Перспективно-тематический план работы по произношению и развитию речи в средней логопедической группе
ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
В СРЕДНЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
(общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Составитель: учитель-логопед Онищенко Н.В.
г. Новочеркасск
Пояснительная записка.
На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Дети с ОВЗ могут реализовывать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающими детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
К детям с ОВЗ относятся дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. Под тяжелым нарушением речи понимается системное недоразвитие всех компонентов речи (лексического, грамматического, фонетико-фонематического строя речи), что является общим недоразвитием речи.
В свете ФГОС основная работа по коррекции речи детей с ОНР осуществляется в образовательной области «Речевое развитие». Основная цель - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.
Задачи развития речи:
формирование структурных компонентов системы языка - фонетического, лексического, грамматического;
формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи;
формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.
Основные направления работы по развитию речи:
развитие словаря;
воспитание звуковой культуры речи;
формирование грамматического строя речи;
формирование связной речи;
развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.
Данный перспективно-тематический план составлен с учетом современных требований ФГОС, на основе коррекционной программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей 2 – 4 уровня развития и программы Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи».
Перспективно-тематический план разделен на 3 периода, к каждому из них определены коррекционные задачи по развитию речи, используемые методы и приемы. В каждом периоде определены лексические темы и лексический материал этих тем. Определены задачи, игры и упражнения по формированию грамматического строя речи, развитию связной речи, формированию фонематического восприятия и звукопроизношения, развитию общей, мелкой, артикуляторной моторики, графических навыков и психических процессов.
I ПЕРИОД (сентябрь, октябрь, ноябрь)
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ (сентябрь)
1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
3. Заполнение речевых карт, индивидуальных коррекционно-логопедических программ на каждого ребенка.
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
1. Развивать длительный плавный выдох (упражнения «Осенние листочки», «Пароходы», «Дует холодный ветер», «Пускаем пузыри», «Шар лопнул»(длительность выдоха - на счет до 4).
2. Формировать: мягкую атаку гласных («Укачиваем куклу», «Поезд», «Лесенка», пение гласных А, У).
3. Развивать глубокий вдох («Узнай овощ», «Узнай фрукт»).
4. Развивать физиологическое дыхание (диафрагмальное дыхание лежа).
5. Развивать силу голоса («Кто кого», «Успокой куклу», «Гудок» «Узнай по интонации», Дует ветер») и речевое дыхание (игра «Повар», «Эхо» (ау-ау-ау), «Приятный запах», «Определи место игрушке»).
6. Развивать ритмичную выразительную речь, координацию речи с движением, творческое воображение, ориентировку в пространстве. Работать над темпом речи (игры «Мы играем на гармошке», «Рано утром на полянке», «Мы на карусели сели», «Листья», «Дождик» «Урожай», «Овощи», «Ёжик и барабан», «Ягодка-малинка», «Брусника», «Посуда», «Мячик»).
7. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов - выразительных речевых средств в игре и в ролевом поведении детей.
ЗВУКОПРОИЗНОШНИЕ
1. Уточнить произношение гласных: А, У, О, И, Ы, Э (звукосочетаний АУ, УА, ИА).
2. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки, «погремушки», какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов).
3. Уточнить произношение наиболее легких согласных: М-МЬ, П-ПЬ, Б-БЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ.
4. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: му-му-му, ту-ту-ту, бу-бу-бу и т.д.
5. Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков (артикуляционная гимнастика).
РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА
1. Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак - погремушка, кот- велосипед, дом – черепаха).
2. Учить детей передавать ритмический рисунок слова.
3. Работать над двусложными, а потом трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Упражнять детей в выделении из ряда звуков (АУ, ОБА, ИАМ) гласные звуки А, У.
2. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: АУ, УА.
3. Учить выделять начальные ударные гласные А,У в словах (АНЯ), различать слова с начальными ударными А,У.
ЛЕКСИКА
Лексические темы.
