Статья на тему «Информационная среда первоклассника»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 72» (МБОУ СОШ № 72)
630029, г. Новосибирск, ул. 2-я Чулымская, 111
Информационная среда первоклассника
Учитель начальных классов
Джалилова Ирина Геннадьевна
г. Новосибирск 2021
Оглавление
1. Описание учреждения, организации 6
5. Методы реализации проекта 12
7. Оценка качества реализации проекта 16
Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Для подрастающего поколения информационное общество – это прежде всего доступность огромного числа информационных ресурсов: средства коммуникации, СМИ, электронные ресурсы, Интернет, книги, газеты, журналы, листовки, реклама.
Постановка проблемы. Зачастую у родителей не сформирована чёткая позиция о правильном взаимодействие ребёнка с миром информации – так как этому либо не предаётся значительного внимания либо не хватает знаний по этому вопросу. Другая проблема заключается в небезопасности информации и информационной перегрузке. Таким образом, зачастую поток информации неконтролируем, случаен, бессистемен.
Задача учителя: формировать личную информационную среду научить формировать ее правильно своих учеников.
Федеральными стандартами на ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения программы «Формирование универсальных учебных действий» и её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», работа над которыми ведётся в ходе изучения всех предметов учебного плана, а так же во внеурочной деятельности. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
ИКТ – компетентность – это способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов информационно – коммуникативных технологий в соответствие с возрастными возможностями и потребностями младшего школьника.
Если расспросить ученика начальной школы, что он знает о компьютере и Интернете, то он вам расскажет о всевозможных играх, мультфильмах и социальных сетях. Дети испытывают восторг от новой игрушки, к которой их допускают родители, удерживающей их внимание. Постепенно эта традиция укореняется, и дети переходят жить в виртуальный мир друзей и развлечений.
Учитель должен стремиться воспитать информационно грамотного ученика, обладающего умениями и навыками работы с информацией. Без этих умений современный человек не сможет реализовать себя в обществе, развить свои способности и быть успешным. Педагог, используя возможности, которые даёт ИОС ОУ и ФГОС НОО, должен, идя по пути развития личности каждого ребёнка, развития его способностей и задатков, формирования УУД, учить детей правильному, благоразумному поведению в Интернете, использованию современных технологий для развития и самореализации.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание системы работы по педагогическому сопровождению первоклассников в новой информационной среде в условиях реализации ФГОС.
Данная цель может быть достигнута в процессе реализации следующих задач:
Способствовать формированию информационной компетенции первоклассников;
Развивать универсальные учебных действий первоклассников основу психологических составляющих ядра образования;
Повышать психологическую компетентность родителей первоклассников;
Привлекать родителей к активному участию в работе по адаптации первоклассников к условиям прогимназии;
Формировать у родителей ответственность за успешность адаптации ребенка к условиям прогимназии;
Формировать психологическую компетентность учителей прогимназии.
1. Описание учреждения, организацииМБОУ СОШ № 72 осуществляет образовательную деятельность в соответствии с образовательными программами двух уровней образования. Реализуемая образовательная программа соответствует статусу организации, осуществляющей образовательную деятельность, содержанию подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФК ГОС.
Деятельность школы направлена на выполнение социального заказа общества – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
Миссия школы по отношению к учащимся. Обеспечить получение основного общего и среднего общего образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности; содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.
Миссия школы по отношению к родителям. Обеспечить условия для родительского влияния на образовательный процесс, пропаганда принципов ЗОЖ среди родителей. Вовлечение родителей в оздоровление детей.
Миссия школы по отношению к социуму. Школа выступает как организующая сила деятельности для всех организаций и учреждений микроучастка. Вовлечение в оздоровление детей. Создание при школе социокультурного центра, как единого воспитательно-образовательного пространства семьи, школы, микросоциума, через вовлечение родителей, членов сообщества в активную школьную жизнь, в управленческую деятельность.
Внешние ресурсы | |
Нормативно-правовой ресурс | Закон «Об образовании РФ» Конвенция ООН о правах ребенка; Закон «О защите прав ребенка в Новосибирской области»; Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.08.2010 № 1381 «О введении ФГОС НОО в учреждениях, расположенных на территории области»; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 26.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., регистрационный № 17785) СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.2011 г., регистрационный № 19993) Примерная основная образовательная программа начального общего образования; Программа развития ОУ; План воспитательной работы класса. |
Информационно-методический ресурс | Интернет-ресурсы, психолого-педагогическая, методическая литература, периодические издания. |
Материально-технический ресурс | Кабинет, конференц-зал, компьютер, оргтехника, мультимедийный проектор, магнитола, мягкий ковер, демонстрационный и раздаточный материал для учащихся, канцелярские товары. |
Кадровый ресурс | Зам. директора по УВР, учитель начальной школы |
| |
Внутренними ресурсами, обеспечивающими реализацию проекта является профессиональная культура педагогов; опыт создания и реализации инновационных педагогических проектов в условиях адаптивной школы; овладение разноуровневыми программами; ориентация на гуманитарные цели образования; способность к рефлексии, проектированию; способность работать в стиле сотрудничества; умение проектировать учебные ситуации; стремление к личностному росту; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; владение информационно-коммуникационными технологиями, доступ к информационным ресурсам локальной и глобальной сети Интернет; система социально-психологического сопровождения образовательного процесса; новые воспитательные технологии (социально-ориентированные, деятельностные, спортивно-оздоровительные, креативные); опыт включения родительской и ученической общественности в систему управления школы.
Проект рассчитан на год и включает в себя следующие этапы
1 этап – подготовительный (подбор диагностических и методических материалов, нормативно-правовых документов, психологическая экспертиза учебных программ, программ по внеурочной деятельности).
2 этап – диагностико-прогностический (собственно диагностика процесса адаптации первоклассников к школе, уровня сформированности УУД первоклассников, психологической компетентности учителей, запросов родителей).
3 этап – основной (профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми, просвещение и консультирование администрации, педагогов и родителей).
4 этап – диагностико-аналитический (анализ полученных результатов и подведение итогов работы по проекту).
4. Основные термины проектаСетевое взаимодействие учителей и учащихся - технология, в которой любое образовательное учреждение или педагог могут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание нового интеллектуального продукта и др.
Дистанционное обучение - класс образовательных технологий, обеспечивающих постоянные, воспроизводимые, формализованные представление, передачу и контроль знаний в информационной образовательной среде с помощью специально подготовленных учебных материалов и средств информационно-коммуникационных технологий.
Информационная компетентность является составляющей информационной культуры — элемента общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов.
Основа, начальный уровень информационной компетентности младшего школьника – это его информационная грамотность, включающая совокупность теоретических знаний и навыков практического применения, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для её успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.
При освоении личностных УУД формируется:
При освоении коммуникативных УУД формируется:
критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
основы правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных УУД формируется:
оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.
При освоении познавательных УУД формируется:
поиск информации;
фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
создание простых гипермедиасообщений;
построение простейших моделей объектов и процессов.
При освоении коммуникативных УУД формируется:
обмен гипермедиасообщениями;
выступление с аудиовизуальной поддержкой;
фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Каковы же пути формирования информационной компетентности младшего школьника? Создание педагогических условий для качественного обучения. Процесс эффективного формирования информационной компетентности учащихся младших классов в нашей школе обеспечивается комплексом педагогических условий:
информатизация учебного процесса;
установление гуманных отношений между его участниками;
учёт индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности;
обеспечение субъект-субъектного взаимодействия;
дифференцированный подход.
соблюдение дидактических принципов
Реализация процесса формирования информационной компетентности осуществляется на принципах:
системности и целостности,
доступности и открытости,
наглядности,
самодеятельности,
личностного целеполагания,
проблемности,
метапредметности.
Задача | Мероприятия | Сроки | Ответствен-ный | Предполагаемый результат |
1 этап. Подготовительный | ||||
Формирование нормативно-правовой, методической базы проекта | Работа с документами, изучение методической литературы | Июнь 2018 | учитель начальных классов | -ориентировка в проблеме - ресурсное обеспечение проекта - создание у педагогов и родителей первоклассников положительной мотивации на совместную работу по развитию информационной компетентности к школе
|
Подготовка диагностического инструментария | Подбор диагностических материалов, подготовка бланков для диагностики, анкет и др. | Июнь- август 2018 | учитель начальных классов | |
Разработка программы профилакти-ческой и коррекционно-развивающей работы с детьми, программы внеурочной работы с детьми | Составление и утверждение рабочих программ «Мир компьютеров» «Сила информации» «Начала мудрости» | Август 2018 | учитель начальных классов | |
