12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Хаустова Оксана Георгиевна57

Тема «Первая мировая война и начало революции

1917 г. в России»

11 класс

Разработал и провел учитель истории и обществознания: Хаустова О.Г.


Первая мировая война и начало революции 1917 г. в России Цель урока:

Углубить знания по истокам Первой мировой войны; выяснить

причины Февральской революции;

Формирование негативного отношения к силовому решению

конфликтов; убежденности, что каждое действие имеет свои последствия; воспитание формирование гражданственности и патриотизма;

Формировать коммуникативные действия и навыки в процессе

групповой работы, навыки контроля и самоконтроля через самооценку собственной деятельности, развивать логическое мышление, научить формулировать выводы;

Тип урока: изучение нового материала Методы обучения:

метод сотрудничества;

практический (работа с документом);

словесный метод;

наглядный метод (презентация).

Формы организации урока: групповая, фронтальная Оборудование: проектор; презентация, исторические документы.

ХОД УРОКА 1. Организационный момент.

«Здравствуйте!»

Добрая ласковость слова стёрлась на нет в ежедневном привете, «Здравствуйте!» - Это же будьте здоровы, это же дольше живите на свете.


Сегодня на уроке мы продолжим рассматривать Первую мировую войну и начнём изучать революционные события в России.

Посмотрите план урока. Объём работы очень большой, поэтому работаем активно.

План урока:

Первая мировая война.

События Первой мировой войны.

Брусиловский прорыв

Выход России из Первой мировой войны.

Февральская революция 1917 г. в России.

Причины революции.

Начало революции.

Двоевластие: суть и причины его появления.

Отречение от престола Николая II.

работа учащихся с документами

Политика новой власти.

Применение знаний.

Рефлексия.

Оценивание. Подведение итогов урока.

Изучение нового материала

28 июля 2014 года было 100 лет со дня начала Первой мировой войны

первого широкомасштабного вооружённого конфликта в истории человечества. Длилась она чуть больше 4 лет до 11 ноября 1918 года и в ней принимало участие 38 государств на всех континентах. (Слайд № 2)

Первая мировая война

События Первой мировой войны


Технически к войне оказались не готовы все ее главные участники. Они не учли, что появившиеся новые виды вооружений коренным образом меняли характер военных действий, для которых теперь требовалось невиданное ранее количество людей, оружия, боеприпасов.

«Маятник войны» постоянно качался в разные стороны между фронтами. Сообщения обучающихся (опережающее задание, сравнение и анализ тем по учебникам разных авторов, анализ исторических документов)

Лазарева Юлия: «В 1914 году основной упор немцы делали в своих наступательных действиях на Францию. Но Западный фронт стабилизировался и, зайдя в этот тупик, Германия решила, что нужно вывести из войны Россию, потому что протянуть сплошную линию окопов по всей длине восточного фронта не удалось, территория здесь слишком велика.

Если вывести из войны Россию, то можно высвободить большую часть вооруженных сил, которые перенаправить потом на Западный фронт и, соответственно, постараться решить вопрос с Францией и Великобританией». (Слайд № 3)

Денисова Виктория: «В 1915 году «Маятник войны» качнулся в сторону Восточного фронта. Немцы проводят стратегическое наступление по всему Восточному фронту. Русская армия начинает отступать, несет очень большие потери, но фактор территории играет большую роль. Расстояние для противника - это действенное оружие против него. Пройти на Российскую территорию пешком - это преодолеть тысячи километров с оружием в руках. Для победы над Россией должны были быть нечеловеческие возможности. У немцев таких возможностей не оказалось. В 1915 году они прорвали фронт, захватили значительную часть российской территории, но не победили Россию, у которой был кризис боеприпасов.


Вся промышленность России не могла обеспечить русскую армию необходимым количеством боеприпасов. Случалось, что на одно орудие было всего лишь три боеприпаса. Но даже при этом, русская армия наносила большие потери противнику и не сломилась. (Слайды № 4, №5)

Родина Виктория: «В 1916 году немцы опять попытались решить проблему на Западном фронте. Состоялась битва под Верденом. Обе воющие стороны решили померяться силами физически. Битва заключалась в том, кто кого больше убьет. Погибло 600 тыс. человек. Французы не отступили. Немцы не переломили ход войны». (Слайды № 6, №7)

Брусиловский прорыв (портрет Брусилова)

Боброва Екатерина: «Россия в 1916 году смогла решить вопрос с «окопной» войной. Знаменитый российский генерал А.А. Брусилов разработал тактику, каким образом осуществить глубокий прорыв.

А.А. Брусилов разработал стратегический план общего наступления по всей линии фронта. Наступление проводит только юго-западный фронт, который боролся с австрийцами. Фронт был прорван. Из-за Брусиловского прорыва Германия была вынуждена перебросить 34 дивизии на Восточный фронт и утратила стратегическую инициативу. В войне наступил перелом в пользу Антанты. Для австро-венгерской армии Брусиловский прорыв стал тем, чем Верден были для Германии: от понесенных потерь страна не оправилась до конца войны, а значит, до конца своего существования». (Слайд №8)

Выход России из Первой мировой войны

В 1917 году в Российской империи происходят внутренние потрясения. Происходят одна за другой сразу две революции: февральская (буржуазно-демократическая), потом октябрьская (социалистическая). Октябрьская революция качественно меняет сам принцип существования народа и государства. Россия выходит из войны (брестские соглашения большевиков с немцами).