Октябрь:
1 неделя – «Огород» (овощи)
2 неделя – «Сад» (фрукты)
3 неделя – «Лес» (деревья в лесу, грибы и лесные ягоды)
неделя – «Осень» (названия деревьев, дикие животные осенью)
Ноябрь:
1 неделя – «Я и мое тело»
2 неделя - «Одежда, обувь»
3 неделя - «Кухня, посуда»
4 неделя - «Игрушки»
1. Расширить представления детей об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус).
Ввести в словарь существительные - названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, г руша, слива, лимон, апельсин.
2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.
Ввести в словарь существительные - названия деревьев: тополь, акация, береза, рябина, дуб, ель.
3. Обобщить первичные представления детей об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям.
Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено, мокро, холодно.
Ввести в речь прилагательные: хмурый, дождливый.
4. Конкретизировать представления детей о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища).
Ввести в словарь существительные - названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака.
5. Расширить представления детей о самом себе (мое тело).
Ввести в словарь существительные - голова, уши, лоб, глаза, лицо, зубы, щеки, туловище, грудь, живот, локоть, ладонь, спина, ноги, пальцы, кулак.
Ввести в словарь глаголы, характеризующие назначения некоторых органов (уши, чтобы слышать, глаза - видеть, нос – дышать).
6. Закрепить в речи детей существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда.
Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка.
7. Расширить представления детей о посуде.
Ввести в речь существительные: название предметов посуды, части посуды (носик, ручка, крышка, донышко). Ввести в речь прилагательные: чистая, стеклянная, маленькая, большая.
Ввести в речь глаголы: накрывать (на стол), ставить, убирать, вытирать, мыть, чистить.
Познакомить с многозначностью слов: носик, крышка, ручка.
8. Пополнить активный словарь детей прилагательными, обозначающими качества и свойства присущие предметам и материалам разнообразие цветов и оттенков, запахов, вкусовых качеств; мягкий - твердый, прозрачный - непрозрачный, гладкий - шероховатый, легкий - тяжелый, сладкий, горький, кислый и т.д. Цвет: белый, черный, зеленый, красный, желтый, синий; оттеночные: розовый, голубой; формы предметов: круглый, треугольный, квадратный; размер: большой, маленький; толстый, тонкий.
Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение яркого, нарядного – радостного цвета (светлого) или грустного (темного).
9. Ввести в словарь существительные, обозначающие материалы (бумага, картон, стекло, металл, резина, кожа, ткань, пластмасса, дерево и т.д.)
10. Ввести в словарь глаголы, обозначающие отличительные признаки материалов (размокает, рвется, бьется, горит и т.д.).
11. Ввести в словарь наречия: далеко, близко, справа, слева, вверху, внизу.
12. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ - слово»).
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
1. Упражнять детей в образовании имен существительных (именительный падеж) в форме единственного и множественного числа - названия овощей, фруктов, грибов, ягод, игрушек, одежды, обуви, посуды (чашка-чашки, дерево - деревья, мяч-мячи, гриб-грибы, ботинок-ботинки).
2. Упражнять детей в образовании относительных прилагательных
(чашка из стекла - стеклянная, ботинок из кожи-кожаный, мяч из резины-резиновый, кроватка из пластмассы – пластмассовая).
3. Усвоить притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ в сочетании с существительными мужского и женского рода (мой шарф, моя шуба).
4. Упражнять детей в употреблении существительных в винительном, дательном, творительном, предложном падежах в единственном и множественном числе:
- У меня нет машинки,
- Овощи режут ножом.
- Чашка стоит на столе.
- Лена дает куклу Кате.
5. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (много яблок, чашек, платьев, мячей).
6. Упражнять в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже.
7. Преобразовывать глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени (пей - пьет, ешь - ест, мой – моет).
8. Закрепить в речи простые предлоги: НА - С, В - ИЗ (Яблоко на ветке. Яблоко упало с ветки. Грибы в корзинке. Грибы высыпали из корзинки).