Разграничение полномочий в сопровождении реализации ФГОС НОО | Составление и корректировка годового плана работ | Август 2018 | учитель начальных классов, администрация | |
Подготовка методического материала для консультативной и просветительской работы | Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме информационного поля, развитию и оценке УУД первоклассников | Июнь- август 2018 | Педагог-психолог, учитель начальных классов | |
Анализ учебных программ, программ внеурочной деятельности учителей с целью обеспечения условий для формирования УУД первоклассников | Экспертиза учебных программ, программ внеурочной деятельности учителей прогимназии | Август 2018 | учитель начальных классов, зам. директора по УВР | |
Ознакомление педагогов с основными направлениями работы по проекту, сроками проведения | Выступление на установочном педагогическом совете | Август 2018 | учитель начальных классов | |
2 этап. Диагностический | ||||
Изучение особенностей владения информационными компетенциями первоклассниками | Педагогическое наблюдение | Сентябрь 2018 | Педагог-психолог, учитель начальных классов | - выявление школьников, испытывающих трудности с информационная грамотность -определение наиболее сильных и слабых сторон в развитии УУД первоклас-сников -определение уровня готовности родителей к развитию информационной компетентности первоклассников, запросов родителей |
Психодиагностическое обследование «Изучение информационной компетентности» | Сентябрь 2018 | учитель начальных классов | ||
Изучение уровня сформированности УУД первоклассников | Диагностика сформированности УУД первоклассников | Сен-тябрь 2018 | Педагог-психолог | |
Изучение образовательных запросов родителей первоклассников | Анкетирование родителей первоклассников | Сен-тябрь 2018 | Педагог-психолог, учителя 1-х классов | |
Изучение уровня психологической компетентности учителей | Анкетирование педагогов и родителей | Сентябрь 2018 | учитель начальных классов зам. директора по УВР | |
3 этап. Основной | ||||
Профилактика возникновения информационной дезадаптации у первоклассников | Групповые занятия с детьми по программе «Мир компьютеров» | Сентябрь 2018 | учитель начальных классов | -знакомство первоклассников с правилами школьшой жизни, сплочение детского коллектива |
Развитие информационных способностей первоклассников | Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми по программе «Начала мудрости» | Январь-март 2019 | учитель начальных классов | формирование информационных новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действий, произвольности, рефлексии) |
Преодоление информационной перегрузки у первоклассников | Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми по программе «Мир компьютеров» | Январь-февраль 2019 | учитель начальных классов | формирование у детей уверенности источниках, снятие информационного напряжения |
Формирование морально-нравственного поведения обучающихся | Внеурочная работа с детьми по программе «Сила информации»
| Сентябрь 2018- май 2019 | учитель начальных классов | формирование у обучающихся самоконтроля |
Повышение информационной компетентности родителей | Родительское собрание «Информационное поле первоклассника» | Октябрь 2018 | учитель начальных классов | -повышение психологической компетентности родителей; - информирование об особенностях развития памяти и восприятия обучающихся. |
Индивидуальные консультации родителей по результатам диагностики | Октябрь – ноябрь 2018 апрель2019 | учитель начальных классов | ||
Лекторий для родителей «Информационные трудности первоклассников» | Январь 2019 | учитель начальных классов | ||
Психолого-педагогический клуб «Изоляция в море информации» | Февраль 2019 | учитель начальных классов, администрация | ||
Итоговое родительское собрание «Универсальные учебные действия ИКТ первоклассника» | Апрель 2019 | учитель начальных классов, зам. директора по УВР | ||
4 этап. Диагностико-аналитический | ||||
Изучение особенностей протекания процесса адаптации у первоклассников | Повторное психодиагностическое обследование «Изучение информационной компетенции первоклассников» | Апрель 2019 | учитель начальных классов | - качественный и количественный анализ эффективности работы по проекту - определение уровня осведомленности родителей - анализ эффективности проделанной повышение информационной компетентности - создание мотивации к дальнейшей реализации проекта работы |
Изучение уровня сформирован-ности УУД первоклассников | Повторная диагностика сформированности УУД первоклассников | Апрель 2019 | Педагог-психолог учитель начальных классов | |
Изучение уровня психологической компетентности родителей первоклассников | Анкетирование родителей первоклассников | Май 2019 | Педагог-психолог, зам. директора по УВР | |
Изучение профессиональных затруднений педагогов по развитию универсальных учебных действий первоклассников | Анкетирование педагогов | Май 2019 | Педагог-психолог, зам. директора по УВР | |
Анализ результатов работы | Оформление аналитического отчета по результатам диагностики, составление рекомендаций | Май 2019 | учитель начальных классов | |
Анализ результатов работы Ознакомление педагогов школы с результатами работы по проекту | Подведение итогов работы по психологическому сопровождению первоклассников совместно с администрацией прогимназии | Май 2019 | учитель начальных классов, администрация | |
Выступление на педагогическом совете | Май 2019 | учитель начальных классов |
Предполагаемыми результатами реализации проекта являются:
Обеспечение успешной ориентации первоклассников в информационной среде, создание информационных условий для их дальнейшего успешного обучения.
Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Активное привлечение родителей к работе по предоставлению доступа к информационному полю первоклассников;
Повышение информационной компетентности учителей.
Повышение информационной компетентности родителей первоклассников.
