Урок истории в 6 классе «Первые русские князья»
Технологическая карта урока ФГОС.
Учитель: Столыпина Ирина Александровна.
Предмет: история
Класс: 6
Базовый УМК: Е.В. Пчелов (М.: Русское слово)
Тема урока: «Первые русские князья»
Цель урока: развитие умения систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».
Задачи урока:
Разделить учащихся на рабочие группы, которые будут работать с текстами определенного содержания;
Вызвать знания учащихся о первых русских князьях;
Сформировать устойчивую мотивацию к дальнейшему осмыслению материала о первых русских князьях;
Подвести учащихся к формулированию темы урока;
Подвести учащихся к составлению алгоритма изучения содержания материала параграфа с комментированием и аргументацией названия пунктов плана и их последовательности;
Организовать работу в «рабочих» группах над получением новой информации о первых русских князьях для заполнения отдельных столбцов таблицы «Первые русские князья»;
Организовать работу учащиеся в группах экспертов для составления презентационного исторического портрета правителя;
Организовать работу учащихся в «своих» рабочих группах для обмена информацией по прочитанному и составления сводной презентационной таблицы «Первые русские князья».
Организовать презентацию таблицы «Первые русские князья» экспертами.
Организовать заполнение листов самооценки и оценки деятельности других групп.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мел, доска, магниты, компьютер с установленным программным обеспечением, презентация, экран, раздаточный материал.
Структура и ход урока
№ | Этап урока,время. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||
1 | Проверка д/з. (7 мин.) Взаимопроверка. (3 мин.) Физминутка. (2 мин.) 2. «Вызов» (3 мин.) | Поясняет выполнение работы в формате ВПР по предыдущей теме. Предлагает учащимся сделать упражнения. Учитель представляет учащимся картины русских художников или гравюры (см. Приложение №2), просит учащихся кратко описать изображения, называя их автора, название и персонажа картины или гравюры при необходимости корректируя ответы учащихся. На доске прикреплены тексты с загадками о первых русских князьях (см. Приложение №1). Учитель предлагает попробовать разгадать загадки. Учитель фиксирует версии учащихся на доске, «подписывая» загадки. Учитель напоминает, что правильно ответить на загадки учащиеся смогут сами, но только после изучения темы урока. Учитель предлагает предположить тему данного урока. Фиксирует тему урока на слайде. СЛАЙД 2. Учитель проводит опрос класса фронтально: «Что мы узнаем на данном уроке?». Учитель фиксирует познавательную цель урока на слайде (СЛАЙД 2) Учитель предлагает учащимся распределиться на группы и дает задание: У вас на столах кейсы с заданиями. Вы должны изучить содержимое кейса (документы, фрагменты контурных карт) и заполнить таблицу «Первые русские князья» у себя в тетрадях и в конце представить вашу работу у доски. Учитель прилагает учащимся обсудить в группах и заполнить таблицу «Первые русские князья Учитель фиксирует макет таблицы на слайде:
| Слушают объяснения учителя, выполнят работу, проводят взаимопроверку Слушают стихотворение, выполняют упражнения. Учащиеся «вызывают» из памяти имеющиеся знания, вспоминая название, авторов и персонажей предложенных картин и гравюры. Учащиеся обсуждают загадки, выдвигают предположения. Учащиеся формулируют тему урока: «Первые русские князья». Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Мы узнаем о жизни и деятельности первых русских князей». Учащиеся работают в группах с заданиями, обсуждают алгоритм изучения содержания материала параграфа. Учащиеся презентуют результаты работы групп, занося сведения о князьях в таблицу на доске. Примерный алгоритм может быть таким: «Исторический портрет правителя»: 1.Имя правителя и годы правления 4.Главные деяния во внутренней политике 5.Главные деяния во внешней политике ВПР Соединрить загадку с князем 6.Образ в истории. Учащиеся перечерчивают таблицу в тетради, вписывая в столбец «линии сравнения» сформулированные критерии для сравнения. | Коммуникативные: учащиеся развивают умение интегрироваться в группу сверстников. Личностные: у учащихся формируется устойчивая мотивация к изучению материала о первых русских князьях. Регулятивные: учащиеся выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Регулятивные: учащиеся самостоятельно формулируют познавательную цель урока. Регулятивные: учащиеся определяют последовательность действий достижения цели урока. Коммуникативные: учащиеся развивают умение планировать способы дальнейшего действия, составляя алгоритм анализа исторического портрета личности, обмениваясь мнениями с другими членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: учащиеся самостоятельно формулируют деятельностную цель урока и строят действия в соответствии с ней. Учащиеся предвосхищают результат. | ||||||||||
2 | «Осмысление содержания» (15 мин.) | Учитель организует работу рабочих групп, напоминает о правилах работы в группе (см. Приложение №4), оказывает консультативную помощь учащимся по мере необходимости. | Учащиеся распределяются для чтения определенного пункта параграфа, документов. Каждый учащийся работает со своим текстом и контурной картой индивидуально и ведёт записи в соответствующий столбик таблицы по мере осмысления новой информации. | Познавательные: учащиеся выделяют существенное из текста учебника. | ||||||||||
3 | «Рефлексия» (10 мин.) | Учитель организует работу в рабочих группах, оказывая консультативную помощь при необходимости. Учитель организует презентацию работы групп у доски. Учитель организует «второе» слушание темы. Учитель возвращает учащихся в начало урока – к загадкам. Просит внести коррективы и необходимые пояснения. П.7, учить. По желанию: составить кроссворд по теме: «Первые русские князья». | Учащиеся обсуждают результаты своей работы в рабочих группах: корректируют свои записи, добавляя упущенное или вычеркивая лишнее. Результатом работы является общая презентационная таблица «Первые русские князья». Учащиеся дополняют свои таблицы полученными сведениями от других групп. Учащиеся повторно разгадывают загадки, внося необходимые изменения в свои первоначальные ответы. Учащиеся заполняют листы самооценки и оценки работы других групп. | Коммуникативные: учащиеся обмениваются знаниями между членами группы экспертов и принимают совместное решение о том, каким должен быть конечный продукт деятельности. Регулятивные: сличают результат своих действий с работами других экспертов, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят необходимые коррективы. Развивают способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, добывать с помощью вопросов недостающую информацию. Коммуникативные: учащиеся развивают умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Личностные: составив сводную таблицу, учащиеся видят вклад князей в историю своей страны и мира. Регулятивные: учащиеся осознают качество и уровень усвоения. Регулятивные: оценивают достигнутый результат. | ||||||||||
3 мин. Домашнее задание.(2 мин.) |