12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каргина Олеся Васильевна71
2

Перспективный план. Образовательная область "Речевое развитие" старший дошкольный возраст

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН



Образовательная область:

Речевое развитие





РАЗВИТИЕ РЕЧИ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ









СТАРШАЯ ГРУППА









МБОУ СОШ № 26

Дошкольное отделение

г. Новосибирск - 2018-2019







- В.В. Гербова. «развитие речи в детском саду». Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. Соответствует ФГОС. Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016г.

Дополнительная литература:

- Л.Е.Журова «Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет» Сценарии образовательной деятельности: методическое пособие. Соответсвует .ФГОС. Москва: Вентана-Граф, 2015

- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет». Соответствует ФГОС. Москва: ТЦ Сфера, 2017 г.


Тема недели

Программные задачи

Литература

Сентябрь


1

Мы – воспитанники старшей группы

Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.


стр.30

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой

«Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

стр.32


2










Обучение рассказыванию: описание кукол

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

стр. 43

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

стр.33


3

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет»

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

стр. 48

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с


упражнять детей в отчётливом произношении звуков з – с и их дифференциации, познакомить со скороговоркой.

стр. 34


4

Учимся вежливости

Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

стр.41

Веселые рассказы Н. Носова

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

стр. 40


Октябрь


1

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических

произведений о природе.

стр.35

Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении).

стр. 37


2


Отгадывание загадок по теме «Фрукты»

- Упражнять детей в отгадывании и толковании загадок о фруктах с опорой на картинки;

- развитие мышления, связной речи, активного словаря


Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине»


-учить рассказывать о предме­тах.

-побуждать составлять опи­сательный рассказ «овощи»




3

Рассматривание и рассказыва­ние по картине И. Левитана «Золотая осень»


Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.


стр. 38

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных

предложений.

стр.50


4

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

стр.47

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц


Закрепить правильное произношение звуков с – ц ; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц ; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой.


стр.44


5

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Продолжать учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно

строить предложения.

стр.57

Слушание сказки В.Катаева «Дудочка и кувшинчик»

Развивать интерес к литературным авторским произведениям, учить анализировать прочитанное. Воспроизводить по памяти короткие отрывки.



Ноябрь


1

Беседа о празднике «День Народного единства». Чтение стихов о Родине



Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

стр.52


2

Рассказывание по картине

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять

по ней рассказ.

стр.51

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять

в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмовках

и стихах слова со звуками ж ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое

дыхание.

стр.53


3

Составление рассказа о Новосибирске по плану


Учить детей составлять подробные и интересные рассказы по плану, на темы из личного опыта; развивать инициативу.


Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков».

стр.56


4

Дидактическое упражнение: «Кафе»

Упражнять детей в умении вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

стр.61

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

стр.46


Декабрь


1

Чтение стихотворений о зиме

Продолжать знакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

стр.60

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г.Снегирева), учить пересказывать ее.

стр.63


2

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное

рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять

логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

стр.72

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш , на определение позиции звука в слове.

стр.64


3


Дидактические упражнения: «Хоккей»

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»)

стр.61

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

стр.66


4

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает

месяц молодой».

стр.66

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили

елку…»

Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания.


стр.68


Январь


1

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана.


стр.87

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой).

стр.96


2

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием.

стр.92

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга»

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».


стр.104


3

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).

стр.77

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

стр.76


4

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умение употреблять обобщающие слова.

стр.79

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»



Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).

стр.83


Февраль


1

Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение»

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные

предложения.

стр.94

Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов»

Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги

Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору).

стр.95


2

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

стр.74

Дидактические игры со словами.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующие слова.

стр.69


3

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж

стр.75

Беседа о Дне защитника Отече­ства

Продолжать совершенство­вать диалогическую речь; воспитывать уважение к защитникам Отечества.



4

Дидактические игры со словами. Чтение небылиц

Активизировать словарь детей.

стр.104

Литературный калейдоскоп

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

стр.106


Март


1

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать

совершенствованию диалогической речи.

стр.88


Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном»

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

стр.91


2

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

стр.99

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».

стр.102


3









Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол»

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный

сокол».

стр.109

Рассматривание и рассказыва­ние по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р

Учить внимательно рассмат­ривать картину, отвечать на во­просы по содержанию. Развивать эстетическое вос­приятие картины. Воспитывать интерес к ис­кусству. Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.


стр.98


4






Чтение сказки В. Катаева «Цветик - Семицветик»

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - Семицветик».

стр.105

О бучение рассказыванию по картинкам


Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.



Апрель


1

Обучение рассказыванию

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении).

стр.55

Завершение работы над сказкой «Айога»

Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

стр.56


2

Беседа о Дне космонавтики


Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого че­ловека - Ю. Гагарина. Развивать умение внима­тельно слушать и отвечать на вопросы полными предложе­ниями; учить находить заданный звук в начале, середине и конце слова.


Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь

детей.

стр.107


3

Пересказ украинской народной сказки «Колосок»


Учить пересказывать сказку само­стоятельно, передавать интона­цию, характеры героев, свое отношение к персонажу; подбирать по смыслу опреде­ления, слова близкие и проти­воположные по смыслу; упражнять в составлении предложений.


Беседы с детьми о хлебе и о профессии пекаря

Дать детям почувствовать, как значима профессия пекаря; Объяснить, почему следует беречь хлеб - народное достояние.







4

Отгадывание загадок по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ


Предложить задание на узнавание знакомого звука в загадках, на нахождение звука в названиях предметов. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Обогащение активного речевого словаря.



стр.83

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки»

Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям.

стр.86


5

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

стр.110


Май


1

Беседа о Дне Победы


-продолжить совершен­ствование диалогической речи.

-учить активно участвовать в беседе, понятно для слушате­лей отвечать на вопросы и зада­вать их


Рассказ Л. Кассиля " Памятник советскому солдату".


Учить слушать художественное произведение, формировать представление о героизме солдат-защитников Родины; воспитывать интерес к историческим событиям , связанным с родной страной.


Комплексные занятия. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева,

стр.286.

2

Чтение сказки Д. Мамина- Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича- Длинный нос и про Мохнатого Мишу -Короткий хвост »

Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь понять, почему автор так уважительно называет комара.


Обучение рассказыванию по картинкам. Лексические упражнения


Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Проверить, насколько богат словарный запас детей.

стр.107,108


3

Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму»

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

стр.70

Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

стр101


4

Чтение сказки «Сивка-Бурка»

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой

«Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

стр.97

Звуковая культура речи (ПРОВЕРОЧНОЕ)

Проверить, помнят ли дети звуки, с которыми их знакомили на предыдущих занятиях, правильно ли произносят их. Предложить задание на узнавание знакомого звука в загадках, на нахождения звука (песни) в названиях предметов, и прочее. Поощрять желание детей импровизировать

стр.109



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.