Перми (Урок практикум)
Практикум: Анализ структуры и деятельности Администрации г. Перми
Найти описание структуры администрации города Перми и нормативно-правовых документов, регулирующих ее деятельность (Федеральные законы, Устав и др.)
Провести анализ документов и определить основные полномочия и функции администрации города и ее структурных единиц.
Определить особенности взаимодействия администрации города и ее структурных единиц с представительной властью, с общественными и коммерческими организациями города.
Провести сравнительный анализ особенностей организационной структуры и деятельности администрации города с деятельностью и структурой администраций других городов.
Сформулировать выводы из результатов проведённого исследования.
Тема 18. Гражданское общество в Перми
Идея гражданского общества: история и современность. Эволюция идеи гражданского общества, основные интерпретации. Понятие «гражданское общество», основные признаки. Структура гражданского общества. Гражданская самоорганизация, ее формы.Механизм взаимодействия структур гражданского общества с государственными. Понятие НКО. Общественные организации города и их деятельность.
Тема 19. Правоохранительные органы.
Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности. Деятельность основных правоохранительные органов. Судебная система на муниципальном уровне.
11 класс (34 часа)
Раздел 4. Экономика города (30 часов)
Тема 20. Введение в экономику городаОсновные понятия экономики. Предметом исследований экономики города. Структура экономики. Экономическая классификация городов (В. Зомбарт)
Тема 21. Экономическое развитие Перми (Урок практикум)Практикум: Описание экономического развития Перми:
Какие периоды можно выделить в истории города с точки зрения экономического развития города?
Какие производственные сектора присутствовали и преобладали в экономике города в различные исторические периоды?
Чем характеризуются эти периоды, каково их значение и роль в социально-экономическом развитии города?
Какие люди и каким образом влияли на экономическое развитие Перми?
Тема 22. Экономическая структура современной Перми
Основные секторы экономики города. Объём промышленного производства. Крупные предприятия города. Рынок финансовых услуг. Потребительский рынок.
Тема 23. Управление городским хозяйством. Экономическая политика Перми.
Понятие экономическая политика. Институты управления экономикой. Стратегическое управление. Стратегический анализ. Технология SWOT-анализа.
Практикум: SWOT анализ
Определить основные понятия и методы SWOT анализа
Сформулировать цели исследования и провести постановку задач
Определить источники нужной для SWOT анализа информации (СМИ, Интернет, эксперты, административные документы и т.д.).
Заполнить матрицу SWOT анализа и провести ее анализ, определить сильные и слабые характеристики вашего города, выделить возможности и риски его развития
Исходя из результатов SWOT анализа, определить приоритетные направления города
Тема 24. Бюджетная система Перми
Бюджетная система, Бюджет города Перми, Доходы бюджета, Формирование расходов бюджета, Бюджетный процесс
Тема 25. Развитие градостроительства Перми.
Развитие рынков земли и недвижимости города, Городская планировка, Генеральный план Перми. Типология
застройки. Общественные пространства.
Практикум. Проект «Зона отдыха»
«Проектировочная группа»: определение команды для создания проекта
Обсуждение идеи (замысла) «зоны отдыха молодежи» в своем районе
Характер зоны отдыха (спортивные, досуговые, творческие)
«Контингент» подростки и молодежь, только подростки, только молодежь или для разных категорий)
Место зоны отдыха с учетом интересов других горожан и издержек реализации (чистый пустырь? Гаражи? Деревянные жилые дома? Лесопарковая зона?).
3. Обсуждение времени на выполнение проекта, ролей в группе, формы реализации проекта
Тема 26. Организация работы городского общественного транспорта Перми
Роль городского пассажирского транспорта во внутригородских поездках. Качество работы городского пассажирского транспорта. Финансирование городского пассажирского транспорта. Основные проблемы городского пассажирского транспорта в Перми.
