Перспективный план образовательной области «Речевое развитие» для старшей дошкольной группы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Образовательная область:
Речевое развитие
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
СТАРШАЯ ГРУППА
МБОУ СОШ № 26
Дошкольное отделение
г. Новосибирск - 2018-2019
- В.В. Гербова. «развитие речи в детском саду». Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет. Соответствует ФГОС. Москва: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2016г.
Дополнительная литература:
- Л.Е.Журова «Подготовка к обучению грамоте детей 5-6 лет» Сценарии образовательной деятельности: методическое пособие. Соответсвует .ФГОС. Москва: Вентана-Граф, 2015
- О.С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет». Соответствует ФГОС. Москва: ТЦ Сфера, 2017 г.
Тема недели | Программные задачи | Литература | |||
Сентябрь | |||||
1 | Мы – воспитанники старшей группы | Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. | стр.30 | ||
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…». | стр.32 | |||
| |||||
2 | Обучение рассказыванию: описание кукол | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. | стр. 43 | ||
Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. | стр.33 | |||
| |||||
3 | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет» | Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. | стр. 48 | ||
Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - с | упражнять детей в отчётливом произношении звуков з – с и их дифференциации, познакомить со скороговоркой. | стр. 34 | |||
| |||||
4 | Учимся вежливости | Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. | стр.41 | ||
Веселые рассказы Н. Носова | Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. | стр. 40 | |||
Октябрь | |||||
1 | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. | стр.35 | ||
Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень» | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). | стр. 37 | |||
| |||||
2 | Отгадывание загадок по теме «Фрукты» | - Упражнять детей в отгадывании и толковании загадок о фруктах с опорой на картинки; - развитие мышления, связной речи, активного словаря | | ||
Ролевая игра «Овощи и фрукты в магазине» | -учить рассказывать о предметах. -побуждать составлять описательный рассказ «овощи» | | |||
| |||||
3 | Рассматривание и рассказывание по картине И. Левитана «Золотая осень» | Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. | стр. 38 | ||
Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение» | Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. | стр.50 | |||
| |||||
4 | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. | стр.47 | ||
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц | Закрепить правильное произношение звуков с – ц ; учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц ; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. | стр.44 | |||
| |||||
5 | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» | Продолжать учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. | стр.57 | ||
Слушание сказки В.Катаева «Дудочка и кувшинчик» | Развивать интерес к литературным авторским произведениям, учить анализировать прочитанное. Воспроизводить по памяти короткие отрывки. | | |||
Ноябрь | |||||
1 | Беседа о празднике «День Народного единства». Чтение стихов о Родине | | | ||
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. | стр.52 | |||
| |||||
2 | Рассказывание по картине | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. | стр.51 | ||
Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш ; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж – ш ; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. | стр.53 | |||
| |||||
3 | Составление рассказа о Новосибирске по плану | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы по плану, на темы из личного опыта; развивать инициативу. | | ||
Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» | Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». | стр.56 | |||
| |||||
4 | Дидактическое упражнение: «Кафе» | Упражнять детей в умении вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). | стр.61 | ||
Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. | стр.46 | |||
Декабрь | |||||
1 | Чтение стихотворений о зиме | Продолжать знакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. | стр.60 | ||
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г.Снегирева), учить пересказывать ее. | стр.63 | |||
| |||||
2 | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения» | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. | стр.72 | ||
Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш , на определение позиции звука в слове. | стр.64 | |||
| |||||
3 | Дидактические упражнения: «Хоккей» | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей») | стр.61 | ||
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». | стр.66 | |||
| |||||
4 | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой» | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». | стр.66 | ||
Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. | стр.68 | |||
Январь | |||||
1 | Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» | Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)) [8] , придерживаясь плана. | стр.87 | ||
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». | Учить детей дифференцировать звуки ц – ч ; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой). | стр.96 | |||
| |||||
2 | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. | стр.92 | ||
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга» | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга». | стр.104 | |||
| |||||
3 | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении). | стр.77 | ||
Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок» | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). | стр.76 | |||
| |||||
4 | Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умение употреблять обобщающие слова. | стр.79 | ||
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова). | стр.83 | |||
Февраль | |||||
1 | Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение» | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. | стр.94 | ||
Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» | Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). | стр.95 | |||
| |||||
2 | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. | стр.74 | ||
Дидактические игры со словами. | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующие слова. | стр.69 | |||
| |||||
3 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж | стр.75 | ||
Беседа о Дне защитника Отечества | Продолжать совершенствовать диалогическую речь; воспитывать уважение к защитникам Отечества. | | |||
| |||||
4 | Дидактические игры со словами. Чтение небылиц | Активизировать словарь детей. | стр.104 | ||
Литературный калейдоскоп | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. | стр.106 | |||
Март | |||||
1 | Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. | стр.88 | ||
| Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворений Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном» | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. | стр.91 | ||
| |||||
2 | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово» | Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. | стр.99 | ||
Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». | стр.102 | |||
| |||||
3 | Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол» | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». | стр.109 | ||
Рассматривание и рассказывание по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» Звуковая культура речи: дифференциация звуков л – р | Учить внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать эстетическое восприятие картины. Воспитывать интерес к искусству. Упражнять детей в различении звуков л – р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. | стр.98 | |||
4 | | ||||
| | | |||
Чтение сказки В. Катаева «Цветик - Семицветик» | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик - Семицветик». | стр.105 | |||
О бучение рассказыванию по картинкам | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. | | |||
Апрель | |||||
1 | Обучение рассказыванию | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении). | стр.55 | ||
Завершение работы над сказкой «Айога» | Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. | стр.56 | |||
| |||||
2 | Беседа о Дне космонавтики | Продолжать знакомить с российскими праздниками, с полетом в космос первого человека - Ю. Гагарина. Развивать умение внимательно слушать и отвечать на вопросы полными предложениями; учить находить заданный звук в начале, середине и конце слова. | | ||
Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения | Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. | стр.107 | |||
| |||||
3 | Пересказ украинской народной сказки «Колосок» | Учить пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацию, характеры героев, свое отношение к персонажу; подбирать по смыслу определения, слова близкие и противоположные по смыслу; упражнять в составлении предложений. | | ||
Беседы с детьми о хлебе и о профессии пекаря | Дать детям почувствовать, как значима профессия пекаря; Объяснить, почему следует беречь хлеб - народное достояние. | | |||
| | | | | |
4 | Отгадывание загадок по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ | Предложить задание на узнавание знакомого звука в загадках, на нахождение звука в названиях предметов. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Обогащение активного речевого словаря. | стр.83 | ||
Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки» | Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. | стр.86 | |||
| |||||
5 | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни» | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. | стр.110 | ||
Май | |||||
1 | Беседа о Дне Победы | -продолжить совершенствование диалогической речи. -учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их | | ||
Рассказ Л. Кассиля " Памятник советскому солдату". | Учить слушать художественное произведение, формировать представление о героизме солдат-защитников Родины; воспитывать интерес к историческим событиям , связанным с родной страной. | Комплексные занятия. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, стр.286. | |||
2 | Чтение сказки Д. Мамина- Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича- Длинный нос и про Мохнатого Мишу -Короткий хвост » | Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь понять, почему автор так уважительно называет комара. | | ||
Обучение рассказыванию по картинкам. Лексические упражнения | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Проверить, насколько богат словарный запас детей. | стр.107,108 | |||
| |||||
3 | Беседа на тему: «Я мечтал…» Дидактическая игра «Подбери рифму» | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. | стр.70 | ||
Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм» | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. | стр101 | |||
| |||||
4 | Чтение сказки «Сивка-Бурка» | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обработка М. Булатова). | стр.97 | ||
Звуковая культура речи (ПРОВЕРОЧНОЕ) | Проверить, помнят ли дети звуки, с которыми их знакомили на предыдущих занятиях, правильно ли произносят их. Предложить задание на узнавание знакомого звука в загадках, на нахождения звука (песни) в названиях предметов, и прочее. Поощрять желание детей импровизировать | стр.109 |