Перспективный план работы педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
ПРИНЯТ
на педагогическом совете № __1__
от «_02_» сентября 2020 г.
(соответствует возрастным и
психологическим особенностям)
Заведующий МБДОУ №8
____________ М.В. Прокопивнюк
пр. № ____ от «____» _________ 2020 г.
Перспективный план работы педагога-психолога
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №8 «Лесная сказка»
на 2020-2021 учебный год
Составлен:
Павлюченко Татьяной Сергеевной
педагогом-психологом МБДОУ №8
Основная цель, задачи МБДОУ на 2019-2020 учебный год:
ЦЕЛЬ работы учреждения: оптимизация условий для реализации Основной образовательной программы дошкольного образования в рамках ФГОС.
В соответствии с целью определены задачи:
- совершенствовать методическую работу по:
систематическому использованию педагогами инновационных технологий, влияющих на повышение качества воспитательно-образовательного процесса, развитие инициативы и самостоятельности воспитанников, позитивной социализации и личностного развития дошкольника (технологии проектного, диалогового, информационного, игрового, проблемного обучения, развивающего обучения, ТРИЗ);
применению в образовательном процессе с детьми системно-деятельностного подхода для индивидуального развития каждого ребенка, обогащения форм образовательного сотрудничества, где дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
- организовать методические мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования и развития «гибких» навыков дошкольников при поддержке игры детей;
- систематизировать работу по созданию условий для формирования у дошкольников основ патриотизма и чувства сопричастности к культурно-историческому и природному наследию города Канска посредством реализации принципа интеграции образовательных областей.
Цель работы педагога-психолога в ДОУ: осуществление психологического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья детей, и обеспечение полноценного и гармоничного развития в условиях ДОУ посредством диагностической, непосредственно-образовательной и консультационно-просветительской деятельности.
Задачи:
Обеспечить психологическое сопровождение детей 6-7 лет посредством диагностики психологической готовности к школьному обучению, непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими низкий уровень готовности к обучению в школе, консультационной и просветительской работы с родителями и педагогами.
Оказать необходимую психологическую помощь детям младших групп и вновь поступившим детям в адаптационный период.
Исследовать уровень психического развития детей логопедической группы, детей ОВЗ, посещающих общеразвивающие группы, с целью проведения необходимой коррекционно-развивающей работы.
Осуществлять психологическое сопровождение детей средних и старших групп по запросам педагогов и родителей путем проведения диагностической и развивающей работы, направленной на выявление и решение возможных проблем.
Выявить детей «группы риска» с целью оказания необходимой помощи посредством индивидуальной и групповой развивающей работы.
Разработать ИОМ совмещенные с АОП по предотвращению и преодолению трудностей для детей ОВЗ.
Способствовать повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и обучения детей посредством просветительской и консультативной работы.
Повышать собственный профессиональный уровень.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению:
Психологическая диагностика (индивидуальная, групповая), направленная на изучение психолого-педагогического статуса дошкольника, личностных качеств детей, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов и родителей.
Развивающая работа и психологическая коррекция (индивидуальная, групповая), направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала детей и оказание индивидуальной помощи детей по выявленным проблемам.
Психологическое просвещение и психопрофилактика. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках адаптации к условиям в детском саду и приобщения к социальным условиям жизни, в создании оптимальных условий для физического, психического и личностного развития личности. формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, навыков бесконфликтного общения у педагогов и родителей; формирование мотивации на активную и позитивную жизненную позицию, осознанное отношение к развитию и воспитанию детей.
Психологическое консультирование (индивидуальное, групповое) родителей и педагогов, осуществляется по заявленным проблемам развития, обучения, воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Организационно – методическая работа.
Психологическая диагностика
Направления, виды и формы работы | Сроки выполнения | С кем проводится | Примечания |
Индивидуальная диагностика готовности детей к школьному обучению | сентябрь, апрель | Дети 6-7 лет (подготовит., разновозр., логопед. группы) | Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе» прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе «Психоблиц» интерактивная программа для психолого-педагогического обследования готовности ребенка к школе |
Мониторинг адаптации детей к условиям детского сада | сентябрь- ноябрь | Дети групп раннего возраста, вновь прибывшие дети | А.С. Роньжина «Диагностика адаптированности» Н.Е. Веракса «Лист адаптации» |
Диагностика по запросам: родителей педагогов администрации ЦДиК, ППк, ПМПК и др. органов | в течение года | Дети Педагоги Родители | Пакет методик педагога-психолога |
Анкетирование: «Анкета выявления трудностей в психическом развитии» «Готов ли ваш ребенок к поступлению в детский сад?» «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?» Методика «Карта одарённости» | по запросу в течение года по запросу сентябрь, октябрь | Родители Родители поступ. детей Родители подг. Группы Родители детей 5-7 лет | Н.Е. Веракса А.Ю. Кремлякова Диск «Психологическая работа в ДОО» Савенков А.И. |
Тестирование: А. Ассингер «Оценка агрессивности в отношениях» В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» |
ноябрь февраль |
Педагоги | |
Подгрупповая диагностика: Скрининговая диагностика Тест «Тулуз-Пьерона» Т.А. Нежнова «Беседа о школе» Методика «Рисунок школы» «Лесенка» по Нижегородцевой.Н.В Методика «Домик» (автор Н.И. Гудкина) и др. | сентябрь, апрель октябрь апрель | Дети 3-4 года Дети 4-5 лет Дети 5-6 лет Дети 6-7 лет | Диагностический комплекс разработан творческой группой педагогов-психологов ДОУ города Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе» |
Мониторинг достижений результатов освоения программы | январь май | Все возрастные группы | Совместно с воспитателями, специалистами |
Психологическая коррекция и развитие
Направления, виды и формы работы | Сроки выполнения | С кем проводится | Примечания |
Развивающая НОД «Логика» по подготовке детей к школе | Сентябрь-май | Дети подготовительной группы | Групповая работа с детьми в индивидуальных тетрадях Л.В. Мищенкова «36 занятий для будущих отличников» 1, 2 часть |
Развивающая НОД «Логика» по подготовке детей к школе | Сентябрь-май | Дети 6-7 лет разновозрастной, логопедической группы | Подгрупповая работа с детьми в индивидуальных тетрадях «За три месяца до школы» 6-7 лет О. Холодова |
Коррекционно-развивающие психолого-педагогические занятия | в течение года | Дети возрастных групп | Гаврина С.Е. "30 занятий для успешного развития ребенка" 4 года "Развитие познавательных способностей" 5-6 лет и др. |
Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы | сентябрь-май | Дети логопедической, возрастных групп | По рекомендациям ПМПК И.С. Погудкина «Работа психолога с проблемными дошкольниками» и др. |
Составление и заполнение индивидуальных карт развития, ИОМ, АОП | В течение года | Дети с низкими показателями познавательного развития | Совместно с воспитателями, специалистами |
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа | В течение года | Дети с низкими показателями развития и по запросу родителей, дети ОВЗ | По результатам индивидуальной, подгрупповой диагностики |
Консультативная работа
Направления, виды и формы работы | Сроки выполнения | С кем проводится | Примечания |
Индивидуальные консультации по запросам: администрации родителей педагогов | В течение года | Родители Администрация Воспитатели | |
Консультации специалистов (старший воспитатель, инструктор по физ. культуре, музыкальный руководитель) | В течение года | Специалисты | |
Прогноз адаптации Особенности адаптации детей к ДОО | сентябрь-ноябрь | Родители, педагоги детей групп раннего возраста | |
«Возрастные особенности детей 3-7 лет» | Октябрь | Педагоги Родители | В том числе на родительских собраниях |
Консультации «Кризисные периоды в развитии детей дошкольного возраста» | В течение года | Родители Педагоги | |
«Психологические аспекты подготовки детей к школе» | В течение года | Родители | |
«Эмоциональные нарушения» | В течение года | Родители Педагоги | |
Результаты методики «Карта одаренности» | Ноябрь | Родители педагоги | |
«Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний» | Март | Родители | |
