Вводный урок истории в 7 классе на тему «О, Русь моя!»
Вводный урок "О, Русь моя!"
Цели урока:
Повторение и обобщение материала по истории России, пройденного в 6 классе. Выяснение уровня знания материала и степени его усвоения учениками.
Активизация познавательной деятельности учащихся, путем вовлечения всего класса в учебный процесс через игру.
Развитие интереса к истории, любознательности, речи учащихся в форме устных ответов.
Оборудование:
карты “Киевская Русь в 9-12 в.”, “Феодальная раздробленность Руси”, “Образование и расширение Российского государства в 14-16 в”;
карточки с заданиями.
Тип урока: игра-турнир
Эпиграф урока:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь…
И вечный бой! Покой нам только снится!
Сквозь кровь и пыль
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль…
И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи,
Останови…
Идут, идут испуганные тучи, закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь
Покоя нет! Степная кобылица несётся вскачь!
(А.Блок)
Ход урока:
Вступительное слово учителя: (зачитать эпиграф урока). Этот образ несущейся вскачь степной кобылицы – это символ не только выступившей против монголо – татар Московской Руси, это символ всей средневековой русской истории. А как вы усвоили историю средневековой Руси, покажет наше сегодняшнее состязание. И хотя у нас сегодня будет особенный урок, но нам придётся отвечать на традиционные вопросы: что происходило? где? когда?
Вспомним основные периоды развития Русского государства с момента его образования:
IX –XI – образование государства у восточных славян Киевская Русь.
XII- XIV - период феодальной раздробленности
XV- XVI – становление единого централизованного государства ( НАПИСАТЬ НА ДОСКУ)
Вспомним князей из династии Рюриковичей, правящих в России.
На доске портреты князей в хронологической последовательности
( ВСПОМНИТЬ КНЯЗЕЙ В ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ)
В нашем турнире участвуют три команды (знакомство: каждая команда придумывает название команды, созвучное тому времени)
1 тур: “Грамотейка”
На доске написаны исходные слова (Феодалы, Повинности, Зависимые люди, Монголо – татары, Централизованное государство). Продолжить исходный ряд историческими терминами, которые есть на карточках и объяснить их: оброк, бояре, барщина, холоп, князья, закуп, рядович, баскак, ярлык, иго, дань, царь, приказы, боярская дума.
2 тур: “Кто есть кто?”
Участникам турнира предстоит назвать имена исторических деятелей, о которых “Повесть временных лет” говорит так:
*В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса.… Не имел и шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах…(Святослав)
*Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, если его не убить. (Игорь)
*Любил он книги, читая их часто, и ночью, и днём. (Ярослав)
*Есть муж в Солуни именем Лев. У него два сына, искусные философы, разумеющие славянский язык. (Кирилл и Мефодий)
*И установила она на Русской земле уставы, уроки и погосты, упорядочив сбор дани. (Ольга)
3 тур: “Кот в мешке”
Каждой команде предлагается для коллективного обсуждения из мешка вытянуть один вопрос. Время на обсуждение – 30 сек.
Как называлась форма землевладения, описанная в отрывке? Какие формы землевладения вам известны ещё? Назови их сходство и различие?
“Боярская усадьба “Веселые пеньки”, в которой жил Никита, расположилась на холме, среди старого леса, на берегу извилистой речушки. Усадьбу окружал высокий тын из заострённых брёвен. Дубовые ворота с затейливой крышей были всегда на запоре. Посреди холма красовались нарядные боярские хоромы с раскрашенным и покрытым резьбой крыльцом. Усадьба была видна издалека.
По сторонам боярского дома выстроились людские избы для житья дворовых слуг, амбары, конюшни с сенником наверху, клети, скотный двор со стойлами и сараями для сена и для дров. На краю усадьбы чернела закопчённая кузница, тут же, на плотине, перегородившей речку, образовав запруду, шумела неугомонным колесом старая мельница. Немного вдоль речки протянулись крестьянские избы”.
Писатель А.Митяев в книге “Ветры Куликова поля”, пишет о событиях того времени: “Как представить нам Русь того времени? Представить надо в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника – с востока и с запада – устремились на него – один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой; другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи”.
