Перспективный план развития речи и приобщения к художественной литературе в области «Речевое развитие»

0
0
Материал опубликован 20 December 2021






Перспективный план

Развитие речи и приобщение к художественной литературе

Образовательная область «Речевое развитие»

Средняя группа «Солнышко»

МДОУ «Детский сад № 43 «Самолетик» г. Саратова








Воспитатели: Гордеева А.П.














г. Саратов 2021


СЕНТЯБРЬ


Неделя


Тема недели

Вид

совместной

деятельности

взрослого и

детей


Название

Цель

Литература



1




ДЕТСКИЙ САД



ООД Развитие речи


Беседа с детьми на тему: «Надо ли учиться говорить?».

Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 27






Чтение художественной

Литературы



















Стих «Горка»



Учить детей слушать и заучивать стихи.

Хрестоматия 4-5 лет., стр. 263

В. Карасёва

«Оля пришла в садик»

Учить слушать небольшие по объему рассказы, оценивать поведение людей.

Книга

В. Важдаев, А.Краснова

«Два жадных медвежонка»

Развивать умение детей понимать смысл произведения.

Книга

Ю.П. Мориц «Волшебное слово»

Учить слушать небольшие по объему рассказы, оценивать поведение людей.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 137

М.Д. Яснов «Что рисую маме»

Развивать умение детей понимать смысл произведения

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 156


2


ИГРУШКИ


ООД Развитие речи











Звуковая культура речи:

звуки с и сь.

Объяснить детям артикуляцию звука с, упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука(в словах и фразовой речи).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 28








Чтение художественной

Литературы




















Стих «Игрушки»

Продолжить учить детей содержанию стихотворения.

Книга

Сказка Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

Учить детей понимать характеры и поступки героев.

Книга

К.И. Чуковский «Телефон»

Учить слушать небольшие по объему рассказы, оценивать поведение людей.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 251

М.Д. Яснов «Вышла чашка погулять»

Развивать умение детей понимать смысл произведения.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 152

Ф.Грубин «Качали»

Слушать стих, понимать смысл.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 264


3


«Я в мире человек»

МОНИТОРИНГ

ООД Развитие речи

Интегрированное занятие

«Я в мире человек»

Учить осознавать собственную значимость среди людей; уметь видеть сходство и различие людей; отличие человека от животного.

Конспект 1.

Папка №1

«Развитие речи»





Чтение художественной

Литературы









Л. Толстой

«Отец и сыновья»

Развивать умение детей понимать смысл произведения.

Книга

Потешка «Кто сильнее всего на свете?

Учить детей слушать, воспринимать правильный смысл.

Хрестоматия 4-5 лет, стр.46

Сказка «Врун»

Развивать умение детей понимать смысл произведения.

Хрестоматия 4-5 лет, стр.52

Стих «Таня пропала»

Слушать стих, понимать смысл.

Хрестоматия 4-5 лет, стр.87

Рассказ Зощенко М.М.

«Показательный ребёнок»

Развивать умение детей понимать смысл произведения.

Хрестоматия 4-5 лет, стр.170


4


«Времена года. Части суток»

МОНИТОРИНГ


ООД Развитие речи

Беседа: «Время.

Части суток.»

Развитие представлений о частях суток через совместную игровую деятельность по авторской сказке о пожарной безопасности «Мишка - пожарный» у детей средней группы.


Чтение художественной

литературы

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало» (отрывок)

Упражнять детей слушать стихотворение.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 147



И.А. Бунин «Листопад» (отрывок)

Развивать память , учить отчётливо проговаривать слова.

Книга




«Сказка о днях недели»

Закрепление с детьми дни недели.

Книга




Сказка «Три поросёнка»

Понимать образное содержание и идею сказки.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 62




Сказка «О четырёх сестричках –временах года»

Закреплять с детьми название времен года.

Книга




ОКТЯБРЬ


Неделя


Тема недели

Вид

совместной

деятельности

взрослого и

детей


Название

Цель

Литература



1



СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ФРУКТЫ



ООД Развитие речи











Чтение художественной

Литературы












Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».