9. Вводить в активную речь детей предложения с однородными членами (На грядке растут овощи: помидоры, огурцы, лук. У куклы одежда: ...; В магазине продаются игрушки: …; На столе стоит посуда: ...).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
2. Развивать диалогическую речь (потешки: «Вы откуда, калачи?» «Ножки, ножки, где вы были?, «Был сапожник?». Стимулировать речевые реакции. Развивать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов: Кто это? - Это девочка. - Что ты видишь? - Я вижу дерево. - Где чашка? - Чашка на столе,
3. Составлять простые предложения из 2 - 3 слов ( по демонстрации действия и по картинке) по вопросам : Кто? Что? Что делает? Это мальчик. Мальчик ест грушу.
4. Повторять за взрослыми рассказы - описания из 2 - 3 предложений
об овощах, фруктах, грибах, диких животных, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели.
5. Заучивать с детьми стихи, потешки.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА
1. Развивать у детей игровые умения (со строительным материалом): использовать простейшие постройки в игровом сюжете, развивать сюжет при помощи постройки.
2. Развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, брусок), учить использовать их с учетом конструктивных свойств.
3. Развивать конструктивный праксис детей в работе с детьми:
а) с разрезными картинками (3 - 4 части с горизонтальным и вертикальным разрезом).
б) с палочками:
грибок, елочка, табуретка, стол
4. Использовать различные дидактические игрушки (матрешки, башенки, пирамидки, крупные куклы с одеждой); настольные игры (мозаики, крупные пазлы, крупные и мелкие бусы, шнуровки, застежки на кнопках и липучках) для развития моторики и конструктивного праксиса детей.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук в специальных упражнениях и играх на сжатие и растяжение, вращение кисти; переплетать пальцы рук; поочередно сгибать и разгибать пальцы; пальчиковые игры без речевого сопровождения: «Домик», «Грабли", «Замок», «Елка», «Корзинка», «Солнечные лучи», «Дерево».
Пальчиковые гимнастики (с речевым сопровождением): «Дружат в нашей группе», «Осенние листья»», «У Лариски - две редиски», «Компот, «За ягодами», «Пальчики в лесу», «Человечки», «Игрушки», «Аленка», «Гномики-прачки», «Сосчитаем в первый раз..», «Помощники».
II ПЕРИОД (декабрь, январь, февраль)
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
1. Продолжать работу по воспитанию длительного выдоха (упражнения «3адуй упрямую свечу», «Снежинки летят», «Согреем ручки» и т.п.). Длительность выдоха - на счет до 4.
2. Преодолевать твердую атаку гласных. Пропевать гласные с повышением и понижением тона (упражнение «Лесенка»), проговаривание предложений (Ася умывается. Игорь играл.).
3. Отрабатывать слитность 3-4 гласных (упражнение «Потянем резиночки»: а-о-у, а-о-у-и).
4. Работать над силой выдоха (упражнения: «Мельница» (дуть на вертушку), «Забей мяч в ворота», упражнение с тренажером (катание шарика по желобку),
5. Развивать силу голоса: громко-средне-тихо (упражнения: «Гудок»(у-у-у), «Вьюга», "Эхо" (ау-ау-ау); игра: «Кто кого?»).
6. Продолжать работу над темпом и ритмом речи. Проговаривание стихов в сопровождении металлофона («Продавец»), с куклой бибабо («Почтальон»).
7. Совершенствовать интонационную выразительность речи, работать над четкостью дикции. Проговаривать потешки (Г.Лагздыня «Петушок», «Как у нашего кота», «Солнышко», «Узнай по интонации»).
8. Развивать физиологическое дыхание (диафрагмальное дыхание лежа, сидя, игра «Узнай цветок»).
9. Развивать речевое дыхание и голос (Игры: «Соседи», «Светофор», «Определи место игрушки», «Эхо»- дети считают от 1 до 5; стихи «Федюша» А. Сашин).