Количественные показатели
Высокий результат | Средний результат | Низкий результат |
1. Кол-во первоклассников с высоким уровнем информационной компетентности | ||
70 – 100% | 50 – 70% | Меньше 50% |
2. Кол-во первоклассников с высоким уровнем развития универсальных учебных действий | ||
70 – 100% | 50 – 70% | Меньше 50% |
3. Кол-во родителей первоклассников, охваченных консультированием | ||
70 – 100% | 50 – 70% | Меньше 50% |
Качественные показатели
Критерии | Показатели | Оценка результативности | ||
высокий | средний | низкий | ||
Уровень адаптации информационной компетентности | Мотивация | Ребенку нравится учебная деятельность, проявляет познавательный интерес | Цели и важность учения не осознаются, но школьные занятия ребенка привлекают | Ведущая деятельность – игровая, школа привлекает лишь внешней стороной |
Мотив учения | Учебный, социальный | Позиционный, отметка | Внешний, игровой | |
Эмоцио-нальное состояние | Преобладание положительных эмоций | норма | Преобладание отрицательных эмоций | |
Школьная тревожность | Ребенок не испытывает тревожности в школьных ситуациях (общение с учителем и одноклассниками, выполнение учебных заданий) | В некоторых школьных ситуация (например, общение с одноклассниками) ребенок испытывает тревогу | Ребенок переживает сильный эмоциональный стресс, находясь в школе | |
Работоспо-собность | Ребенок работает продуктивно, без ошибок и отвлечений | Работает в среднем темпе, сам исправляет допущенные ошибки | Трудно сосредотачивается на работе, допускает много ошибок | |
Уровень сформиро-ванности универсаль-ных учебных действий первоклас-сников | Личностные: Мотивация | Положительное отношение к школе, к занятиям специфически школьного содержания | Предпочтение уроков «дошкольного типа» | Отрицательное отношение к школе, предпочтение индивидуальной, игровой работы |
Рефлексия | Ребенок ссылается на собственные усилия и объективную сложность задания | Ребенок ссылается на способности и везение | Ребенок не готов выделить причины неудачи в собственной деятельности | |
Моральная децентрация | В оценке поступков героев ориентируется на мотивы поступков | В оценке поступков героев ориентируется на обстоятельства поступка | Отсутствует ориентация на обстоятельства поступков героев | |
Регулятивные | Сформирован навык работы по инструкции взрослого, самостоятельной работы | Допускает ошибки при работе по инструкции или самостоятельной работе: не понял задачу, не проконтролировал | Не умеет работать по инструкции взрослого, самостоятельно планировать свою работу | |
Познавательные | Сформирован навык кодирования информации | Допускает незначительные ошибки при кодировке | Навык кодирования не сформирован | |
Коммуникативные | Умеет договариваться, позитивное отношение к совместной деятельности | Совместная работа по необходимости, отсутствие взаимоконтроля и оценки совместной работы | Отрицательное отношение к совместной работе, предпочтение индивидуальной | |
Уровень психологи-ческой компетентности родителей | Знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста | Владеет знаниями о возрастных и психологических особенностях ребенка, знакомится с психологической литературой | Имеет представление об особенностях детей младшего школьного возраста | Не имеет представления об основных особенностях ребенка младшего школьного возраста |
Знание особенностей адаптации детей к школе | Хорошо информирован об информационной компетентности | Имеет общее представление об информационной компетентности | Не имеет представления об информационной компетентности детей в школе | |
Владение позитивными способами общения с ребенком | Умеет выстраивать общение с детьми, понимает и прислушивается к ребенку | Знает о позитивных способах общения, но не всегда их использует | Не стремится использовать позитивные способы общения с ребенком |
Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Данная идея становится основной в определении содержания научно-методического работы. Система работы с обучающимися, родителями по развитию информационной компетентности первоклассников школы, разработка методических материалов, адаптация различных методик, обобщение опыта работы учителя начальных классов на семинарах районного и городского уровней позволят широко представить результаты деятельности по реализации данного проекта и распространить опыт работы в образовательных учреждениях города. Изучение и внедрение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения, исследовательской будет организовано таким образом, что педагогу будет предложено не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».
Деятельность учителя будет организована в нескольких направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставят возможность проверки действенности своих инновационных идей.
Соколова Т. Информационная грамотность // Начальная школа .– 2017. – № 8 – С. 4.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. [электронный ресурс] – М. 2015. – С.40. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/593/75593
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — С.14.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2018. — С.101.
Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Межрегиональное исследование "Моя безопасная сеть: интернет глазами детей и подростков России" [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.fid.su/projects/school/mysafernet/
Формирование ИКТ – компетенции при освоении универсальных учебных действий
(по книге «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — С.101 – 102)