Сама же Первая мировая война еще продолжается, но Россия в ней уже не участвует. Все расчеты, которые строила Российская империя, когда ввязывалась в Первую мировую войну, были перечеркнуты суровой реальностью. Война закончилась фактическим поражением России. Причем поражением не военным, а поражением политическим. Государство перестало существовать. Во многом это произошло из-за неготовности России к столь масштабным военно-политическим событиям. (Слайды № 9- 12)

Чтение эпиграфа Эпиграф к уроку:

Настанет год, России чёрный год Когда царей корона упадёт Забудет чернь к ним прежнюю любовь И пища многих будет смерть и кровь

Лермонтов М.Ю. (Слайд №14)

Постановка проблемного вопроса: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 г. царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие?» (Слайд №15)

Февральская революция 1917 г. в России.

Речь сегодня пойдет о Февральской революции 1917 г., о падении монархии. Об установлении системы двоевластия.

Мы поговорим о создании и деятельности Временного правительства.


Причины революции.

Вспомним, что такое революция. Какая сложилась обстановка в стране накануне революции? (Революция - коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя).

Андреева Виктория: «В начале 1917 г. всеобщее недовольство, вызванное усталостью от войны, ещё более усиливается.

Отмечается ухудшение материального положения народа, так как правительство установило низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, и это привело к её сокрытию крестьянами и нехватке продовольствия. В результате резко выросли цены на продовольствие, растёт спекуляция, началась инфляция. Были отмечены постоянные перебои в поставках продовольствия в Москву и Петроград. В армии недовольство тоже нарастало из-за бездарности высшего военного руководства и поражения на фронтах. Учащались случаи открытого неповиновения приказам офицеров, случаи братания с солдатами противника. Армия слабо обеспечивалась оружием и продовольствием из-за дезорганизованности тыла. Шло революционизирование армии. Деревня осталась без мужей, братьев, сыновей, которые сражались на фронтах войны. Работать там было некому. Таким образом, падал жизненный уровень. Росло недовольство тяготами войны. Ряды недовольных пополняли буржуазия, интеллигенция, крестьяне, рабочие. Страна стояла на пороге революции». (Сообщение учащейся, опережающее задание, сравнение и анализ тем по учебникам разных авторов, анализ исторических документов).


Причины революции (ученики сами выделяют причины революции, прослушав сообщение)

Экономический кризис - рост цен, спекуляция.

Рост недовольства народных масс.

Слабость императорской власти, невозможность управлять страной старыми методами.

Участие России в первой мировой войне.

(Слайд №16, работа в тетрадях)

Начало революции

С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь - февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).

Правительство пыталось опереться на вооруженную силу - воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ

о роспуске Госдумы.

Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения.


Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних. (Слайды № 17, № 18)

Вопрос классу: «Кто являлся движущими силами революции?» (буржуазия, рабочие, крестьяне, интеллигенция, часть армии).

Правильно, поэтому февральская революция несет буржуазно­демократический характер.

Двоевластие: суть и причины его появления

В ходе восстания 27 февраля 1917 г. был создан Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, который возглавил Николай Семёнович Чхеидзе (меньшевик).

Одновременно 27 февраля возник Временный комитет Государственной Думы во главе с Михаилом Владимировичем Родзянко.

марта 1917 г. между лидерами этих двух органов было достигнуто соглашение об образовании Временного правительства во главе с князем Георгием Евгеньевичем Львовым.

Временное правительство - буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции.

Петроградский Совет - имел реальную военную силу, но социалисты считали, что начавшаяся в России революция призвана завершить буржуазно-демократические преобразования в стране, поэтому возглавлять этот процесса должна была либеральная буржуазия.


Задача Советов - контроль за деятельностью Временного правительства.

Так в стране сложилось двоевластие. (Слайд № 19)

Отречение от престола Николая II.

Макарова Евгения: «В понедельник, 20 февраля, Николай II сообщил дворцовому коменданту генералу Войкову, что на среду назначает отъезд в Ставку, в Могилёв, откуда он уехал два месяца назад. Отъезд в Ставку император объяснял тем, что его тревожит ход подготовки весеннего наступления. К тому же, по его мнению, ничего серьёзного здесь, в столице, не произойдет: революционными выступлениями запугивают уже давно. В среду, 22 февраля, Николай II отбыл в Могилёв. Получая телеграммы о событиях, происходящих в Петрограде, в февральские дни, он не верил в серьёзность положения в столице. И лишь 28 февраля рано утром литерный поезд “А”, в котором находился император, отошел от Могилевского вокзала, отправившись в Царское Село, но на станции Малая Вишера ночью 1 марта получил донесение, что близлежащие железнодорожные узлы заняты восставшими войсками. Царский состав повернул на Псков, где находился штаб Северного фронта. Открывалась последняя страница истории последнего царствования. 2 марта царь подписал Манифест об отречении». (Сообщение учащейся, опережающее задание, сравнение и анализ тем по учебникам разных авторов, анализ исторических документов).

Закрепление изученного материала

1. Работа в группах с документом “Манифест об отречении” по вопросам:

Кому Николай передавал русский престол? Почему не сыну? (первая группа)

Какое решение принял Михаил? (вторая группа)


Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России:

Согласны ли вы с высказыванием Н.А.Бердяева: «Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, её никто не защищал, она не имела сторонников». Свой ответ аргументируйте. (Слайд №20)

Можно ли было спасти монархию?

Что несет с собой революция? Зло, насилие или очищение и перспективу нового развития?

Ответ на проблемный вопрос. (Слайд № 21)

Вывод:

Война закончилась фактическим поражением России. Причем поражением не военным, а поражением политическим. Государство

Характер революции - буржуазно-демократический.

Рефлексия

Вернёмся к эпиграфу урока. Скажите, можно назвать слова поэта пророческими? Насколько его предсказание сбылось? Как вы думаете, почему он так говорил, что его толкнуло на такие мысли? Прием «Рюкзак»

Оценивание учащихся.

Самостоятельное оценивание учащимися свою работу за урок.

Спасибо за урок!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.