Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в старшей группе
Тема: «Друг познается в беде»
Воспитатель : Полухина Т.В. 2015г.
Цель. Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закреплять умение образовывать прилагательные от существительных; находить слова на заданный звук, закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлении о дружбе.
Ход занятия.
Ребята, вы ничего не слышали? Мне кажется кто то постучал? Пойду посмотрю. Ой, ребята, да здесь письмо : «Для детей старшей группы»Интересно от кого же оно ? Но я думаю вы сейчас быстро отгадаете: « Комочек пуха длинное ухо прыгает ловко любит морковку». Правильно , пишет нам заяц Руся, ему нужна наша помощь. Маленький злой волшебник Моря заколдовал всех друзей Руси. Больше они вместе не играют. Один Руся ничего не может сделать. Но мы с вами можем помочь Русе Для этого нам надо выполнить несколько заданий: рассказать Море о дружбе и научить вежливым словам.
Ну что, поможем?
Тогда приступаем к выполнению заданий.
Первое задание. Начинаем с вежливых слов. Я вам буду читать по две строчки стихотворений, а вы должны закончить их подходящими вежливыми словами.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Второе задание. Назови противоположное слово. Встаем полукругом. Я буду бросать вам мяч и называть слово, вы должны назвать противоположное слово и бросить мяч мне. (хороший – плохой, злой – добрый, смелый – трусливый, нежный – грубый, веселый – грустный, щедрый – жадный).
Третье задание. Ребята представьте , что нам всем подарили фотоаппараты и мы решили сфотографировать друзей Руси .Нужно взять воображаемый фотоаппарат, щелкнуть язычком и сказать : «Я фотографировал(а) ……..(лису, зайца, волка….). А теперь, чтобы получить фотографии надо произнести волшебные слова – это пословица « Друзья познаются в беде».Дети повторяют пословицу по одному затем все вместе, объясняют ,почему так говорят. Ну вот наши фотографии- картинки готовы. Возьмите любую картинку, закройте животное ладошкой так, чтобы остался открытым только хвостик. Я буду спрашивать у кого чей хвостик, а вы отвечать.(лисий хвостик, заячий хвостик, лошадиный хвостик….).
Четвертое задание. Нам надо помочь Руси накрыть стол к обеду. Моря сказал, что он ест только те блюда и пьет только те напитки, в названии которых только два слога.
Ответы детей. ( компот, кисель, каша, гречка, пюре, салат, )
Молодцы, справились..
Пятое задание. Моря попросил у Руси игрушки. Но игрушки ему нужны только те, в названии которых присутствует тот звук, на который начинается его имя. С какого звука начинается имя маленького, злого волшебника? Назовите игрушки с этим звуком.
Предположительные ответы детей. (Машина, автомат, самолет, мозаика, мяч).
Молодцы, справились.
Устали? Вставайте в круг.
Физминутка. «Дружба»
Давайте будем дружить друг с другом (поочередно протягивают руку друг другу)
Как птицы с небом (потянуться руками вверх,встав на носочки)
Как травы с лугом (присесть на корточки )
Как ветер с морем (качают руками над головой вместе с туловищем )
Поля с дождями (кружатся вокруг себя ,попеременно взмахивая руками )
Как дружит солнце со всеми нами (подойти в круг и обняться)
Дети садятся на стулья.
А сейчас я прочитаю вам сказку М. Пляцковского под названием «Урок дружбы».
Моря послушает, и может поймет, как важно иметь друзей.
Урок дружбы
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!
Вопросы для беседы с ребенком:
Как называется сказка? Кто главные герои сказки?
Кого из них можно назвать настоящим другом и почему?
Чему учит эта сказка?
Понял ли свою ошибку Чик? Какие его слова это доказывают?
Есть ли у тебя друзья в садике ? Почему ты считаешь их друзьями?
Подведение итога
Релаксация
Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)
Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)
Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди.