Перспективный план развития речи и приобщения к художественной литературе в области «Речевое развитие»
Перспективный план
Развитие речи и приобщение к художественной литературе
Образовательная область «Речевое развитие»
Средняя группа «Солнышко»
МДОУ «Детский сад № 43 «Самолетик» г. Саратова
Воспитатели: Гордеева А.П.
г. Саратов 2021
СЕНТЯБРЬ
Неделя | Тема недели | Вид совместной деятельности взрослого и детей | Название | Цель | Литература |
1 | ДЕТСКИЙ САД | ООД Развитие речи | Беседа с детьми на тему: «Надо ли учиться говорить?». | Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 27 |
Чтение художественной Литературы | Стих «Горка» | Учить детей слушать и заучивать стихи. | Хрестоматия 4-5 лет., стр. 263 | ||
В. Карасёва «Оля пришла в садик» | Учить слушать небольшие по объему рассказы, оценивать поведение людей. | Книга | |||
В. Важдаев, А.Краснова «Два жадных медвежонка» | Развивать умение детей понимать смысл произведения. | Книга | |||
Ю.П. Мориц «Волшебное слово» | Учить слушать небольшие по объему рассказы, оценивать поведение людей. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 137 | |||
М.Д. Яснов «Что рисую маме» | Развивать умение детей понимать смысл произведения | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 156 | |||
2 | ИГРУШКИ | ООД Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки с и сь. | Объяснить детям артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука(в словах и фразовой речи). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 28 |
Чтение художественной Литературы | Стих «Игрушки» | Продолжить учить детей содержанию стихотворения. | Книга | ||
Сказка Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» | Учить детей понимать характеры и поступки героев. | Книга | |||
К.И. Чуковский «Телефон» | Учить слушать небольшие по объему рассказы, оценивать поведение людей. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 251 | |||
М.Д. Яснов «Вышла чашка погулять» | Развивать умение детей понимать смысл произведения. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 152 | |||
Ф.Грубин «Качали» | Слушать стих, понимать смысл. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 264 | |||
3 | «Я в мире человек» МОНИТОРИНГ | ООД Развитие речи | Интегрированное занятие «Я в мире человек» | Учить осознавать собственную значимость среди людей; уметь видеть сходство и различие людей; отличие человека от животного. | Конспект 1. Папка №1 «Развитие речи» |
Чтение художественной Литературы | Л. Толстой «Отец и сыновья» | Развивать умение детей понимать смысл произведения. | Книга | ||
Потешка «Кто сильнее всего на свете? | Учить детей слушать, воспринимать правильный смысл. | Хрестоматия 4-5 лет, стр.46 | |||
Сказка «Врун» | Развивать умение детей понимать смысл произведения. | Хрестоматия 4-5 лет, стр.52 | |||
Стих «Таня пропала» | Слушать стих, понимать смысл. | Хрестоматия 4-5 лет, стр.87 | |||
Рассказ Зощенко М.М. «Показательный ребёнок» | Развивать умение детей понимать смысл произведения. | Хрестоматия 4-5 лет, стр.170 | |||
4 | «Времена года. Части суток» МОНИТОРИНГ | ООД Развитие речи | Беседа: «Время. Части суток.» | Развитие представлений о частях суток через совместную игровую деятельность по авторской сказке о пожарной безопасности «Мишка - пожарный» у детей средней группы. | |
Чтение художественной литературы | А.Пушкин «Уж небо осенью дышало» (отрывок) | Упражнять детей слушать стихотворение. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 147 | ||
| | И.А. Бунин «Листопад» (отрывок) | Развивать память , учить отчётливо проговаривать слова. | Книга | |
| | | «Сказка о днях недели» | Закрепление с детьми дни недели. | Книга |
| | | Сказка «Три поросёнка» | Понимать образное содержание и идею сказки. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 62 |
| | | Сказка «О четырёх сестричках –временах года» | Закреплять с детьми название времен года. | Книга |
ОКТЯБРЬ
Неделя | Тема недели | Вид совместной деятельности взрослого и детей | Название | Цель | Литература |
1 | СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ФРУКТЫ | ООД Развитие речи Чтение художественной Литературы | Чтение сказки К. Чуковского «Телефон». | Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 31 |
| | | |||
| Стих А.Н.Майков « Осенние листья по ветру кружат» | Учить детей слушать стихи, заучивать их. | Хрестоматия 4-5 лет., стр 315. | ||
| Рассказ В. Сутеев «Яблоко» | Учить детей оценивать поступки героев, воспитывать доброжелательные отношения с товарищами. | Книга | ||