Тема 27. Жилищно-коммунальная сфера Перми
Жилищная экономика. Взаимосвязь рынка жилья и жилищных услуг. Отношения собственника и арендатора жилья. Цели и направления жилищной политики. Управление жилищным фондом. Разделение функций управления и обслуживания многоквартирных домов. Товарищество собственников жилья. Общие представления о коммунальной сфере. Понятие «коммунальных услуг». История возникновения коммунальных услуг. Разграничение жилищных и коммунальных услуг. Экономическая сущность коммунальной инфраструктуры. Специфика коммунальных услуг.
Тема 28. Система социальной поддержки населения Перми
Муниципальной системы социальной поддержки населения города Перми, мероприятия в сфере охраны здоровья граждан; защита прав и интересов семьи и ребенка на территории города Перми, оказания медицинской помощи населению на территории города Перми, организация оздоровления, отдыха и занятости детей города Перми
Тема 29. Инвестиционная политика Перми
Практикум: Анализа динамики изменения уровня инвестиций в реальных ценах в Перми в сравнении с другими городами и среднероссийскими показателями:
Что обозначает термин «реальные цены»?
Определить за какой период времени вы будете исследовать динамику изменения уровня инвестиций.
Определить, с какими городами вы будете сравнивать Пермь.
Построить графики уровня инвестиций за выбранный период.
Провести сравнение полученных графиков и сделать выводы из результатов проведённого исследования.
Тема 30. Стратегическое развитие города
Постановка проблемы муниципального социально-экономического развития и управления им. Подходы к управлению муниципальным социально-экономическим развитием. Стратегическое планирование муниципального социально-экономического развития. Концепция городского маркетинга и стратегическое планирование муниципального социально-экономического развития. Структура и этапы разработки стратегического плана муниципального экономического развития. Организация работы по стратегическому планированию муниципального образования. Индикаторы муниципального социально-экономического развития.
Практикум: Стратегическое развитие Перми
Определить основные понятия исследования: Стратегия; Стратегический план; Программа развития города
Сформулировать цели исследования.
Найти текст Стратегии (Программы) развития города
Провести анализ текста Стратегии (Программы): провести анализ структуры текста; выделить главные особенности социально-экономической ситуации города; провести оценку прогнозов изменения социально-экономической ситуации города
Провести анализ миссии, стратегических целей и задач развития города: оценить их стратегичность, понятность, реалистичность и др.
Провести анализ механизмов достижения поставленных целей и задач: определить работоспособность указанных механизмов; оценить достаточность планируемых ресурсов и др.
Провести опрос экспертов о качестве Стратегии (Программы) развития города, о практической реализации этой Стратегии (Программы)
Сформулировать выводы из результатов проведённого исследования.
Тема 31. Территориальный маркетинг Перми (Урок практикум)
Проведите исследования имиджа Перми по публикациям в СМИ и Интернет - публикациям.
Предложите идеи и разработайте стратегию улучшения имиджа Перми.
Разработайте стратегию формирования и продвижения сильных брендов Перми.
Проведите исследование социальных проблем вашего микрорайона.
Проведите исследование стратегических перспектив развития вашего микрорайона на ближайшие 10 лет.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:
Администрация города Перми (http://www.gorodperm.ru/)
Вагин В.В. Городская социология. (http://locgov.mpsf.org/bible_attachments/html/ cd2/IZD_TXT/izd23/1.html)
Вебер М.Город // Избранное. Образ общества. – М.: «Юрист», 1994. (http://philos.omsk.edu/libery/index/indext08.htm)
Ветров Г.Ю., Косарева Н.Б., Либоракина М.И., Новиков А.В., Пузанов А.С., Сиваев С.Б. Российская урбанизация на перепутье: к «городу-саду» или в «город-огород»? Сценарии развития российских городов. / Фонда «Институт экономики города». Москва. 2001.(http://www.i-u.ru/biblio/archive/vetrov%5Frossurbannaper/)
Верхоланцев В.С. Горд Пермь, его прошлое и настоящее.- Пермь: Пушка,2002
Глазычев В.Л. Открытая лекция «Культура в городе – город в культуре». – Тольятти, 2003.(http://www.glazychev.ru/courses/2003-09-05_lecture_Melekess.htm)
Горбацевич Н.П., Шатрова Н.В. Прикамье: странички далёких и близких времён. – Пермь: Книжный мир, 2003
Гордость земли Пермской.- Пермь: Пермские новости, 2003
Градотека (http://gradoteka.ru/)
Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – 3-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.
