Конспект НОД «Перелетные птицы» для детей старшей группы по образовательной области «Речевое развитие»
Конспект НОД «Перелетные птицы» для детей старшей логопедической группы по образовательной области «Речевое развитие».
Цель:
Обобщить представления о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о строении птиц (названии частей тела);
- Учить детей обобщать и классифицировать (зимующие и перелетные птицы)
- Активизировать активный словарь детей по теме.
- Продолжать тренировать в составлении простых распространенных и сложноподчиненных предложений с придаточными причины.
- Создавать условия для формирования умения согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Формировать умение употреблять в речи приставочные глаголы с предлогами.
- Продолжать формировать умение составлять описательные рассказы по плану.
Развивающие:
- Развивать связную речь.
- Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение к птицам.
Использование современных образовательных технологий:
Информационно-коммуникативные технологии (презентация, работа на доске в интерактивной программе), игровые технологии – дидактические игры: «Сложи и назови правильно», «Подбирай и называй», «Угощение для птиц», «Четвертый лишний».
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
Просмотр картинок с изображением птиц, презентации «Перелетные птицы», чтение стихотворений о птицах, рассказов, дидактическая игра: «Птицы: зимующие, кочующие, перелетные», наблюдения, экскурсии в парк.
Материал:
Разрезные карточки с изображением перелетных птиц.
Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер, покрывала, подушки, карандаши для доски, мяч, столы, кровати, стулья (гнездышки).
Ход НОД:
Вводная часть
Воспитатель: Слушайте, ребята, внимательно. Кто назовет правильно цепочку слов, тот и садится на нашу полянку.
Ласточка-аист-грач, скворец-лебедь-журавль, трясогузка-кукушка-ласточка и т.д.
Основная часть
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы будем вести свою речь?
Дети: О перелетных птицах.
Воспитатель: А почему их так назвали?
Дети: Эти птицы улетают осенью в теплые края, а весной прилетают.
Воспитатель: Интересно, а почему они все улетают и возвращаются к нам обратно?
Дети: Осенью все насекомые исчезают: улетают в теплые края или прячутся, чтобы уснуть на всю зиму. А весной просыпаются или прилетают.
Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми?
Дети: Скворцы, грачи.
Воспитатель: Назовите мне еще знакомых для вас перелетных птиц.
Дети: Грач, трясогузка, жаворонок, кукушка, аист, цапля, скворец и т.д.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Сложи и назови правильно». Ваша задача сложить картинку правильно и правильно назвать птицу.
Воспитатель: Следующая игра, в которую я предлагаю вам поиграть: «Подбирай и называй». Встаньте в круг, я бросаю мяч. Кому брошу, тот называет признак, характерный для данной птицы, показанной на доске.
Грач - …
Дети: черный, небольшой, умный, полезный, крикливый, черноглазый, быстрокрылый.
Воспитатель: Ласточка - …
Дети: Маленькая, ловкая, веселая, красивая, проворная, заботливая,
чернокрылая, белогрудая.
Воспитатель: Скворец - …
Дети: Небольшой, черный, блестящий, красивый, певчий, звонкоголосый, остроклювый.
Воспитатель: Аист - …
Дети: Большой, белый, сильный, умный, заботливый, черноглазый, чернокрылый, длинноногий.
Воспитатель: Журавль - …
Дети: Большой, серый, длинноногий, остроклювый, красивый.
Воспитатель: Лебедь - …
Дети: Большой, белоснежный, прекрасный, гордый, заботливый, водоплавающий, длинношеий.
Воспитатель: Молодцы. Много слов подобрали. А теперь присядьте на полянку и обратите внимание на доску. На ней мы сыграем в другую игру: «Угощение для птиц». Необходимо накормить голодных птиц (соединить линией птицу с кормом).
Дети подходят по очереди и соединяют линией.
Дети: Скворец – червяк
Журавль – лягушка.
Аист – лягушка.
