Статья «Перспективы развития образования в России в процессе цифровизации»

5
0
Материал опубликован 11 November 2021 в группе

Подготовила Зубкова Ирина Владимировна

Педагог-психолог ГБОУ «Школа в Некрасовке»



«Перспективы развития образования в России в процессе цифровизации».

В последнее время все больше набирает популярность цифрового образования. Это теперь связано не только с техническим и цифровым развитием общества, но и с необходимостью обучения в условиях самоизоляции. Здесь мы можем отметить несомненный плюс, для тех, кто вынужден сидеть на карантине в течении двух недель, кто не имеет возможности очного обучения и может обучаться другим способом. Есть и неоспоримые минусы:  заочное/онлаин/дистанционное/электронное образование лишает педагогов важной составляющей - личного взаимодействия, быстрого реагирования, корректной обратной связи.. Очень многое становится зависимым не от личности и умений педагога, а от технических возможностей каждого участника (наличии ноутбука на каждого ученика, наличие стабильного и хорошего интернет соединения и др).

Какие же нас ждут перспективы на каждой ступени образования?

Самый активный процесс цифровизации и компьютеризации происходит на более высоких ступенях образования: высшие учебные заведения, техникумы, колледжи, а так же в старших классах. Это связано прежде всего с особенностями личности учащихся. Для дистанционной, онлаин или электронной работы важны не только хорошие знания в технических устройствах, но и высокий уровень самоорганизации, самоконтроля. Очень важно, чтобы ученики могли не только сами войти в нужную конференцию, подключались к занятиям, но и относились к этому с полной ответственностью. На очных уроках учеников контролируют педагоги, которые не дают отвлекаться и контролируют выполнение заданий, на дистанционных занятиях чаще всего ученики предоставлены сами себе (тк родители часто на работе в это время). Уровень самодисциплины и самоорганизации выше у более зрелых личностей, поэтому и на более высоких ступенях обучения данный вариант взаимодействия (дистанционный) и использование цифровых технологий вполне уместен. На долю профессиональных учебных заведений и проходится самый большой процент цифровизации (в том числе применение полностью дистанционного обучения).

Процесс цифровизации возрастает и на уровне школьного образования. В крупных и более развитых городах используют электронные доски и электронные системы, такие как «Электронная Московская школа» и другие. В последнее время в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой все больше школьных мероприятий проходит в дистанционном формате (олимпиады, классные часы, собрания, конкурсы). Нередки случаи и дистанционного обучения целых классов, в тех случаях когда их закрывают на карантин. Здесь есть деление на несколько групп: начальная школа и основная и старшая школа. Процесс дистанционного/электронного обучения чаще затрагивает основную и старшую школу. По нашему опыту, мы знаем, что в период обострения заболеваемости, первые классы, которые закрывали на карантин и/или переводили на дистанционное обучение это старшие классы, начальные классы чаще и дольше учились очно.

Процесс цифровизации коснулся и дошкольного уровня образования. Бывают периоды, когда и дошкольные группы закрываются на карантин/переходят на дистанционное образование. На этом уровне наблюдаются самые большие проблемы с организацией обучения и воспитания. Исследования Тарасовой Н.В. показали, что «педагоги ДОО традиционно уверенно владеют наглядными средствами организации процесса познания, способны организовывать детскую игру и поддерживать детскую инициативу, творчески используют любой бросовый, подручный и т.п. материал в стимулировании детской активности. Однако они в своем большинстве не владеют цифровыми технологиями, испытывают технические затруднения в самостоятельном применении цифровых инструментов в образовательном процессе, нередко консервативно относятся к их применению.» [5]. Большие трудности и с организацией перехода группы на карантин: будет ли дистанционное или электронное обучение или другие форматы. Согласно ст. 10 п. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первым уровнем общего образования, а ст. 16 п. 2  нормативно закрепляет право, в том числе,  дошкольных образовательных организаций, применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Тем не менее, большинство субъектов Российской Федерации закрыли учреждения дошкольного образования, а для родителей, работающих в организациях из перечня Указа Президента РФ № 239 от 2 апреля 2020 г. В детских садах были организованы дежурные группы. Дежурные группы чаще всего, для тех детей, чьи родители оба работают и ребенка не с кем оставить. На этом этапе отмечаются и многие другие трудности при дистанционном или электронном образовании: тяжело осуществлять контроль выполнения заданий, невозможность провести занятие с учетом всех особенностей этого урока и поставленных задач (например физкультура или музыка).   Для ребенка дошкольного уровня усидеть на месте проблематично и пол часа. По СанПин есть требования только для детей 5-6 лет (СанПиН 2.4.1.3049–13 (п. 4.20): не больше одного занятия в день и не чаще трех раз в неделю. Продолжительность занятий составляла 10 минут для детей 5 лет и не больше 15 минут для детей 6 лет (СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03).), этого времени не достаточно чтобы провести нормальное занятие. Резко снижается эффективность этих занятий и без участия взрослых/родителей детей проведение этих занятий становятся просто невозможными.