О каком периоде русской истории идёт речь? Докажите?
Период феодальной раздробленности Руси длился с XII до конца XV в. В середине XII в. насчитывалось 15 княжеств, в начале XIII в., накануне нашествия Батыя, - около 50, а в XIV в. количество великих и удельных княжеств достигало 250. Как это сказывалось на развитие Древней Руси?
Тверь возникла в устье реки Тверды. Город окружали непроходимые леса и болота подобные московским, но большая по сравнению с другими городами Северо-Восточной Руси удаленность от восточной границы создавала некоторые преимущества. Через Тверь проходил ряд торговых путей: знаменитый путь «из варяг в греки», связывавший северные земли с Византией, Великий Волжский путь, игравший в XII в. важную роль в торговле с Востоком, путь, соединявший Новгород с Владимиро-Суздальким княжеством.
Почему Тверь, имевшая гораздо более выгодное положение, чем Москва, тем не менее не стала центром 6ъединения земель?
О ком сказаны следующие слова: «Князь сделался одним из знаменитейших государей Европы, не уступал первенства ни императорам, ни царям, ни султанам. Он руководствовался природным умом во внутренней и внешней политике, силою и хитростью восстанавливал свободу и целостность России. Он сокрушил упрямый Новгород, навсегда вынудил ордынских ханов отступиться от рубежей России, принудил Литву заключить мир, расширил владения до Сибири»?
4 тур: “Берегись ошибиться!”
Многие исторические события стали литературными сюжетами, исторические личности – героями литературы. В этом туре, по стихотворному отрывку необходимо узнать историческое событие и назвать, когда оно произошло?
*Москва – река, тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы. (1147 год – основание Москвы)
*Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Своё соседство, с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли. (1237 – нашествие монголо-татар на Русь)
*Позади остался дом и тепло людское.
Впереди сверкало льдом озеро Чудское…
Ведь спасли они тогда Русскую землицу –
Сёла, пашни, города и, стало быть, столицу! (1242 – Ледовое побоище)
*Стоял такой великий стон, шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья…
А князя Дмитрием Донским с тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним до наших дней живёт.(1380 – Куликовская битва)
*А когда на востоке забрезжил рассвет, поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат рать московского князя Ивана.
Государь прочитал и, спокоен, и строг, повернулся к Ахматовым людям,
бросил наземь ярлык под сафьянный сапог,
И сказал: “Дань платить мы не будем!”
С той поры не решалась нас грабить Орда, иго тяжкое сброшено было.(1480 – Стояние на реке Угре)
6 тур: “Блиц-конкурс”
Каждой команде по очереди задаётся по 13 вопросов. Они касаются исторических дат, личностей, событий, названий, терминов. Нужно дать как можно больше правильных ответов.
Блиц 1:
*Прозвище князя Всеволода (Большое гнездо)
*Место, где произошло Ледовое побоище (Чудское озеро)
*Столица Древнерусского государства (Киев)
*Сбор в пользу государства (налог)
*Победитель крестоносцев в Ледовом побоище (А. Невский)
*Праздник 7 января (Рождество)
Блиц 2:
*Князь, который ввёл христианство на Руси (Владимир)
*Картина, написанная по сырой штукатурке (Фреска)
*Татарский хан, потерпевший поражение на Куликовом поле (Мамай)
*Земельное владение, выдаваемое на Руси за службу (Поместье)
*Платежи крестьян феодалу продуктами или деньгами своего хозяйства (Оброк)
*Когда Русью правил “денежный мешок?” (14 век)
Блиц 3:
*Жилище феодала (Замок)
*Когда свинья представляла собой военную опасность? (1242 – Ледовое побоище)
*Предводитель русских на Куликовом поле? (Дмитрий Иванович)
*Имя князя, прозванного “Мудрым” (Ярослав)
*Создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)
*Легендарный основатель династии русских князей (Рюрик)
Блиц 4:
*Хозяйство, где ничего не продаётся и ничего не покупается (Натуральное)
*Все работы в хозяйстве феодала (Барщина)
*Бог грома и молний у восточных славян (Перун)
*Сборник законов Киевской Руси (“Русская Правда”)
*Материал для письма в Древнем Новгороде (Береста)
*Земельное владение, передаваемое по наследству (Вотчина)
Блиц 5:
*Правитель, какого государства жил в “Сарае”? (Батый)
*Какой русский город был назван “злым”? (Козельск)
Кто первым в Русском государстве принял титул царя? (Иван Грозный)
Как называлась община в Древней Руси? (вервь)
Как звали духа, обитаемого в лесах согласно языческой мифологии (Леший)
Изображение лика святых на деревянной доске. ( икона)
7 тур: Конкурс мудрецов
Решите кроссворд Команда _____________________________
6 |
||||||||||||||||
1 |
||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||
2 |
5 |
|||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||
По горизонтали:
1.Конный воин в доспехах.
