12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хозаева Аминат Руслановна366
Россия, Кабардино-Балкарская респ., Кашхатау
Материал размещён в группе «Ментальная арифметика»

Тема: Прямое сложение и вычитание на нижних косточках.

Цель: создание условий для формирования у детей быстрого устного счета, развития памяти, внимательности и скорости мышления

Задачи: дать понятие о ментальной арифметике

познакомить с соробаном

формировать навык восприятия информации на слух, зрительно

развивать мелкую моторику и межполушарные связи


 

Планируемые результаты: счет на соробане 1д2р 10 примеров – 2 мин

Тип занятия: комбинированное

Оборудование: доска, демо-соробан, ученические соробаны

Этапы занятия

Организационная часть

-приветствие учащихся, знакомство

-сообщение темы и цели занятия

-проверка подготовки необходимых материалов

Основная часть

-теория (объяснение новой темы)

- практическая работа

- работа с дополнительными заданиями

Заключительная часть

-подведение итогов занятия

- оценивание обучающихся

Ход занятия


 

Здравствуйте, дети!

Меня зовут Амина Руслановна, я ваш тренер, друг и наставник. А чтобы узнать, как вас зовут, давайте сыграем в игру: первый участник называет свое имя, то же проделывает и второй участник, прибавляя к своему вышесказанное.

Вы все наверное в интернете видели, как гениальные дети решают большие и сложные примеры, размахивая руками. Хотите так же? Я вас этому научу. И помогут нам в этом наши счеты. Давайте познакомимся с ними поближе.


 

В разных странах, у разных народов имеются свои системы счисления и выглядят они по-разному, но мы с вами будем пользоваться японскими счетами, называются они «соробан», что в переводе значит «счетная доска». Повторите, пожалуйста, СО РО БАН. Соробан-барабан, очень легко запомнить.


 

Возьмите в руки соробанчики, потрогайте, посмотрите, можете сделать себе массаж. Соробан у нас состоит из рамки, так же имеются спицы, и на эти спицы нанизаны косточки, они могут двигаться по спицам. А это перекладина, она делит соробан на 2 части. Нижняя часть, где располагаются нижние косточки. Верхняя часть - на ней располагаются верхние косточки. Когда нижние косточки расположены внизу от перекладины, а верхние наверху, то соробан чистый. Чистый соробан значит, что значение равно 0. А знаете, как почистить соробан? Давайте сделаем клювик, поставим на перекладину и проведем по ней. Это длинная чистка, так же есть короткая, когда чистим те спицы, на которых был счет. Для того чтобы посчитать самостоятельно, нам нужно научиться держать его правильно. И придут нам на подмогу наши помощники: на левой руке зайчик {показываем ушки}, на правой – крабик. Левой рукой придерживаем соробан, правой держим в кулачке карандаш.

А вы знаете, что если придвигать косточки к перекладине, у нас получаются числа? Как это происходит, смотрите: на ваших соробанах есть точки, мы находим с правого края вторую точку и это будет основной спицей. Нижние косточки мы будем набирать большим пальчиком, а убирать указательным. Если я подниму 1 косточку к перекладине, это цифра 1 {Проговаривая : «1 набираю большим, убираю указательным»}. Запомнили? {Показать 2} А кто мне скажет, что это за цифра? {и так до 4}.. Кто знает, где у нас спряталась цифра 5? Посмотрите, на что похожи наши косточки? Они выглядят, как инопланентные корабли. На нижних косточках у нас живут по 1му инопланентянину, а на верхней целых 5. Верхняя косточка она особая и ее значение равно 5, она вся – 5. И здесь она отличилась – ее мы набираем и убираем указательным пальчиком.


 

{Если дети взрослые, можно пройти цифры 6, 7, 8, 9}

А кто знает, как выглядит цифра 6?