| Рассказ В. Сутеев «Мешок яблок» | Развивать внимание, память, учить отчетливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу. | Книга | ||
| Г. Юдин «Как варить компот» | Учить слушать произведение, отвечать на вопросы. | Книга | ||
| Л. Толстой «Сажал старик яблони» | Учить детей понимать характеры и поступки героев, замечать и понимать образные выражения. | Книга | ||
2 | ОВОЩИ | ООД Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки з и зь. | Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 32 |
| Чтение художественной Литературы | Сказка «Репка» | Развивать интерес к произведению народной культуры. | Книга | |
| Рассказ :Н.Н. Носов «Огурцы» | Учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа. | Книга | ||
| Ю.Тувима «Овощи» | Учить слушать небольшие по объему произведения, отвечать на вопросы по тексту. | Хрестоматия 4-5 лет., стр 266 | ||
| Сказка «Вершки и корешки» | Учить детей слушать сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержания произведения | Книга | ||
| Л. Фадеева «Салат» | Учить слушать небольшие по объему произведения, отвечать на вопросы по тексту. | Книга | ||
3 | ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ. ДАРЫ ЛЕСА (ЯГОДЫ) | ООД Развитие речи | Заучивание русской народной песенки «Тень-тень- потетень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 33 |
| Чтение художественной литературы | «Лесной наряд» (Болгарская песенка) | Уметь слушать фольклор народ мира. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 48 | |
| | В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» | Воспитывать любовь к художественной литературе; учить оценивать поступки героев. | Книга | |
| | В. Сутеев «Под грибом» | Учить детей понимать характеры и поступки героев, развивать фонематический слух. | Книга | |
| | К. Ушинский «Спор деревьев» | Учить слушать рассказ, выделять главную мысль рассказа, развивать оценивать поступки героев. | Книга | |
| | Обр. М. Горького «Война грибов с ягодами» | Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений. | Книга | |
4 | ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ | ООД Развитие речи | Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек. | Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагога). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 34 |
Чтение художественной литературы | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» | Учить детей понимать смысл произведения. | Книга | ||
| | Песенка «Чив-чив, воробей» | Знакомить детей с разными видами песен. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 51 | |
| | | Песенка «Ласточка» | Знакомить детей с разными видами песен. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 48 |
| | | Стих «Снегирь» | Учить детей слушать стихи, понимать смысл. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 91 |
| | | В.И. Даль «Ворона» | Учить детей понимать смысл произведения, выделять главного героя. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 211 |
НОЯБРЬ
Неделя | Тема недели | Вид совместной деятельности взрослого и детей | Название | Цель | Литература |
1 | МОЙ ГОРОД, Моя страна | ООД Развитие речи | Чтение сказки «Три поросенка». | Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделять слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 35 |
Чтение художественной Литературы | Сказка « Волк и семеро козлят» | Продолжить воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки. | Книга | ||
Стих З.Александрова «Родина» | Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. | Книга | |||
Стих С.Д. Дрожжин «В Крестьянской семье» | Продолжить воспитывать эмоциональное восприятие содержание стихотворения. | Хрестоматия 4-5 лет, стр.99 | |||
Рассказ В.Осеевой «Просто старушка» | Учить детей эмоциональному восприятию произведения. | Книга | |||
Сказка «Три поросёнка» | Понимать образное содержание и идею сказки. | Хрестоматия 4-5 лет, стр.62 | |||
2 | МЕБЕЛЬ. БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ | ООД Развитие речи | Звуковая культура речи: звук ц. | Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в словах, в слогах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 36 |
Чтение художественной Литературы | Н.Носов «Затейники» | Учить детей пересказывать текст рассказа. | Книга | ||
С.Я.Маршак «Откуда стол пришёл» | Учить детей понимать характеры и поступки героев. | Книга | |||
С.Я. Маршак «Кошкин дом» | Развивать интонационную выразительность речи. | Книга | |||
Л. Толстой «Три медведя» | Вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями | Книга | |||
А. Барто «Хромая табуретка» | Учить детей выразительно читать стихотворение. | Книга | |||