10.Развивать ритмичную выразительную речь, координацию речи с движением, творческое воображение, ориентировку в пространстве. Работать над темпом речи (игры и упражнения «Снежная баба», «Снегири», «Воробей», «Хозяюшка», «Теленок», «Заяц Егорка», «Домашние птицы», «Мой домик» , «На окне в горшочках», «Мчится поезд», «Самолет», «Шофер», «Аквариум», «Я отважный капитан».
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1. Уточнить произношение согласных звуков: К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЪ, В-ВЬ, Й.
2. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков «3вонкие бутылочки» (какой звук издает молоточек, если ударят по бутылочкам, наполненным водой, песком, или по пустым), «что шуршит, что гремит» (узнать с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и пр.).
3. Развивать слуховое внимание в речевых играх («В универмаге», «Подскажи словечко»).
4. Продолжать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
5. Поставить и первоначально закрепить отсутствующие в произношении звуки (индивидуально).
РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА
1. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.
2. Работать над односложными словами из закрытого слога.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками А, У.
2. Учить детей выделять из ряда звуков гласные О, И.
3. Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: ОИ, ИО, АО, ОА, УО, ОУ, ИУ, УИ.
4. Учить детей выделять начальные ударные звуки У, О в словах и различать слова с начальными ударными звуками А, У, И, О.
ЛЕКСИКА
Лексические темы
Декабрь:
1 неделя – «Зима. Зимующие птицы»
2 неделя – «Домашние животные и их детеныши»
3 неделя – «Дикие животные и их детеныши»
4 неделя – «Домашние птицы»
5 неделя – «Новогодний праздник»
Январь:
1-2 неделя – каникулы
3 неделя – «Квартира, мебель»
4 неделя – «Комнатные растения»
Февраль:
1 неделя – «Профессии» (продавец, почтальон)
2 неделя - «Транспорт» (профессии на транспорте, правила дорожного движения)
3 неделя – «Аквариумные рыбки»
4 неделя – «Наша армия»
1. Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой.
Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб. Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый. Закрепить знание белого цвета.
2. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
Ввести в речь детей глаголы; обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут.
Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят (по темам «Дикие, домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы»).
3. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках.
Ввести в речь существительные - названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица.
Ввести в словарь существительные - названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята.
4. Расширить представления детей о новогоднем празднике, закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка, Дед Мороз.
5. Закреплять в речи детей существительные с обобщающим значением: мебель.
Ввести в словарь следующие существительные: стол, стул, шкаф, диван, кровать.
Ввести в словарь существительные, обозначающие материалы из которых изготавливают мебель (дерево, кожа, стекло, пластмасса, металл).
Ввести в словарь наречия: далеко, близко, справа, слева, вверху, внизу.
6. Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру). На их примере уточнить представления о биологических процессах в природе.
Ввести в словарь существительные - названия комнатных растений: толстянка, розан, герань, кактус, фиалка.
Усвоить наиболее доступные антонимические отношения между словами (высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий).
7. Привлечь внимание детей к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста. Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет.
8. Расширить представления детей об аквариумных рыбках, научить узнавать рыбку по характерным признакам.
Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец.
9. Расширить представления детей о российской армии. Ввести в словарь существительные: танкист, солдат, моряк, летчик, пограничник, десантник, защитник.
Ввести в словарь глагол: защищать, охранять, плавать, лететь, прыгать
Ввести в словарь прилагательные: военный, воздушный, десантные, танковые, морской, отважный, смелый (воин).
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
1. Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
2. Практически употреблять в речи простые предлоги: НА-С, В-ИЗ, ПО, У, К, НАД-ПОД.
3. Согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа настоящего времени (Саша лепит. Дети лепят. Игры: «Кто как кричит?», «Кто как передвигается?»).