2.Один из первых правителей Золотой Орды.
3.Сборщики дани.
По вертикали:
4.“Мать городов русских”
5.Столица Золотой Орды.
6.Жилище кочевников.
Оброк, бояре, барщина, царь, холоп, князья, закуп, рядович, боярская дума. баскак, ярлык, иго, дань, приказы.
Оброк, бояре, барщина, царь, холоп, князья, закуп, рядович, боярская дума. баскак, ярлык, иго, дань, приказы.
Оброк, бояре, барщина, царь, холоп, князья, закуп, рядович, боярская дума. баскак, ярлык, иго, дань, приказы.
Задание № 1
Как называлась форма землевладения, описанная в отрывке? Какие формы землевладения вам известны ещё? Назови их сходство и различие?
“Боярская усадьба “Веселые пеньки”, в которой жил Никита, расположилась на холме, среди старого леса, на берегу извилистой речушки. Усадьбу окружал высокий тын из заострённых брёвен. Дубовые ворота с затейливой крышей были всегда на запоре. Посреди холма красовались нарядные боярские хоромы с раскрашенным и покрытым резьбой крыльцом. Усадьба была видна издалека.
По сторонам боярского дома выстроились людские избы для житья дворовых слуг, амбары, конюшни с сенником наверху, клети, скотный двор со стойлами и сараями для сена и для дров. На краю усадьбы чернела закопчённая кузница, тут же, на плотине, перегородившей речку, образовав запруду, шумела неугомонным колесом старая мельница. Немного вдоль речки протянулись крестьянские избы”.
Задание № 2
Писатель А.Митяев в книге “Ветры Куликова поля”, пишет о событиях того времени: “Как представить нам Русь того времени? Представить надо в облике пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его встревожен. Два всадника – с востока и с запада – устремились на него – один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой; другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи”.
О каком периоде русской истории идёт речь? Докажите?
Задание № 3
Период феодальной раздробленности Руси длился с XII до конца XV в. В середине XII в. насчитывалось 15 княжеств, в начале XIII в., накануне нашествия Батыя, - около 50, а в XIV в. количество великих и удельных княжеств достигало 250. Как это сказывалось на развитие Древней Руси?
Задание № 4
Тверь возникла в устье реки Тверды. Город окружали непроходимые леса и болота подобные московским, но большая по сравнению с другими городами Северо-Восточной Руси удаленность от восточной границы создавала некоторые преимущества. Через Тверь проходил ряд торговых путей: знаменитый путь «из варяг в греки», связывавший северные земли с Византией, Великий Волжский путь, игравший в XII в. важную роль в торговле с Востоком, путь, соединявший Новгород с Владимиро-Суздальким княжеством.
Почему Тверь, имевшая гораздо более выгодное положение, чем Москва, тем не менее не стала центром 6ъединения земель?
Задание № 5
О ком сказаны следующие слова: «Князь сделался одним из знаменитейших государей Европы, не уступал первенства ни императорам, ни царям, ни султанам. Он руководствовался природным умом во внутренней и внешней политике, силою и хитростью восстанавливал свободу и целостность России. Он сокрушил упрямый Новгород, навсегда вынудил ордынских ханов отступиться от рубежей России, принудил Литву заключить мир, расширил владения до Сибири»?