3 | ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ | ООД Развитие речи | Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени. | Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 38 |
Чтение художественной Литературы | Сказка «Лиса и журавль» | Развивать воображение, умение высказывать суждение. | Книга | ||
К.Чуковский «Федорино горе» | Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержания произведению | Книга | |||
Сказка «Жихарка» | Обсудить с детьми поступки и характер главного героя. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 17. | |||
Н.Носов «Мишкина каша» | Продолжить знакомить детей с произведениями Н.Носова | Книга | |||
Сказка «Лисичка со скалочкой» | Формировать интерес к сказкам, бережное отношение к посуде, аккуратность. | Книга | |||
4 | «НЕДЕЛЯ ТЕАТРА | ООД Развитие речи | Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?». | Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 39 |
Чтение художественной Литературы | Сказка « Муха-цокотуха» | Продолжить учить детей оценивать поступки героев. | Книга | ||
Сказка. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | Знакомить детей с творчеством Пушкина. | Книга | |||
Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержания произведению | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 31 | |||
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | Продолжить учить детей оценивать поступки героев. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 40 | |||
Сказка «Про Иванушка –дурачка» | Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержания произведению | Хрестоматия 4-5 лет, стр.36 |
ДЕКАБРЬ
Неделя | Тема недели | Вид совместной деятельности взрослого и детей | Название | Цель | Литература |
1 | КАК ЗВЕРИ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ? | ООД Развитие речи | Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 43 |
Чтение художественной Литературы | Сказка «Зимовья зверей» | Продолжить формировать навыки рассматривания книги, передавать интонацией голоса персонажей. | Книга | ||
Рассказ Е. Чарушин «Волчишко» | Углубить у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой. | Книга | |||
Сказка «Лисичка сестричка и серый волк» | Развивать умение пересказывать знакомую короткую сказку. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 28 | |||
Сказка «Зимовье» | Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержания произведению | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 21 | |||
Сказка «Заяц-хваста» | Учить детей пересказывать короткую сказку. | Книга | |||
2 | ЗИМА | ООД Развитие речи | Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка» | Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказать о ней при минимальной помощи педагога. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 29 |
Чтение художественной Литературы | С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» | Учить детей воспринимать образное содержания произведения. | Книга | ||
Сказка « Снегурочка» | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки. | Книга | |||
В.Одоевский «Мороз Иванович» | Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки. | Книга | |||
Стих Я.Л. «Первый снег» | Знакомить детей со стихотворением, заучивать. | Хрестоматия 4-5 лет, стр. 83 | |||
Стих С.А. Есенин «Поёт зима- аукает» | Знакомить детей со стихотворением, заучивать. | Хрестоматия 4-5 лет, стр 100 | |||
3 | ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ | ООД Развитие речи | Звуковая культура речи: звук ш. | Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированного, в словах, в слогах); различать слова со звуком ш. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 46 |
4 | В ОЖИДАНИИ НОВОГО ГОДА | ООД Развитие речи | Чтение и заучивание стихотворений о зиме. | Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 44 |
4 | ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ ГОД | ООД Развитие речи | Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» | Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Закреплять умение придумывать название картины. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 45 |
ЯНВАРЬ
Неделя | Тема недели | Вид совместной деятельности взрослого и детей | Название | Цель | Литература |
1 | ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ | ООД Развитие речи | «Чтение детям русской народной сказки «Зимовье». | Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (обр. И. Соколова- Микитова). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 48 |
