Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
Разучивание стихотворений в подготовительной группе
Месяц | Автор, название | Рекомендации по разучиванию |
Октябрь | Ю. Тувим. «Овощи» | 1.Дети работают со словом-обобщением овощи («Какие овощи вы знаете? Где они растут? Как используются?»). 2.Знакомство со стихотворением. Беседа по содержанию. Введение зрительных опор (при повторном чтении): изображение перечисленных в стихотворении овощей и предметов, позволяющих установить последовательность событий в стихотворении и придерживаться её: корзинка (в которой принесли овощи), стол (на котором овощи завели спор), нож (которым хозяйка начала крошить овощи), горшок (в котором кипели, кипели в крутом кипятке овощи). 3.Совместное рассказывание воспитателя и детей (процесс разучивания). |
Ноябрь | И. Мазнин. «Облака» | 1.Познавательная беседа об облаках с ориентировкой на содержание стихотворения («На что похожи облака? Какие облака бывают летом? Какие — зимой? Что несут с собой облака летом, а что — зимой?»). 2.Знакомство со стихотворением. Введение зрительных опор (при повторном чтении): изображение перечисленных в стихотворении предметов, позволяющих установить последовательность событий в стихотворении и придерживаться её: облака, молоко, мел, мятая бумага, капелька воды и снежинка. 3.Совместное рассказывание воспитателем и детьми (процесс разучивания). |
Февраль | Э. Успенский. «Над нашей квартирой» | 1.Знакомство со стихотворением. Введение зрительных опор (при повторном чтении): изображение перечисленных в стихотворении предметов и объектов, позволяющих установить последовательность событий в стихотворении и придерживаться её: собака, кошка, мышка, крыша и капли дождя, тучи, молния. В данном случае опорные картинки лучше располагать по вертикали, снизу вверх (как этажи в доме). 2.Совместное рассказывание воспитателем и детьми (процесс разучивания). Сначала все повторы в стихотворении дети произносят хором, затем подгруппами и индивидуально. |
Март | Э. Флеминг. «Кто дома?» (перевод В. Левина) | 1.Знакомство с текстом стихотворения и беседа по содержанию. Примерные вопросы: кто участвует в разговоре? Перечисли. Все ли персонажи согласны с тем, что в доме никого нет? Кто, как и откуда высказал своё несогласие («Ничуть!»)? Образец ответа: «Сказал котёнок на ковре; мышонок пропищал в норе; шепнула муха на стене и пр.»). Как все персонажи в конце стихотворения ответили на вопрос (нелепость): «Дома — никого»? Ответ: «Да все мы дома, все до одного!» 2. Совместное рассказывание воспитателем и детьми (процесс разучивания). Сначала все повторы в стихотворении дети произносят хором, затем по подгруппам и индивидуально. В процесс разучивания желательно включить рассказывание по ролям. |
Апрель | Э. Успенский. «Что мы делали в детском саду» | 1.Беседа о том, что дети выросли и наступает пора прощаться с детским садом. —В саду дети многому научились. (Чему научились?) У них появились друзья и пр. А сколько дел они могут переделать за день в детском саду! (Какие дела?) Про таких детей в одном детском саду написал стихотворение Э.Успенский. Послушайте. 2.Знакомство со стихотворением. Введение зрительных опор (при повторном чтении): изображение перечисленных в стихотворении предметов, позволяющих установить последовательность событий в стихотворении и придерживаться её. 3.Совместное рассказывание воспитателя и детей (процесс разучивания). |
Артикуляция звуков в подготовительной группе
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
«Звук [А]» Когда мы произносим звук [а], то рот широко открыт, язык лежит за нижними зубами. Звук произносится с голосом. Воздушная струя не встречает на своём пути преград. Звуки, которые произносятся с голосом и не встречают во рту преград, будем называть гласными. Бусинки в звуковых бусах, которые обозначают гласные звуки, будем обозначать красным цветом. | «Звук [У]» При произнесении звука [у] губы в форме трубочки, язык лежит за нижними зубами, воздух проходит спокойно и плавно, не встречая на своём пути преграды, звук произносится с голосом (голосовые связки вибрируют). «Звук [И]» Как пела иволга? (И-и-и.) Песенка иволги похожа на звук [и]. При произнесении звука [и] губы улыбаются, зубы сближены, воздушная струя идёт спокойно, голосовые связки вибрируют. «Звук [Э]» Педагог просит детей произнести звук [э] и посмотреть, как его произносят товарищи. При произнесении звука [э] губы в улыбке, зубы видны и находятся на расстоянии 4—5 мм; широкий кончик языка упирается в нижние резцы; спинка языка поднята и слегка