4. Образовывать и использовать в речи существительны с уменьшительно ласкательными суффиксами: -ик, -чик, -ечк, -очк, -еньк, -оньк, -онок, -енок, -ист, -чик (по темам периода: «Дикие, домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «Наша армия» и т.д.).
5. Образовывать и использовать в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа по темам периода.
6. Упражнять детей в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже по темам периода.
7. Использовать в речи глаголы с приставками по демонстрируемому действию (тема: «Транспорт» - машина приехала, подъехала, заехала, объехала; самолет взлетел, улетел, облетел, прилетел; тема: «Зима. Зимние птицы» - птица прилетела, облетела, улетела).
8. Вводить в активную речь детей предложения с однородными членами (В лесу живут дикие животные: волки, медведи, зайцы. В группе (комнате) стоит мебель: ...; В магазине продается мебель: …; На подоконнике стоят комнатные цветы: герань, бегония, фиалка.).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1. Совершенствовать диалогическую речь (потешки: «Рано-рано выпал снег», «Снегирёк», «Где ты, белочка живешь?», «Заяц белый куда бегал», «Курочка-рябушечка», «Гуси вы, гуси», «Говорит гусь Коле», «Елочка», «Медведь», «Веселый магазин», «Паровоз»). Закреплять умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов, поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.
2. Закреплять умение строить предложения из 3-4 слов по демонстрации действий и по картинке.
3. Закрепить умение повторять рассказ из 2-3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний (по схеме, по плану) и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, диких и домашних животных.
4. Дословно пересказывать небольшие рассказы и сказки (с помощью логопеда) из 2-3 простых предложений (по мнемотаблице).
5. Заучивать стихи по темам («Федюша» А. Сашин по мнемотаблице), потешки.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА
1. Сооружать несложные постройки по образцу и представлению (по 3-4 варианта каждого вида).
2. Воссоздавать знакомые предметы в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной.
3. Развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с различными дидактическими игрушками и настольными играми;
а) составлять узоры и дорожки из крупной и мелкой мозаики;
б) собирать пазлы;
в) работать с разрезными картинками (3-4 части с горизонтальным, вертикальным, диагональным, фигурным разрезом);
г) составлять изображения предметов из геометрических фигур и палочек (по образцу, по памяти:
стул, кроватка , дом, телевизор, табуретка, стол;
санки пароход лодка, машина, флажок, танк, мост, цветок, ракета, пистолет;
д) работать с кубиками (4 части), кубиками Никитина «Сложи узор»;
е) развивать мышление, внимание, память, фантазию;
ё) игры с различными дидактическими игрушками: пирамидками, матрешками, стаканчиками-вставками и т.п.
4. Продолжать работу с напольным и настольным конструктором.
5. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук в специальных упражнениях и играх:
а) «игры-застежки» по лексическим темам (на кнопках, пуговицах, молниях);
б) «шнуровка» - протягивание шнура, пропуская одно отверстие, два отверстия; завязывание узлов из двух веревок, на ленте;
в) работа с разрезными картинками (3 - 4 части с горизонтальным и вертикальным, диагональным, фигурным разрезом );
г) «бусы»- большие, маленькие, средние, красные, синие, зеленые, желтые, разной формы;
д) «прищепки в корзинке», «волчки», «соединялки»»
е) пальчиковые игры без речевого сопровождения: «Коза», «Зайка», «Лошадка», «Гусь», «Петушок», «Курочка», «Собачка», «Кошка», «Мышка», «Стул»;
пальчиковые гимнастики (с речевым сопровождением): «Снежок», «Мы во двор пошли гулять», «Кормушка», «Белочка», «Уточка», «Сидит белка на тележке», «Елочка», «Замок», «Что принес нам почтальон?», «Много мебели в квартире», «Цветок», «Есть игрушки у меня», «Переход», «Жил да был один налим».
