Конспект тематического занятия в старшей группе «Первый в космосе»
Конспект занятия
Квашнина Екатерина Николаевна,
Воспитатель
МКДОУ «Детский сад №32 Малыш»
Первый в космосе (К юбилею дня Космонавтики)
Тема: Первый в космосе
Возрастная группа: старшая.
Вид занятия: комплексный
Технология: классический подход
Форма организации: фронтальная.
Учебно-методическое обеспечение:
зрительный ряд: презентация
литературный ряд: В.Бороздин (глава из книги «Первый в космосе»), портрет Ю.Гагарина
музыкальный ряд: фонограмма песни «Я – Земля» (муз. Мурадели, сл. Е. Долматовского).
Мультимедийные цифровые образовательные ресурсы: проектор, интерактивная доска
Учебно-методическое обеспечение: Н.С. Голицина «Конспекты комплексно-тематических занятий», 2013 г.
Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»,2004; планирование комплексного занятия по программе « От рождения до школы».
Временные рамки: 25-30 минут
Цель: Расширить представления детей о космических полетах, а так же закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин СССР Юрий Гагарин.
Задачи:
1. Обучающая: расширять представления о космосе и космических полетах
2. Воспитательная: воспитывать в детях гордость за свою страну
3. Развивающая: развивать познавательные интересы и коммуникативные навыки (побуждать рассказывать о своем отношении к подвигу первого космонавта).
Прогнозируемый результат: ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, использует речь для выражения своих мыслей и желаний, обладает установкой положительного отношения к миру, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет любознательность, достаточно хорошо владеет устной речью, обладает развитым воображением.
Предварительная работа: беседы о космосе, о космонавте Ю.Гагарине, просмотр иллюстраций о космосе.
Технологическая карта конструкта.
Этапы совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей, выполнение которой приведёт к достижению результата |
Создание атмосферы психологической безопасности, принятие эмоциональной поддержки ребенка. Время: 2 мин. | Приветствие детей, установка зрительного контакта. | |
Мотивация к деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно значимом уровне. Время: 2 мин | Создает ситуацию с мотивацией через диалог: «Ребята, 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Мы с Вами провели беседу о первом космонавте Ю.Гагарине. Расскажите о своих впечатлениях. | Самостоятельные попытки детей ответить на вопросы. |
Поиск решения проблемы (задачи) Цель: опора на опыт детей необходимый для открытия нового знания. Физкультминутка | Выявление «Знания-незнания». Стимулирование общения, любознательность детей. Поддержание детской инициативы. Презентация на тему «Ю.Гагарин». А теперь давайте прослушаем фонограмму из песни «Я - Земля». Беседа по содержанию (вопросы): - Кто такие космонавты? - Как Вы думаете, почему человек захотел лететь в космос? (Познать другие планеты и т.д.) - Кто был первым космонавтом на Земле? (Ю.Гагарин) - Как Вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, чтобы быть космонавтом нужно много тренироваться, делать гимнастику, и я вам предлагаю тоже потренироваться). Чтобы к звездам полететь, Надо постараться И зарядкой каждый день надо заниматься. Делай раз - руки вверх Делай два – руки вниз Делай три – присели А на четыре – побежали. Стоп | Поиск ответа на вопрос, решение проблемы (опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности). Осуществление выбора способа решения проблемы владения активной речью. Ответы детей. Дети повторяют движения. |
Планирование деятельности вместе с детьми. Цель: совместное определение конкретных действий. Открытие нового знания. Цель: формировать представление о разнообразии способов действий Рефлексия. Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии, обеспечивает открытость на ориентированную самостоятельную или совместную деятельность. | Побуждение детей на дальнейшую деятельную направленность внимания. Педагог: Прежде всего, у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть сильным, выносливым, потому, что во время полета человек испытывает огромные перегрузки. Вот послушайте, что испытывал Ю.Гагарин во время первого в мире полета. Об этом написал писатель В. Бороздин, рассказ называется «Первый в космосе» ЧТЕНИЕ РАССКАЗА. В приложении) Создание ситуации необходимые в получении новых представлений, умений, способов деятельности. Педагог: «Сегодня мы с вами познакомились с первым космонавтом на Земле Ю.Гагариным» Расскажите о своих впечатлениях. И хотелось бы подвести итог нашего занятия стихотворением (автор), посвященному Юрию Гагарину. СТИХОТВОРЕНИЕ.(на выбор воспитателя) Спасибо!! Поблагодарить детей за активную деятельность. | Ответы детей |
Приложение 1.
Рассказ «Первый в космосе».
Ракета неслась все дальше и дальше от Земли. Юрий Гагарин полулежал в кресле, не в его силах даже пошевелиться. Чем быстрее мчалась ракета, тем сильнее прижимало к креслу.
Тело вдруг стало невероятно тяжелым. Руки, ноги, каждый палец стали не своими, словно отлитыми из чугуна. Прошла всего лишь минута полета, а Гагарину казалось, что он летит целый час. Грудь сдавило, дышать было трудно.
А с Земли по радио спрашивают: «Как ты себя чувствуешь?». Надо ответить, но сказать хоть одно слово было трудно. Трудно даже открыть рот. И все же Гагарин нашел в себе силы: ведь недаром перед полетом он много тренировался.
- У меня все в порядке, все в порядке,- передал он,- лечу нормально. Чувствую себя хорошо.
По прежнему тысячью голосов ревел двигатель. Ракета дрожала от напряжения. Она словно изо всех сил спешила взлететь на ту высоту, которую указали ей ученые.
И вдруг стало тихо – это перестал работать двигатель. Но корабль по-прежнему мчался с огромной скоростью. Кабину больше не трясло, и к креслу прижимало все меньше.
Неожиданно Юрий почувствовал, что его приподняло над креслом и тело его ничего не весит. Он поднял руку – она так и осталась приподнятой, поднял ногу – она не опустилась. О некоторых вещах мы говорим, что они легки как пух. Пушинка и в самом деле очень легкая. Даже при слабом ветерке она сможет пролететь несколько километров. И все же, в конце концов, упадет на землю, потому что даже пушинка хоть немножко, совсем немножко, но весит. А вот в космическом корабле все стало невесомым.
Захотел Гагарин записать в бортовой журнал свои наблюдения, посмотрел – а карандаша на месте нет: она плывет по кабине. Подбросил журнал, и тот повис в воздухе.
Ни есть, ни пить Гагарину еще не хотелось, но надо попробовать. Ведь еда в космосе так же ничего не весит, и, как знать, сможет ли он ее проглотить? А что, если в горле застрянет?! На Земле пробовал, есть вниз головой, стоя на руках. Получалось. Ну а тут?
Пища у Гагарина была специальная – «космическая». Из тюбика, в каких обычно бывает зубная паста или вазелин, он выдавил прямо в рот мясное пюре. Проглотил. Тогда из другого тюбика он выдавил фруктовый джем, а потом смородинный сок. Все проглотил без задержки. Вот только когда он пил сок, нечаянно пролил несколько капель, и они черными ягодками поплыли по воздуху. Он, не спеша их, поймал и в рот.