Лебедь – рыба.
Грач – червяк.
Цапля – лягушка, рыба.
Кукушка – гусеница.
Ласточка – комар.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Накормили всех голодных птиц правильно. Никого не обидели.
А теперь, предлагаю встать и отправиться в парк, на прогулку.(переходят в спальное помещение) Посмотрите, как красиво у нас в парке. Какой тут воздух. Вдохните поглубже и опишите его.
Дети: Свежий, чистый, прохладный, влажный.
Воспитатель: Я вам предлагаю прилечь на полянке (на кровати), кто где хочет и расслабьтесь. Послушайте, как красиво поют птички.
Потихоньку присаживаемся. Я хочу у вас спросить. Какие голоса птиц вам показались знакомыми?
Дети: Голос кукушки, голос соловья, голос грача, голос аиста.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на птичку и скажите, что она сделала.
Дети: Птица вылетела из гнезда.
Вокруг гнезда облетела.
Над гнездом пролетела.
К гнезду подлетела.
Через гнездо перелетела.
Под гнездом пролетела.
В гнездо прилетела.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам вернуться из парка в нашу группу и поиграть в подвижную игру «Голодные птенцы» (физминутка).
До кого дотронусь, тот будет птенцом и садится в гнездо. Остальные будут птицами-родителями. Родители будут летать и искать птенцам корм. Родители, подойдите к своему птенцу.
Родители, ваша задача найти насекомое и принести своему птенцу.
(затем – меняются ролями).
Воспитатель: Спасибо, хорошо справились с заданием родители. Заботливыми оказались.
А теперь, присаживайтесь на полянку и смотрите внимательно на доску. Следующая игра: «Четвертый лишний». Найдите в цепочке лишнюю птичку и обоснуйте свой выбор.
Скворец, сорока, грач, ласточка.
Дети: зимующая птица – сорока.
Воспитатель: Аист, журавль, лебедь, индюк.
Дети: индюк – домашняя птица.
Воспитатель: Ласточка, скворец, аист, кукушка.
Дети: Кукушка – не вьет гнезда.
Воспитатель: Очень хорошо справились с заданием. Смотрю, для вас это было легко.
Ребята, посмотрите на доску внимательно. Наши птички что-то вам хотят сказать.
Ласточка: (озвучка) Ребята, я маленькая птичка. Вы меня встречаете очень редко. Я хочу, чтобы вы составили рассказ обо мне.
Воспитатель: Ребята, давайте, выполним просьбу птички. А в этом вам поможет схема: как зовут птицу, как выглядит, чем питается, где живет.
Дети: Ласточка – маленькая и красивая птичка. У нее маленькая, черная головка. Черненькая спинка. Крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая с красно-синим галстучком. У нее короткие ноги. Летает ласточка очень быстро, потому что у нее длинные сильные, острые крылья. Хвост тоже длинный, сильный, раздвоенный. Питается ласточка насекомыми: мухами, комарами. Вьет гнездо под крышей дома из глины и соломы.
Воспитатель: Угадайте, какую птичку следующую будем описывать:
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Дети: Это аист. Он белого цвета. На крыльях у него перья черного цвета. У него большой красный клюв, длинная шея, длинные ноги. Аист питается лягушками, ужами, кузнечиками. Вьет гнездо на крышах домов и деревьях.
Птицы: Ребята, нам очень понравились ваши рассказы. Мы ждем вас у себя в гостях. Приходите, только не разоряйте наши гнезда и не пугайте нас, не кидайте и не стреляйте. Мы не можем за себя заступиться. Мы слабее вас. До встречи!
Воспитатель: Ребята, ответьте мне на вопрос, а птицы приносят пользу?
Дети: Да. Они поедают вредных насекомых на полях, в садах, огородах, лесах и парках.
Заключительная часть
Воспитатель: Скажите, какое задание для вас было легким?
Какое задание самым трудным?
Что понравилось, что нет?