напряжена; голосовые связки вибрируют; воздух выходит плавно. «Звук [О]» При произнесении звука [о] губы вытягиваются в широкую трубочку, воздух выходит плавно, спокойно; голосовые связки вибрируют. | «Звук [Ы]» При произнесении звука [ы] губы приоткрыты, не напряжены, рот приоткрыт, кончик языка за нижними зубами, корень языка несколько поднят к нёбу, воздушная струя направлена на кончик языка и не встречает преград, голосовые связки вибрируют. «Звук [М]» При произнесении звуков [м — м’] губы сомкнуты; на пути воздушной струи стоит преграда; воздушная струя как бы разрывает губы. Воспитатель договаривается с детьми, что звуки, при произнесении которых встречаются преграды во рту, будут называться согласными. Как видно из примеров, согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. |
Артикуляция звуков в подготовительной группе
Декабрь | Январь | Февраль |
«Звук [Н]» Звуки [н —н’] рады, что вы нашли все слова, в которых они живут. Онпросят, чтобы вы рассказали, как правильно их произносить. Дети смотрят друг на друга, произносят звуки [н —н’]. Устанавливают, что губы разомкнуты, зубы на расстоянии 2—3 мм (или сближены), голосовые связки вибрируют, воздушная струя направлена на кончик языка; воздушная струя встречает во рту преграду. Но при произнесении звука [н] язык находится за верхними зубами, а при произнесении звука [н’] язык находится за нижними зубами. «Звук [Б]» Артикуляция звуков [б —б’] по схеме. При произнесении звука губы смыкаются и размыкаются, воздушная струя встречает преграду, голосовые связки (горлышко) дрожат. Артикуляция звуков по схеме перед зеркалом или глядя друг на друга. При произнесении звуков губы сомкнуты, воздушная струя разрывает сомкнутые губы. | «Звук [В]» Артикуляция звуков [в —в’] по схеме. Нижняя губа приближается к верхним зубам, между ними небольшое отверстие, через которое выходит воздушная струя, верхняя губа приподнята, голосовые связки вибрируют. | «Звук [Ф]» Ёжик напомнил нам звуки [ф — ф’]. Когда мы их произносим, то нижняя губа слегка прижата к верхним зубам; верхняя губа слегка приподнята; язык внизу; воздух проходит через узкую щель; голосовые связки вибрируют. «Звук [Т]» Губы приоткрыты, зубы разомкнуты, кончик языка при произнесении звука [т] упирается в верхние зубы, при произнесении звука [т’] кончик языка опущен и упирается в нижние зубы, голосовые связки не вибрируют. «Звук [Д]» Какой первый звук в слове Даша'? (Звук [д].) А какой первый звук в слове Дима? (Звук [д’].) С этими звуками мы познакомимся поближе. Артикуляция та же, что и при произнесении звуков [т —т’], но голосовые связки находятся в состоянии вибрации (контроль рукой). «Звук [К]» Повторите первые звуки в словах кот и кис. (Звуки [к — к’].) Давайте уточним, как они произносятся. При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы не сомкнуты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка касается мягкого нёба. При произнесении звука [к’] губы, зубы, кончик языка в том же положении, только спинка языка касается твёрдого нёба. |
Артикуляция звуков в подготовительной группе
Март | Апрель |
«Звук [Г]» Артикуляцию звуков [г —г’]: губы, зубы приоткрыты, кончик языка за нижними зубами, спинка языка приподнята, голосовые связки вибрируют. «Звук [Х]» При произнесении звуков [х—х’] губы приоткрыты, между зубами щель, кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка чуть приподнята, тёплая воздушная струя направлена на кончик языка. Артикуляция звуков. Дети самостоятельно проводят анализ артикуляции: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, посередине языка небольшой желобок, голосовые связки спокойны. Педагог контролирует, правильно ли дети провели анализ артикуляции. Артикуляция звуков. Один ребёнок разбирает артикуляцию звука. Если он затрудняется, ему помогают товарищи. Артикуляционный уклад тот же, что и при произнесении звука [с], но происходит ещё дрожание голосовых связок. | «Звук [Ц]» Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зеркало: губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается в нижние зубы; посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя. «Звук [Ш]» Дети произносят слова со звуком [ш]: шмель, мошка, кошка, шар, шалаш, камыш. Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду. «Звук [Щ]» При произнесении звука [щ] губы в лёгкой улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идёт сильная воздушная струя. «Звук [Ш]» Дети анализируют артикуляцию звука [ж]. (Артикуляция та же, что при про¬изнесении звука [ш], но происходит ещё дрожание голосовых связок.) Артикуляция звука. Губы округлены и выдвинуты вперёд; зубы сближены; широкий кончик языка упирается в передний край нёба; посередине языка идёт толчкообразная воздушная струя. «Звук [Л]» Дети смотрят в зеркало и самостоятельно анализируют артикуляцию звуков [л —л’]: губы открыты, зубы сближены, широкий кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, голосовые связки вибрируют. |
Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
Дидактическое упражнение | Игровые упражнения, ситуации | Скороговорки | |
Сентябрь | -«Угадайка». Цель. Вспомнить звуки окружающего мира, упражнять в обозначении их с помощью звуков человеческой речи. -«Длинное — короткое». Цель. Упражнять в умении на слух определять длинные и короткие слова (в сравнении друг с другом). -Дидактическая игра «Спор». Цель. Совершенствовать способность образовывать прилагательные сравнительной степени. | -Игровая ситуация «Секреты слов». -Игровое упражнение «Звуки заблудились». -Упражнение «Дождь идёт» | |
Октябрь | -Игра «Скакалка». Цель. Тренировать большие пальцы рук. -Игровое упражнение «Мишкины ошибки». «Скакалка». Цель. Тренировать большие пальцы рук. | - Игровое упражнение «Найди гласный звук». - Игровое упражнение «Мишкины ошибки». -Игра «Прятки». -Игра «Телевизор с секретом». -Звуковые бусы. Знакомство и работа со схемой. | -Разучивание скороговорок со звуками [с] и [з]. |
Ноябрь | В течение месяца проводится ярмарка игрушек с целью закрепления умений детей составлять описательные высказывания о предметах. | ||
-Игровое упражнение на развитие фонематического слуха. -«Кривое зеркало». Цель. Упражнять в подборе и употреблении слов- антонимов. «Укрась текст». -Игровая ситуация «Фокус». -Игровое упражнение «Из каких элементов состоит предмет?». Цель. Упражнять детей в умении анализировать изображение и вычленять составляющие его элементы. -Упражнение «Составь предложение». | -Игра «Магазин». -Игра «Кукольный переполох». -Создание книжки «Глиняный парень» -Игра «Кукольный переполох». -Игра «Найди гласный звук» (работа парами). -Игра «Измени слово». -Игровое упражнение на развитие фонематического слуха. -Упражнение «Посолим суп» (для развития щепоти). -Игровые упражнения в делении двухсложных слов на части и определение количества слогов в слове. -Игровые упражнения в делении двухсложных слов на части и определение количества слогов в слове. -Игровые упражнения. Подберите для поросёнка, кота и зайца клички, состоящие из двух слогов -Упражнения на выделение предложений из высказываний на слух. -Игровое упражнение «Весёлая гимнастика» на закрепление пространственной ориентировки. | -Разучивание скороговорок. Сшила медведица мишке синие штанишки. Шесть мышат в камыше шуршат. |
Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
Декабрь | В течение месяца проводится ярмарка игрушек с целью закрепления умений детей составлять описательные высказывания о предметах. Желательно внести разнообразные ёлочные игрушки и украшения. В рамках работы по развитию связной речи дети вместе с воспитателями сочиняют коллективную «Новогоднюю сказку» в течение месяца. По окончании работы можно сделать книжку. Данная сказка может лечь в основу сценария новогоднего праздника в детском саду. | ||
-Развивать умение ориентироваться на листе бумаги и упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки при работе с карандашом. Дети проводят отрывистые линии (штрихи) в направлении сверху вниз. -Развитие мелкой моторики. Упражнение «Посолим суп» на развитие щепоти (большого, указательного и среднего пальцев). Упражнение сопровождается чтением стихотворения «Мы варили суп, суп,..». -«Найди две одинаковые снежинки». | -Игра «Цепочка». -Игра «Букет». -Игра «Магазин» (работа парами). | -Разучивание скороговорки со звуками [с’], [з’]. Сенька-везенька, вези меня в село. -Разучивание скороговорок со звуками [ш], [ж]. Ежата и ужата — хороши ребята. -Разучивание скороговорок со звуками [с], [з], [ц]. Стоит воз овса, возле воза — овца. Летел скворец через хлевец в скворечню — в свой дворец. -Разучивание скороговорок со звуками [с], [з], [ц]. -Стоит воз овса, возле воза — овца. Летел скворец через хлевец в скворечню — в свой дворец. | |
Январь | -Развитие мелкой моторики. Упражнение «Посолим суп» на развитие щепоти (большого, указательного и среднего пальцев). Упражнение сопровождается чтением стихотворения «Мы варили суп, суп,..». -«Найди две одинаковые снежинки». | -Развитие мелкой моторики. Работа со штампами. Игра «Снегопад». -Упражнение «Трамвай» на подготовку руки к письму. «Замени звук». «На картинки посмотри и три слова назови». -Игра «Было — стало» на употребление слов-антонимов. | -Разучивание скороговорок со звуками [ц], [с]. Ты, молодец, скажи молодцу: Пусть молодец молодцу скажет, Пусть молодец телёнка привяжет. -Разучивание скороговорок со звуками [щ], [ш]. У щуки щучья щетина и пасть. Счастье ершу в щучью пасть не попасть. |
Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
Февраль | В течение месяца проводится ярмарка игрушек с целью закрепления умений детей составлять описательные высказывания о предметах. Можно сделать акцент на интересах мальчиков. В феврале начинается работа по составлению каждым ребёнком сказки. В течение месяца педагоги отрабатывают с каждым ребёнком и записывают главную тему сказки (желательно с расширенным названием, например: «Колобок — колючий бок и его необычные встречи в сказочном лесу») и начало. | ||
-Развитие мелкой моторики. Работа со штампами. -Игра «Снегопад». На столе раскладывают лист синей бумаги, ставят баночки с белой гуашью и несколько штампов-снежинок. Примерный набор прилагательных: февральский (день, снег, мороз, вечер, ветер, праздник и др.)! кофейный (сервиз, запах, цвет, шарф, напиток и др.), фиолетовый (карандаш, галстук, костюм и др.). Внимание! Игру «Снегопад» можно продолжить после занятия. --Подготовка руки к письму. Отработка круговых движений руки в упражнении «Клубки». | Игра «Подскажи словечко». | -Разучивание скороговорок со звуками [щ], [ш]. У щуки щучья щетина и пасть. Счастье ершу в щучью пасть не попасть. | |
Март | В течение месяца проводится ярмарка игрушек с целью закрепления умений детей составлять описательные высказывания о предметах. Можно сделать акцент на интересах девочек. В марте продолжается работа по составлению детьми своих сказок. Отрабатывается и записывается средняя часть (последовательность событий). | ||
-Предварительная работа. Чтение детям сказки Г.-Х. Андерсена «Штопальная игла». Обратить внимание детей на то, что великий сказочник мог создавать чудесные сказки о простых вещах, на которые мы часто не обращаем внимания. -В канун Дня смеха (1 апреля) вспомнить с детьми произведения-путаницы (авторские и из народного фольклора). Здесь уместно вспомнить и разобрать следующие произведения: К. И. Чуковский. «Человек Рассеянный», «Путаница»; Э. Успенский. «Память»; народные небылицы. Обратить внимание детей на то, что делает обычные предметы, действия, события необычными (нарушается функция предметов, путаются значения слов и пр.). | -Развитие мелкой моторики. -Игра «Узнавайка». -Игра «Найди слово». -Игровое упражнение «Небылица-путаница». Цель. Упражнять в составлении небылиц. | -Разучивание скороговорок со звуками [д—д’]. Дождь однажды дождил дважды. Дед Данила делил дыню — Дольку Диме, дольку Дине. -Разучивание скороговорок со звуками [т’], [ч]. Течёт речка, Печёт печка, А в печке — гречка. |
Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
Апрель | В течение месяца проводится ярмарка игрушек с целью закрепления умений детей составлять описательные высказывания о предметах. В апреле заканчивается работа по составлению детьми своих сказок. Педагоги отрабатывают и записывают конец сказки; проводят с каждым ребёнком её доработку; оформляют книгу (индивидуальные или сборник). | ||
-Развитие мелкой моторики. -Манечка напекла много пирожков для медведей. -Развитие мелкой моторики. -Работа с двумя штампами одновременно (ребёнок работает двумя руками). На штампах изображены овощи: один маленький, другой большой (мор- ковь — морковища, репа — репища, капуста — капустища, огурец — огуречище и т. д.). -Игровое упражнение «Прятки». Цель. Работать над правильным употреблением предлогов под, из-под. | -Слова-паронимы (отличающиеся одним звуком). -Игровое упражнение «Звуки спрятались в словах». Педагог называет слова, в которых одновременно слышатся два звука — [с] и [ш]. Необходимо определить место звуков в словах (в начале, середине, конце). Слова для анализа: Саша, сушка, шустрый, шоссе, сушь, шест. -Игровое упражнение «Поймай звук». -Игра «Муха» (проводится в парах). -Игра «Договори слово». -Игровое упражнение «Пила» на умение сочетать движения рук со словами. | -Чтение чистоговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». В данном случае главная цель упражнения — научить чисто произносить звуки. Темп произнесения предложения убыстряется до тех пор, пока ребёнок может правильно повторять фразу. -Разучивание скороговорок со звуками [п—п’]. Пётр Петрович пошёл погулять, Поймал перепёлку, пошёл продавать. Пётр Петру пёк пироги. |