Порадовать детей чтением веселой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 31





Стих А.Н.Майков « Осенние листья по ветру кружат»

Учить детей слушать стихи, заучивать их.

Хрестоматия 4-5 лет., стр 315.


Рассказ В. Сутеев «Яблоко»

Учить детей оценивать поступки героев, воспитывать доброжелательные отношения с товарищами.

Книга


Рассказ В. Сутеев «Мешок яблок»

Развивать внимание, память, учить отчетливо проговаривать слова, уметь поддерживать беседу.

Книга



Г. Юдин «Как варить компот»


Учить слушать произведение, отвечать на вопросы.

Книга


Л. Толстой «Сажал старик яблони»

Учить детей понимать характеры и поступки героев, замечать и понимать образные выражения.






Книга


2



ОВОЩИ



ООД Развитие речи




Звуковая культура речи:

звуки з и зь.

Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з, зь.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 32








Чтение художественной

Литературы

























Сказка «Репка»

Развивать интерес к произведению народной культуры.

Книга


Рассказ :Н.Н. Носов «Огурцы»

Учить внимательно, слушать художественное произведение, понимать тему и содержание рассказа.

Книга


Ю.Тувима «Овощи»

Учить слушать небольшие по объему произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Хрестоматия 4-5 лет., стр 266


Сказка «Вершки и корешки»

Учить детей слушать сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержания произведения

Книга


Л. Фадеева «Салат»

Учить слушать небольшие по объему произведения, отвечать на вопросы по тексту.

Книга


3

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ. ДАРЫ ЛЕСА (ЯГОДЫ)


ООД Развитие речи

Заучивание русской народной песенки «Тень-тень- потетень».

Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 33








Чтение художественной

литературы

«Лесной наряд»

(Болгарская песенка)

Уметь слушать фольклор народ мира.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 48



В.Катаев

«Дудочка и кувшинчик»

Воспитывать любовь к художественной литературе; учить оценивать поступки героев.

Книга



В. Сутеев «Под грибом»

Учить детей понимать характеры и поступки героев, развивать фонематический слух.

Книга



К. Ушинский

«Спор деревьев»

Учить слушать рассказ, выделять главную мысль рассказа, развивать оценивать поступки героев.

Книга



Обр. М. Горького

«Война грибов с ягодами»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений.

Книга



4



ПЕРЕЛЕТНЫЕ

ПТИЦЫ


ООД Развитие речи

Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов –

описаний игрушек.

Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагога).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 34

Чтение художественной

литературы

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Учить детей понимать смысл произведения.

Книга



Песенка «Чив-чив, воробей»

Знакомить детей с разными видами песен.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 51




Песенка «Ласточка»

Знакомить детей с разными видами песен.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 48




Стих «Снегирь»

Учить детей слушать стихи, понимать смысл.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 91




В.И. Даль «Ворона»

Учить детей понимать смысл произведения, выделять главного героя.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 211


НОЯБРЬ


Неделя


Тема недели

Вид

совместной

деятельности

взрослого и

детей


Название

Цель

Литература



1




МОЙ ГОРОД, Моя страна



ООД Развитие речи



Чтение сказки

«Три поросенка».

Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова, помочь понять ее смысл и выделять слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 35

Чтение художественной

Литературы





















Сказка « Волк и семеро

козлят»

Продолжить воспитывать эмоциональное восприятие содержание сказки.

Книга

Стих З.Александрова

«Родина»

Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине.

Книга

Стих С.Д. Дрожжин

«В Крестьянской семье»

Продолжить воспитывать эмоциональное восприятие содержание стихотворения.

Хрестоматия 4-5 лет, стр.99

Рассказ В.Осеевой

«Просто старушка»

Учить детей эмоциональному восприятию произведения.

Книга

Сказка «Три поросёнка»

Понимать образное содержание и идею сказки.

Хрестоматия 4-5 лет, стр.62


2



МЕБЕЛЬ. БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ



ООД Развитие речи














Звуковая культура речи:

звук ц.

Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в словах, в слогах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 36








Чтение художественной

Литературы

















Н.Носов «Затейники»

Учить детей пересказывать текст рассказа.

Книга

С.Я.Маршак

«Откуда стол пришёл»

Учить детей понимать характеры и поступки героев.

Книга

С.Я. Маршак «Кошкин дом»

Развивать интонационную

выразительность речи.

Книга

Л. Толстой «Три медведя»

Вызвать у детей радостное настроение от встречи со сказочными героями

Книга

А. Барто «Хромая табуретка»

Учить детей выразительно читать стихотворение.

Книга


3


ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ


ООД Развитие речи


Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени.

Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 38








Чтение художественной

Литературы

























Сказка «Лиса и журавль»

Развивать воображение, умение высказывать суждение.

Книга

К.Чуковский

«Федорино горе»

Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержания произведению

Книга

Сказка «Жихарка»

Обсудить с детьми поступки и характер главного героя.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 17.

Н.Носов «Мишкина каша»

Продолжить знакомить детей с произведениями Н.Носова

Книга

Сказка «Лисичка со скалочкой»

Формировать интерес к сказкам, бережное отношение к посуде, аккуратность.

Книга



4



«НЕДЕЛЯ ТЕАТРА


ООД Развитие речи


Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?».

Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 39

Чтение художественной

Литературы



Сказка « Муха-цокотуха»

Продолжить учить детей оценивать поступки героев.

Книга

Сказка. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Знакомить детей с творчеством Пушкина.

Книга

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержания произведению

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 31

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Продолжить учить детей оценивать поступки героев.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 40

Сказка

«Про Иванушка –дурачка»

Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержания произведению

Хрестоматия 4-5 лет, стр.36



















ДЕКАБРЬ


Неделя


Тема недели

Вид

совместной

деятельности

взрослого и

детей


Название

Цель

Литература



1




КАК ЗВЕРИ К ЗИМЕ ГОТОВЯТСЯ?



ООД Развитие речи



Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».


Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 43





Чтение художественной

Литературы

















Сказка «Зимовья зверей»

Продолжить формировать навыки рассматривания книги, передавать интонацией голоса персонажей.

Книга

Рассказ Е. Чарушин

«Волчишко»

Углубить у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой.

Книга

Сказка «Лисичка сестричка и серый волк»

Развивать умение пересказывать знакомую короткую сказку.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 28

Сказка «Зимовье»

Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать содержания произведению

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 21

Сказка «Заяц-хваста»

Учить детей пересказывать короткую сказку.

Книга


2


ЗИМА





ООД Развитие речи


Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка»

Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказать о ней при минимальной помощи педагога.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 29






Чтение художественной

Литературы



С.Я. Маршак

«Двенадцать месяцев»

Учить детей воспринимать образное содержания произведения.

Книга

Сказка « Снегурочка»

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки.

Книга

В.Одоевский

«Мороз Иванович»

Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки.

Книга

Стих Я.Л. «Первый снег»

Знакомить детей со стихотворением, заучивать.

Хрестоматия 4-5 лет, стр. 83

Стих С.А. Есенин

«Поёт зима- аукает»

Знакомить детей со стихотворением, заучивать.

Хрестоматия 4-5 лет, стр 100


3

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ





ООД Развитие речи


Звуковая культура речи:

звук ш.


Показать детям артикуляцию звука ш, учить четко произносить звук (изолированного, в словах, в слогах); различать слова со звуком ш.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 46


4

В ОЖИДАНИИ НОВОГО ГОДА

ООД Развитие речи

Чтение и заучивание

стихотворений о зиме.

Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 44



4



ЗДРАВСТВУЙ, НОВЫЙ ГОД


ООД Развитие речи


Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации. Закреплять умение придумывать название картины.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 45



ЯНВАРЬ


Неделя


Тема недели

Вид

совместной

деятельности

взрослого и

детей


Название

Цель

Литература



1



ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ



ООД Развитие речи


«Чтение детям русской народной сказки «Зимовье».