Еще один уровень образования – дополнительное образование и кружки. На этом уровне так же есть свои особенности. Во первых зависимость от возраста учащихся (как на примере учебных заведений), так и зависимость от специфики дополнительного образования. Теоретически, дистанционно можно вести занятия по всем кружкам и по всему дополнительному образованию, но эффективность у каждого из них будет разная. Например, кружки по рукоделию можно вести и через оналин трансляции или по видеоурокам, по гимнастике тоже можно детям дать изучить теорию (например строение тела, мышц), но научить детей выполнять трюки дистанционно просто не возможно, кроме этого и опасно, это тот вид деятельности в котором просто необходимо нахождение тренера рядом с учеником (для подстраховки и прочего). Здесь мы можем увидеть, что в зависимости от этих особенностей, есть даже целые школы онлаин обучения, кружки, ютуб каналы и есть те направления, которые не могут быть дистанционными в принципе.

Мы рассмотрели с вами, что происходит с процессом цифровизации образования на каждом этапе, но каковы же перспективы с учетом тех особенностей, которые мы перечислили выше?

Исходя из тех изменений и проблем, которые еще остались не решены, можно сделать вывод, что большей цифровизации будут подчинены более высокие ступени образования и старшие классы (здесь активно будут внедрять и применять разные технологии: дистанционное и электронное обучение, использование различных технологий и программ). Более ранние ступени, а именно дошкольный и начальный школьный уровень образования, будут затронуты этим процессов чуть меньше: в связи с невозможностью полноценного обучения при дистанционном/электронном виде обучения и огромной зависимостью от присутствия взрослых рядом с детьми непосредственно в процессе обучения. Здесь будут больше внедряться лишь новые технологии, техники обучения используемых педагогами на очных занятиях (например цифровая мобильная лаборатория для выращивания растений, или использование мультфильмов и презентаций).




Литература:

  1. Асхадуллина Наиля Нургаяновна, Еремина Анастасия Павловна РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/retrospektivnyy-analiz-tsifrovizatsii-v-obrazovanii (дата обращения: 11.11.2021).
  2.  Аюченко Алена Евгеньевна ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Научные междисциплинарные исследования. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vliyayuschie-na-stanovlenie-i-razvitie-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy-v-doshkolnoy-organizatsii (дата обращения: 11.11.2021).
  3. Кашицин В. П. Исследование процесса цифровизации в системе общего образования России // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. №3 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-protsessa-tsifrovizatsii-v-sisteme-obschego-obrazovaniya-rossii (дата обращения: 11.11.2021).
  4. К. Ю. Краснощек, С. Н. Сычанина Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-doshkolnogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 11.11.2021)
  5. Статья Система дошкольного образования в период пандемии Авторы: Тарасова Н.В., директор НИЦ социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, к.п.н., доцент; Пестрикова С.М. зам. директора центра информационной политики и маркетинга образовательных проектов. Эл доступ https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/826-ekspertiza-do-rez-oprosa







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.