Грейбил М.М. Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук (http://www.referatbar.ru/referats/42812-1.html)
Ефимов В.С. Городское самосознание // Территориальное стратегическое планирование на новом витке реформ. Сб. докл. Научн. ред. Б.С.Жихаревич. – СПб: МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2005. (http://www.citystrategy.leontief.ru/?it=416cd1d71e419)
Ефимов В.С. Стратегическое управление городом. Учебное пособие. – Новосибирск – Красноярск, 2004
Ефимов В.С. Социальное устройство города: методологический анализ // Местное самоуправление: современная ситуация и перспективы развития. Сб. мат. конф. Под ред. Л.В.Ивановой. – Красноярск, 2002.
Ефимов В.С., Ермаков С.В., Пригожих В.А. Культурно-образовательное пространство города и становление человека: проблемы, проект, реализация / Журн. Муниципальный мир, №5 (региональный спецвыпуск), 2003.
Ефимов В.С. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) «Школьная урбанистика». http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3e1d93b7-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/?from=3e1d93b3-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66&
Занадворов В.С., Занадворова А.В. Экономика города. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
Занадворов В.С., Ильина И.П. Теория экономики города: Учеб. пособие. М.: Изд. дом ВШЭ, 1999.
Зеленин А.С. Пермь и Пермский край, 2013 г.
Зеленов Л.А. Социология города: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2000. (http://liberal.nglib.ru/catalog.jsp?rubric=484)
Коган Л.Б. Города и политика: российские уроки – Обнинск: Институт муниципального управления, 2003.
Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001.
Лаппо Г., Полян П. Результаты урбанизации в России к концу ХХ века – Институт географии РАН. www.demoscope.ru/popul/popul4
О’Салливан А. Экономика города. – 4-е изд.: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.(http://www.lib.madi.ru/catal/sociology/data/709010.doc)
Пермская городская дума (http://duma.perm.ru/)
Правоторова А.А. Городская культура и возраст города // Жур. Мастер-класс №2-3, Городской Центр развития образования. – Новосибирск, 1997.
Правоторова А.А., Гусаченко В.Л. Город и наследие. – Новосибирск: Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия Новосибирской области, 2002.
Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Пирогов С.В. Социология города. Конспект лекций. – М.: НФПК, 2003. (http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/110680.html)
Реальная Пермь (http://www.newsko.ru/realperm/)
Ром В.Я., Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. – М.: Дрофа, 1999.
Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской истории. – М.: Мол. гвардия, 1987.
Соболева Н.А., Артамонов В.А. Что такое городской герб? // Символы России.(http://www.rels.obninsk.com)
Территориальное стратегическое планирование при переходе к рыночной экономике: опыт городов России / Под общей ред. С.А.Васильева; ГП Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр». – СПб.: ГП МЦСЭИ «Леонтьевский центр», 2003.
Территориальное стратегическое планирование: новые возможности социально-экономического развития. Под ред. Акбулатова Э.Ш., Ефимова В.С., Жихаревич Б.С. – Красноярск: НП КИЦ, 2004.
Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический проект, 2000.
Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций из архива Г.П. Щедровицкого т.4. – М.: Путь, 2000 г. (http://oru2.narod.ru/)
Щедровицкий П.Г. О единстве культуры: культурная политика на пути к открытому обществу. Доклад на конференции Фонда Сороса в г.Донецке (апрель 1993). (http://www.archipelag.ru:8100/text/025.htm)
Этюды по социальной инженерии: от утопии к организации / Под ред. В.М.Розина. – М.: УРСС, 2002.