Готовность к школьному обучению по освоению образовательной и коррекционно-развивающих программ | В течение года | Родители Педагоги | По результатам мониторинга, индивидуальной и групповой диагностики |
Адаптация новых сотрудников ДОО Медиация в конфликтных ситуациях | В течение года | Сотрудники ДОО Родители | |
Направления, виды и формы работы | Сроки выполнения | С кем проводится | Примечания |
Составление годового плана и ведение организационной документации на 2020-2021 учебный год | Август | | Совместно со старшим воспитателем |
Составление индивидуальных и групповых программ психолого-педагогического сопровождения | Август | Все возрастные группы | |
Пополнение стимульного и диагностического материала, подбор материала для коррекционной и развивающей работы | В течение года | Все возрастные группы | |
Изучение и анализ методической литературы, интернет источников, периодических изданий | Еженедельно | | |
Наполнение персонального сайта педагога-психолога актуальной информацией | Еженедельно | Родители Педагоги | |
Участие в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) | В течение года | Все возрастные группы | |
Обработка, составление аналитических справок по результатам диагностики, анкетирования и тестирования (см. «Диагностическая работа») | В течение года | Дети Родители Педагоги | В соответствии с планом |
Подготовка материалов, выступление на педагогических советах и ГМО, семинарах, мастер-классах, конференциях | В течение года | | В соответствии с годовым планом работы ДОО, планами ДМО и ММО |
Составление аналитического отчета по результатам выполнения плана и реализации рабочей программы | Май-июнь | | Внесение данных в отчетную деятельность ДОО |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка, методические объединения, семинары и т.д. | В течение года | | |
Организационно-методическая работа
Психологическая профилактика и просвещение
Направления, виды и формы работы | Сроки выполнения | С кем проводится | Примечания |
Выступления на родительских собраниях | Сентябрь-октябрь Май | Родители | По темам: «Психолог в ДОО» «Адаптация детей к ДОО» «Готовность к обучению в школе» «Возрастные особенности детей 3-7 лет» |
Стендовые консультации по актуальным проблемам развития детей | В течение года | Педагоги Родители | Собственная картотека папок-передвижек, памяток и буклетов |
Подбор материала для рубрики «Психологическое просвещение» | В течение года | Педагоги | На стенде педагога-психолога для сотрудников |
Семинар-практикум на сплочение педагогического коллектива | Ноябрь | Педагоги | Журнал "Справочник педагога-психолога. Детский сад", 2015 (8) |
Семинар-практикум для педагогов «Как эффективно выстроить общение с родителями» | Март | Педагоги | Журнал "Справочник педагога-психолога. Детский сад", 2017 (2) |
«Развитие психологической компетентности педагогов ДОУ в условиях модернизации образования» | Ноябрь | Педагоги, специалисты | |
Семинар для родителей «Как противостоять детским капризам» | Декабрь | Все родители | Журнал «Справочник педагога-психолога. Детский сад», 2016 (12) |
Семинар для родителей «Развивающие и адаптивные игры для ребенка раннего возраста» | Сентябрь | Родители группы раннего возраста | А.Ю. Кремлякова «Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОО» |
Размещение информации на персональном сайте педагога-психолога и на сайтах профильных издательств Публикация научно-практических статей Посещение, выступление на научно-практических конференциях, семинарах, форумах | В течение года | | |
Экспертная работа | |||
Направления, виды и формы работы | Сроки выполнения | С кем проводится | Примечания |
Уровневая оценка готовности детей к началу школьного обучения | Сентябрь май | Дети 6-7 лет | Л.А. Ясюкова «Методика определения готовности к школе» прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе «Психоблиц» интерактивная программа для психолого-педагогического обследования готовности ребенка к школе |
Соблюдение и реализация прав ребенка в ДОО | В течение года | Дети Родители Педагоги | |
Оценка психологической безопасности образовательной среды Наблюдение за воспитательно-образовательным процессом Посещение непосредственно образовательной деятельности Анализ развивающей психолого-педагогической среды | В течение года | Дети Педагоги | Совместно со старшим воспитателем |
Изучение, анализ учебной документации | В течение года | Все возрастные группы | Совместно со старшим воспитателем |
Анализ социально-демографических паспортов групп ДОО, выявление детей группы риска | В течение года | Дети Родители Педагоги | Совместно со старшим воспитателем |