Продолжать развивать координацию движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей; увеличивать амплитуду движений в этих суставах; улучшать координации движений обеих рук; развивать быстроту и точность реакции.
III ПЕРИОД (март, апрель, май)
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
1. Продолжать работу над сильным и длительным выдохом (на счет 4-5) упражнение «Разноцветные кораблики»,
2. Преодолевать твердую атаку гласных. Проговаривание предложений (Ира убрала игрушки. У Мары и Инны игрушки).
3. Работать над модуляцией голоса ( повышение-понижение голоса). Упражнений «Жук» жужжит: ж-ж-ж , «Кукушка» (ку-ку,ку-ку).
4. Продолжать работу по формированию правильного физиологического дыхания
5. Продолжать работу по формированию речевого дыхания. Проговаривание на выдохе поговорок, двустиший, загадок /о доме, дороге, про лето.
6. Развитие речевого слуха (Игра «Подскажи словечко»).
7. Развитие слухового внимания (игры «Когда это бывает», «Солнце или дождик»).
8. Продолжать работу над темпом и ритмом речи. Чтение в сопровождении металлофона стихотворения «Март»; проговаривание загадки о золотой рыбке с одновременным прохлопыванием, чтение стихотворения «Посадочная площадка» с одновременным отстукиванием чтение стихотворения «На лужайке» с куклой бибабо.
9. Совершенствовать интонационную выразительность речи/ использовать потешки, стихи, игры-драматизации. Игра «Лесной переполох»; проговаривание загадки о пчеле; чтение стихотворения С. Маршака «Радуга» с заданной интонацией.
10. Работать над четкостью дикции .Воспитывать шепотную речь. .Проговаривать отработанные потешки «Пчелы гудят», чтение стихотворения С.Маршака «Июнь».
11. Работать над плавностью и напевностью речи. Проговаривание
стихотворения «Ласточка» на мягкой атаке с распеванием гласных.
12. Развивать речевое дыхание и голос в стихах («Каплями забулькала, плакала сосулька»
Н. Полякова, «Моя мама» В. Руссу, «Мамин день» Г. Виеру,);
13. Развивать ритмичную выразительную речь, координацию речи с движением, творческое воображение, ориентировку в пространстве. Работать над темпом речи (игры и упражнения
«Веснянка»2, «На лужайке поутру, «Зима прошла», «Кап, кап, кап».
14. Развитие речевого слуха (игры «Подскажи словечко», «Когда это бывает?»).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
1. Закрепить произношение звуков, исправленных во II периоде работы.
2. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: Б, П, М, Н, Д ,Т, Г, К, Х, В,Ф и их мягких вариантов.
РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ СЛОВА
1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.
2. Работать над двусложными словами (бидон, вагон) и двусложными словами в начале, середине, конце (стена, паста, аист).
РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
ЛЕКСИКА
Лексические темы
Март:
1 неделя – «Мамин праздник» (профессии наших мам)
2 неделя – «Семья»
3 неделя – «Весна. Первые весенние цветы»
4 неделя – «Наш город»
Апрель:
1 неделя – «Моя улица» (правила дорожного движения)
2 неделя – «Птицы прилетели»
3 неделя – «Дикие и домашние животные весной»
4 неделя – «Насекомые»
Май:
1-2 неделя - повторение пройденного
3-4 неделя – обследование детей.
1. Рассказать детям о празднике 8-е Марта – кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин праздник».
Научить детей словам поздравления и умению приготовить подарок для мамы, бабушки, сестры.
2. Уточнить представления детей о членах семьи и ближайших родственниках, понимать, что в семье все заботятся друг о друге: помогают, дарят подарки, следят за чистотой в доме. Ввести в речь слова и выражения, необходимые для установления добрых отношений с окружающими, обозначающие социально-нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия и другие.
Предложить детям назвать каждого члена семьи, кем работают и где работают.
Усвоить наиболее доступные антонимические отношения между словами (высокий-низкий, добрый-злой, толстый-худой, старый-молодой).
3. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы). Ввести в речь существительные: оттепель, проталинка, сосулька. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный.
Закрепить знание синего и голубого цветов, умение их различать.
Усвоить наиболее доступные антонимические отношения между словами (теплый-холодный; замерзать-таять, прилетать-улетать).
Ввести в словарь наречия: тепло, ярко, звонко.
Познакомить с первыми весенними цветами: мимозой, подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь.
4.Расширить представления о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание). Закрепить в речи названия животных и их детенышей.
5.Расширить представления о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными. Закрепить в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить, ухаживать.
6. Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц. Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка.
7.Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их. Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса, божья коровка.
8.Расширить представления детей об аквариумных рыбках, научить узнавать рыбку по характерным признакам. Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец.
9. Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Ввести в словарь существительные: переход, светофор.
10.Расширить представления детей о родном городе. Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок.
11. Обобщать представления детей о лете и летних явлениях в природе. Ввести в словарь существительные, гроза, радуга, молния, солнцепек.
12. Расширить представления детей о дикорастущих цветущих растениях.
Ввести в речь существительные; колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик.
Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белей, красный, желтый, зеленый, синий, голубой.
РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧеСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
1. Расширить знания значений предлогов В-ИЗ, НАД-ПОД, ЗА-ПЕРЕД, ПО.
2. Усвоить согласование прилагательных с существительными в роде и числе (Небо какое?
-Голубое, чистое. Весна какая? – Теплая, холодная. Воздух какой? – Чистый, свежий).
3. Практически употреблять приставочные глаголы движения (птичка прилетела, залетела, вылетела, улетела).
4. Закрепить употребление в речи существительные в дательном падеже по теме «Профессии наших мам» (игра «Кому что нужно для работы?»).
5. Усвоить наиболее доступные антонимические отношения между словами (высокий-низкий, толстый-худой, добрый-злой, старый-молодой;).
6. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
7. Употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать.
8. Употреблять в речи существительные с суффиксами -онок, -енок форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д.
9. Продолжать упражнение в образовании имен существительных в форме единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах по темам периода.
10. Образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами по темам периода.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
1. Работать над диалогической речью (диалог со сверстниками).
Совершенствовать диалогическую речь («Диалог Зимы и Весны»). Закреплять умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
2. Поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них.
3. Поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца.
4. Закреплять умение строить предложения из 3-4 слов по демонстрации действий и по картинке.
5. Вводить в активную речь детей предложения с однородными членами (Снег выпадает, блестит, тает. Ручеек течет, журчит, блестит. Солнце светит, греет, блестит. Подснежник
растет, цветет, пахнет.)
6. Составлять небольшие рассказы из 3-4 предложений по образцам, по вопросам (о предмете, картине - сначала предметной, затем сюжетной). Составлять рассказы-описания (по схеме, по плану) и загадок-описания о птицах, первых весенних цветах, насекомых (по темам периода).
7. Продолжать упражнять детей в пересказе текстов из 2-3 предложений.
8. Заучивать стихи («Моя мама» В. Руссу, «Мамин день» Г. Виеру, («Каплями забулькала, плакала сосулька» Н. Полякова по мнемотаблице), потешки.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОМ МОТОРИКИ И КОНСТРУКТИВНОГО ПРАКСИСА
1. Развивать умение сооружать несложные постройки по образцу и представлению и воссоздавать знакомые предметы в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
2. Составлять узоры и фигуры из палочек, геометрических фигур, мозаики (по образцу)
квадрат, треугольник, трапеция, бабочка, рыбка, жук, окно
3. Закреплять навыки работы с разрезными картинками ( 3-4части): все виды разрезов - прямой, диагональный, фигурный.
-безречевые пальчиковые игры: «Дерево», «Солнечные лучи», «Птицы», «Гнездо»
-пальчиковые гимнастики «Как у нас семья большая», «Алые цветки».