«Первые шаги в организации школьного театра»

4
0
Материал опубликован 23 April

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. С помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит обучающихся воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающее - эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - сочетание многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива , расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь обучающемуся раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры обучающиеся и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат. (Слайд№1)

Эстетическая функция театра расширяет эмоциональный опыт человека, пробуждает в нём способности эстетического и духовного переживания а так же распространяет и регулирует нормы общественного поведения, формирует человека, как социально активную личность, со своей гражданской позицией и мировоззрением. Театр очень важен для воспитания и формирования подрастающего поколения с правильными общечеловеческими ценностями , идеями добра и справедливости. К.С.Станиславский (Слайд№2)

Главная цель театральной деятельности в общеобразовательных школах – сделать процесс обучения более гуманным и эмоционально увлекательным. (Слайд№3)

Значимость коллективного театрального творчества была поддержана Президентом нашей страны, и эта государственная поддержка сформирована в Поручении Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам встречи со школьниками в ВДЦ «Океан»

1 сентября 2021 г. (№ Пр-1806 от 24 сентября 2021 г.) о развитии и поддержке школьных театров. С 2021 года в рамках деятельности Минпросвещения России совместно с Минкультуры России, Российским Движением школьников, Театральным институтом имени Б. Щукина развернута системная работа по созданию школьных театров. (Слайд№4)

Театрализация использовалась в моей работе и ранее в рамках музыкальной и концертной деятельности, в качестве инсценировок песен, стихов, демонстрации костюмов и т.д.
Например:
Инсценированное авторское стихотворение «Летний сад», которое детям очень нравится и мы используем эту инсценировку в пришкольных оздоровительных площадках в каникулярное время. Дети с большим удовольствием участвуют в инсценировках. (Слайд№5 и Слайд№6)

Часто мы используем инсценировку музыкальной сказки Алексея Рыбникова «Волк и семеро козлят». (Слайд№7)

На протяжении всего периода работы инсценировка используется в конкурсных номерах для участия в традиционных музыкальных фестивалях, таких как «Овация», «Хорский родничок», «Маленькая страна» и других. (Слайд№8 и Слайд№9)

Успешно прошёл мюзикл «По следам Бременских музыкантов» в летний оздоровительный период. (Слайд№10)

В 2023-2024 учебном году в школе официально появился школьный театр «Каламбур», руководителем которого я являюсь. Школьный театр работает по программе дополнительного образования художественной направленности «От этюда до спектакля». Программа рассчитана на возраст детей от 7 до 13 лет. (Слайд №11 и Слайд№12)

Цель программы: Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков. (Слайд№13)

Задачи:

Образовательные (предметные)

обучение владению голосом, улучшению дикции;

Обучение учащихся общим двигательным навыкам, сценическому движению:

развитие театрально - исполнительских способностей детей.

Метапредметные:

развитие памяти, фантазии, дикции;

развитие качеств оратора;

обучение творческому использованию полученных умений и практических навыков в жизни.

Личностные:

формирование личности, творчески относящейся к любимому делу.

воспитание художественного вкуса, творческой инициативы, умения логически мыслить, психофизической выносливости и работоспособности;

развитие самодисциплины и организованности. (Слайд№14,Слайд№15, Слад№16)

- Работа над спектаклем начинается с чтения пьесы.
- Затем разбираем смысл, основную идею произведения, чему оно нас учит.
- Стараемся понять характер каждого героя, как он выглядит, как двигается.
- Выразительно читаем произведение по ролям.
- Стараемся определить, кому из нашего коллектива какая роль больше подходит.

Упражнения:

Беспредметные действия или действия с воображаемыми предметами — это классический пример простейших физических действий.

Например:

- Пришить пуговицу, забить гвоздь, пожарить яичницу, наполнить ведро, взять стакан с водой, с горячим чаем. Сочетание реальных предметов с воображаемыми, например, выпить чашку горячего кофе, чашка реальная, но пустая.

- Довести напряжение во всём теле до возможного предела, после чего сразу ослабить мышцы. Поднять руки вверх, сжать кулаки, набрать дыхание и, поднимаясь на носки, напрячь всё тело так, словно удерживаешь тяжёлый груз. После чего вместе с выдохом полностью ослабить мышцы и опуститься на стул, откинувшись на спинку.

- Музыкальная импровизация: выбирается музыкальная тема и в зависимости от характера музыки даётся задание, например, выступление манекенщиц или прибытие знаменитых актёров на престижный фестиваль. Либо прослушивается музыкальный фрагмент, и студийцы сами предлагают сюжет. (Слайды№№18,19)

Мюзикл «Муха – Цокотуха» принял участие в районном конкурсе школьных театров «Золотая маска» в марте 2024 года, где был удостоен Диплома 1 степени.
В настоящий момент сценарий, со всеми методическими материалами, включая афишу, принимает участие в заочном конкурсе сценариев мероприятий на платформе Сообщества педагогов «Урок РФ».

Спектакль «Муха – Цокотуха» принёс много радости и юным артистам, и ребятам, которые посещали школьный оздоровительный лагерь на весенних каникулах, коллективу учителей и родителям, которых мы пригласили и сыграли для них отдельно.
Важно сейчас поддержать интерес детей, которые уже готовы к следующей работе. Этой работой будет мюзикл «Красная шапочка». (Слайды №№20-31)

Таким образом театральная деятельность положительно влияют на развитие мышления, фантазии и творческих способностей у обучающихся, дает возможность ученикам познавать окружающий мир посредствам театрального творчества, позволяет строить взаимодействие и общение друг с другом, развивает их творческие способности. Формируют уверенность в себе, способствует развитию речи и коммуникативных способностей.


Презентация к выступлениюPPTX / 7.89 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.