{Когда показываем 6, спрашиваем: «почему? Потому что 5+1=6»

Акцентируем внимание на запоминании картинки 6}. Ее мы набираем одновременно большим и указательным пальчиками. {Обязательно обнулять позиции перед след. числом}. На одной спице у нас помещаются цифры от 0 до 9. А если ничего нет, что это за число? Набираем каким пальчиком? А убираем каким? А как мы набираем 6, 5?

{Чтобы закрепить, прорабатываем тренажер и поиграем. Набираем 1, убираем 1. Набираем 6, убираем 6. И так на каждой спице. Особо фиксируем внимание детей на 6, 7, 8. 9 рассматриваем отдельно}.

Если все косточки собрались, это число 9. {можно многократно повторять «Это сколько? 6. Это сколько? 6»}

Ребята эта перекладина – это линия ответа. Если мы хотим решить пример - эта линия поможет. Для того чтобы сделать +, мы будем к линии придвигать, а если действие -, то будем косточки забирать, отодвигать. Например, 2+1, это значит, я должна к 2м косточкам добавить 1. 4-3, от 4х косточек я 3 заберу.

{Разбираем несколько примеров, подбирая числа так, чтоб в ответе получилось от 0 до 4 (малыши) и от 0 до 9 (средняя и старшая группы, избегая формул). Так же можно вызвать к доске}

 

{раздаем распечатки}

Давайте, ребята, почистим соробан. Наберите число 7, число 8, число 2 и т.п. {небольшая разминка.

Затем показываем Флеш-карты (от 0-5 младшая группа, от 0-9 средняя и старшая группы). Можно задержать карту, а потом убрать, пока дети не запомнят числа, переходить далее не нужно. }

На что похожа эта карта? Эта карта – фрагмент соробана. Эти ФК я буду демонстрировать на большой скорости, сначала мы будем пользоваться карточками, потом перейдем на онлайн - тренажер. ФК очень хорошо развивают фотографическую память.

Теперь попробуем сделать несколько упражнений с ФК (0, 1, 2, 3, 4){начинаю демонстрировать, а дети записывать}

Сначала мы будем заниматься на однозначных ФК, потом перейдем на 2хзн.

{выдаю карандаши}

А теперь посмотрим, как вы владеете левой рукой? Возьмите карандаш в левую руку и напишите ряд чисел. Для чего мы пишем левой рукой? Чтоб активизировалось правое полушарие. Когда работаем 2мя руками, тогда активизируется потенциал всего головного мозга, мы становимся умнее, быстрее и внимательнее.


 

{Пальчиковая гимнастика}


 

Дальше у нас идут ФУ. Их мы выполняем для того, чтобы наши пальчики привыкли к выполнению примеров. Давайте на всех спицах наберем 1+1 и т.д (не все ФУ)

Сейчас мы можем самостоятельно решить примеры на соробане.

Возьмите соробанчики, сделайте чистку, подготовьте своего крабика, зайчика пока не нужно, он придерживает соробан, чтобы он не убежал. {я на большом на соробане, дети на маленьком. Не все примеры}

Видите слово диктант? Мы очень не любим это слово. И перевели его на японский (кикитори). У нас 3 вида кикитори: 1. Кикитори на слух, 2. Кикитори на память, 3. Кикитори ментально.

Попробуем решить несколько примеров.

Кикитори на слух. Приготовились, когда я говорю «приготовились», вы должны сделать чистку и настроится на выполнение примеров. Карандаш в руке. Я диктую первый первый пример.

Еще мы на занятии и дома всегда пишем и рисуем двумя руками. Это мандала, каждый элемент имеет свой цвет

Мы не все занятие будем считать, у нас так же есть 10минутная интеллектуальная разминка. Мы будем играть с вами с ФК, в шашки и т. п. После того как отзанимаемся, пойдем на переменку. {показываю уголок для игр} вот здесь мы проводим время с пользой.

{не торопиться с этапами. Если дети не закрепили числа, не переходить к примерам, если не закрепили примеры, не переходить к ментальному счету. Если дети не могут считать ментально, останавливаемся на этом этапе, заканчиваем пробный урок, и разговариваем с родителями}

Опубликовано в группе «Ментальная арифметика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.