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье» (обр. И. Соколова- Микитова).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 48


2


«ТАМ,ГДЕ ВСЕГДА ЗИМА»


ООД Развитие речи


Звуковая культура речи:

звук ж.

Упражнять детей в правильном и четком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 49


3


«ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА»


ООД Развитие речи


Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».

Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 50










ФЕВРАЛЬ


Неделя


Тема недели

Вид

совместной

деятельности

взрослого и

детей


Название

Цель

Литература


1



ПРОФЕССИИ



ООД Развитие речи


«Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе».

Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К. Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе».

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 53


2


ТРАНСПОРТ


ООД Развитие речи


Урок вежливости.

Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 56


3


ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА


ООД Развитие речи


Составление рассказов по картине «На полянке».

Помогать детям рассматривать и описывать картину в определенной последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картины.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 55


4


ВОЕННЫЕ ПРОФЕССИИ



ООД Развитие речи


Звуковая культура речи:

звук ч.

Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 53






МАРТ


Неделя


Тема недели

Вид

совместной

деятельности

взрослого и

детей


Название

Цель

Литература



1



МАМИН ДЕНЬ



ООД Развитие речи


Готовимся встречать весну и Международный женский день.

Познакомить детей со стихотворением А. Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 59


2

ИГРУШКИ

НАРОДНАЯ ИГРУШКА НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР


ООД Развитие речи


Звуковая культура речи:

звуки щ — ч.


Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ — ч.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 60


3


КНИГИ

ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ


ООД Развитие речи


Составление рассказов

по картине.

Проверить, умеют ли дети придерживаться определенной последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 62


4





МОЯ СЕМЬЯ


ООД Развитие речи


Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь запомнить новое стихотворение.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 52


5


КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ


ООД Развитие речи

Русские сказки

(мини-викгорина).

Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»».

Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 61




АПРЕЛЬ


Неделя


Тема недели

Вид

совместной

деятельности

взрослого и

детей


Название

Цель

Литература


1



ПРИШЛА ВЕСНА


ООД Развитие речи

«Чтение детям сказки

Д. Мамина-Сибиряка

«Сказка про Комара Комаровича - Длинный нос и про Мохнатого Мишу - Короткий хвост».

Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 63


2



КОСМОС


ООД Развитие речи


Звуковая культура речи:

звуки л, ль.

Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие — учить определять слова со звуками л, ль.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 63


3


ВОЗВРАЩЕНИЕ

ПТИЦЫ


ООД Развитие речи

Обучению рассказыванию: работа с картиной –матрицей и раздаточными картинками.

Учить детей создавать картину и рассказывать о ее содержании, развивать творческое мышление.

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 65


4



НАСЕКОМЫЕ


ООД Развитие речи


Заучивание стихотворения.

Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю. Кушака «Олененок». Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить».

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 65



МАЙ


Неделя


Тема недели

Вид

совместной

деятельности

взрослого и

детей


Название

Цель

Литература


1



ДЕНЬ ПОБЕДЫ


ООД Развитие речи


День победы.

Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т. Белозерова «Праздник Победы»».

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 68


2


САДОВЫЕ ЦВЕТЫ


ООД Развитие речи


Звуковая культура речи:

звуки р, рь/

Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах).

В.В. Гербова

Развитие речи в детском саду. Средняя группа, с. 69


3

Рыбка плавает в водице 

МОНИТОРИНГ


ООД Развитие речи

Рыбка плавает в водице 


Формировать у детей умение рассказывать по картине с опорой на вопрос воспитателя; углубить знания о рыбах(строение, питание,обрах жизни)

Конспект №4.

Папка №!.

Развитие речи


4


Безопасность на улице и дома

МОНИТОРИНГ


ООД Развитие речи

Беседа «Безопастность дома и на улице»

Сформировать у детей представление об опастных предметвх, которые встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правила пользования ими.

Конспект №5.

Папка №1

Развитие речи.

5

ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО!

ООД Развитие речи

Здравствуй лето!

Расширять и обогощять представления детей о лете; об изменениях в природе летом; о летних забавах детей.

Конспект №6

Папка №1

Развитие речи.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.