2 | «ТАМ,ГДЕ ВСЕГДА ЗИМА» | ООД Развитие речи | Звуковая культура речи: звук ж. | Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 49 |
3 | «ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА» | ООД Развитие речи | Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза». | Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 50 |
ФЕВРАЛЬ
Неделя | Тема недели | Вид совместной деятельности взрослого и детей | Название | Цель | Литература |
1 | ПРОФЕССИИ | ООД Развитие речи | «Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе». | Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе». | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 53 |
2 | ТРАНСПОРТ | ООД Развитие речи | Урок вежливости. | Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 56 |
3 | ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА | ООД Развитие речи | Составление рассказов по картине «На полянке». | Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картины. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 55 |
4 | ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ | ООД Развитие речи | Звуковая культура речи: звук ч. | Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 53 |
МАРТ
Неделя | Тема недели | Вид совместной деятельности взрослого и детей | Название | Цель | Литература |
1 | МАМИН ДЕНЬ | ООД Развитие речи | Готовимся встречать весну и Международный женский день. | Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 59 |
2 | ИГРУШКИ НАРОДНАЯ ИГРУШКА НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР | ООД Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки щ — ч. | Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ — ч. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 60 |
3 | КНИГИ ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ | ООД Развитие речи | Составление рассказов по картине. | Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 62 |
4 | МОЯ СЕМЬЯ | ООД Развитие речи | Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». | Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь запомнить новое стихотворение. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 52 |
5 | КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ | ООД Развитие речи | Русские сказки (мини-викгорина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»». | Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко». | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 61 |
АПРЕЛЬ
Неделя | Тема недели | Вид совместной деятельности взрослого и детей | Название | Цель | Литература |
1 | ПРИШЛА ВЕСНА | ООД Развитие речи | «Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича - Длинный нос и про Мохнатого Мишу - Короткий хвост». | Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 63 |
2 | КОСМОС | ООД Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки л, ль. | Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 63 |
3 | ВОЗВРАЩЕНИЕ ПТИЦЫ | ООД Развитие речи | Обучению рассказыванию: работа с картиной –матрицей и раздаточными картинками. | Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление. | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 65 |
4 | НАСЕКОМЫЕ | ООД Развитие речи | Заучивание стихотворения. | Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить». | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 65 |
МАЙ
Неделя | Тема недели | Вид совместной деятельности взрослого и детей | Название | Цель | Литература |
1 | ДЕНЬ ПОБЕДЫ | ООД Развитие речи | День победы. | Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы»». | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 68 |
2 | САДОВЫЕ ЦВЕТЫ | ООД Развитие речи | Звуковая культура речи: звуки р, рь/ | Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах). | В.В. Гербова Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 69 |
3 | Рыбка плавает в водице МОНИТОРИНГ | ООД Развитие речи | Рыбка плавает в водице | Формировать у детей умение рассказывать по картине с опорой на вопрос воспитателя; углубить знания о рыбах(строение, питание,обрах жизни) | Конспект №4. Папка №!. Развитие речи |
4 | Безопасность на улице и дома МОНИТОРИНГ | ООД Развитие речи | Беседа «Безопастность дома и на улице» | Сформировать у детей представление об опастных предметвх, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правила пользования ими. | Конспект №5. Папка №1 Развитие речи. |
5 | ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО! | ООД Развитие речи | Здравствуй лето! | Расширять и обогощять представления детей о лете; об изменениях в природе летом; о летних забавах детей. | Конспект №6 Папка №1 Развитие речи. |