Статья на тему «Информационная среда первоклассника»

2
0
Материал опубликован 14 January 2021





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 72» (МБОУ СОШ № 72)

630029, г. Новосибирск, ул. 2-я Чулымская, 111







Информационная среда первоклассника











Учитель начальных классов

Джалилова Ирина Геннадьевна





















г. Новосибирск 2021

dzhalilova66@b.ru







Введение

Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Для подрастающего поколения информационное общество – это прежде всего доступность огромного числа информационных ресурсов: средства коммуникации, СМИ, электронные ресурсы, Интернет, книги, газеты, журналы, листовки, реклама.

Постановка проблемы. Зачастую у родителей не сформирована чёткая позиция о правильном взаимодействие ребёнка с миром информации – так как этому либо не предаётся значительного внимания либо не хватает знаний по этому вопросу. Другая проблема заключается в небезопасности информации и информационной перегрузке. Таким образом, зачастую поток информации неконтролируем, случаен, бессистемен.

Задача учителя: формировать личную информационную среду научить формировать ее правильно своих учеников.

Федеральными стандартами на ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения программы «Формирование универсальных учебных действий» и её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», работа над которыми ведётся в ходе изучения всех предметов учебного плана, а так же во внеурочной деятельности. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

ИКТ – компетентность – это способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов информационно – коммуникативных технологий в соответствие с возрастными возможностями и потребностями младшего школьника.

Если расспросить ученика начальной школы, что он знает о компьютере и Интернете, то он вам расскажет о всевозможных играх, мультфильмах и социальных сетях. Дети испытывают восторг от новой игрушки, к которой их допускают родители, удерживающей их внимание. Постепенно эта традиция укореняется, и дети переходят жить в виртуальный мир друзей и развлечений.

Учитель должен стремиться воспитать информационно грамотного ученика, обладающего умениями и навыками работы с информацией. Без этих умений современный человек не сможет реализовать себя в обществе, развить свои способности и быть успешным. Педагог, используя возможности, которые даёт ИОС ОУ и ФГОС НОО, должен, идя по пути развития личности каждого ребёнка, развития его способностей и задатков, формирования УУД, учить детей правильному, благоразумному поведению в Интернете, использованию современных технологий для развития и самореализации.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание системы работы по педагогическому сопровождению первоклассников в новой информационной среде в условиях реализации ФГОС.

Данная цель может быть достигнута в процессе реализации следующих задач:

Способствовать формированию информационной компетенции первоклассников;

Развивать универсальные учебных действий первоклассников основу психологических составляющих ядра образования;

Повышать психологическую компетентность родителей первоклассников;

Привлекать родителей к активному участию в работе по адаптации первоклассников к условиям прогимназии;

Формировать у родителей ответственность за успешность адаптации ребенка к условиям прогимназии;

Формировать психологическую компетентность учителей прогимназии.

1. Описание учреждения, организации

МБОУ СОШ № 72 осуществляет образовательную деятельность в соответствии с образовательными программами двух уровней образования. Реализуемая образовательная программа соответствует статусу организации, осуществляющей образовательную деятельность, содержанию подготовки обучающихся и выпускников в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФК ГОС.

Деятельность школы направлена на выполнение социального заказа общества – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Миссия школы по отношению к учащимся. Обеспечить получение основного общего и среднего общего образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности; содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.

Миссия школы по отношению к родителям. Обеспечить условия для родительского влияния на образовательный процесс, пропаганда принципов ЗОЖ среди родителей. Вовлечение родителей в оздоровление детей.

Миссия школы по отношению к социуму. Школа выступает как организующая сила деятельности для всех организаций и учреждений микроучастка. Вовлечение в оздоровление детей. Создание при школе социокультурного центра, как единого воспитательно-образовательного пространства семьи, школы, микросоциума, через вовлечение родителей, членов сообщества в активную школьную жизнь, в управленческую деятельность.


2.Ресурсы проекта

Внешние ресурсы

Нормативно-правовой ресурс

Закон «Об образовании РФ»

Конвенция ООН о правах ребенка;

Закон «О защите прав ребенка в Новосибирской области»;

Приказ Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 31.08.2010 № 1381 «О введении ФГОС НОО в учреждениях, расположенных на территории области»;

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 26.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г., регистрационный № 17785)

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3.03.2011 г., регистрационный № 19993)

Примерная основная образовательная программа начального общего образования;

Программа развития ОУ;

План воспитательной работы класса.

Информационно-методический ресурс

Интернет-ресурсы, психолого-педагогическая, методическая литература, периодические издания.

Материально-технический ресурс

Кабинет, конференц-зал, компьютер, оргтехника, мультимедийный проектор, магнитола, мягкий ковер, демонстрационный и раздаточный материал для учащихся, канцелярские товары.

Кадровый ресурс

Зам. директора по УВР, учитель начальной школы



Внутренними ресурсами, обеспечивающими реализацию проекта является профессиональная культура педагогов; опыт создания и реализации инновационных педагогических проектов в условиях адаптивной школы; овладение разноуровневыми программами; ориентация на гуманитарные цели образования; способность к рефлексии, проектированию; способность работать в стиле сотрудничества; умение проектировать учебные ситуации; стремление к личностному росту; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; владение информационно-коммуникационными технологиями, доступ к информационным ресурсам локальной и глобальной сети Интернет; система социально-психологического сопровождения образовательного процесса; новые воспитательные технологии (социально-ориентированные, деятельностные, спортивно-оздоровительные, креативные); опыт включения родительской и ученической общественности в систему управления школы.



3.Этапы реализации проекта

Проект рассчитан на год и включает в себя следующие этапы

1 этап – подготовительный (подбор диагностических и методических материалов, нормативно-правовых документов, психологическая экспертиза учебных программ, программ по внеурочной деятельности).

2 этап – диагностико-прогностический (собственно диагностика процесса адаптации первоклассников к школе, уровня сформированности УУД первоклассников, психологической компетентности учителей, запросов родителей).

3 этап – основной (профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми, просвещение и консультирование администрации, педагогов и родителей).

4 этап – диагностико-аналитический (анализ полученных результатов и подведение итогов работы по проекту).

4. Основные термины проекта

Сетевое взаимодействие учителей и учащихся - технология, в которой любое образовательное учреждение или педагог мо­гут взаимодействовать с любым образовательным и другим учреждением или педагогом по вопросам совместной работы: обмен идеями, создание но­вого интеллектуального продукта и др.

Дистанционное обучение - класс образовательных технологий, обеспечивающих постоянные, воспроизводимые, формализованные представление, передачу и контроль знаний в информационной образовательной среде с помощью специально подготовленных учебных материалов и средств информационно-коммуникационных технологий.

Информационная компетентность является составляющей информационной культуры — элемента общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созданием информационных ресурсов.

Основа, начальный уровень информационной компетентности младшего школьника – это его информационная грамотность, включающая совокупность теоретических знаний и навыков практического применения, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для её успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений.

При освоении личностных УУД формируется:

При освоении коммуникативных УУД формируется:

критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;

основы правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных УУД формируется:

оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;

использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;

создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.

При освоении познавательных УУД формируется:

поиск информации;

фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;

структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;

создание простых гипермедиасообщений;

построение простейших моделей объектов и процессов.

При освоении коммуникативных УУД формируется:

обмен гипермедиасообщениями;

выступление с аудиовизуальной поддержкой;

фиксация хода коллективной/личной коммуникации;

общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Каковы же пути формирования информационной компетентности младшего школьника? Создание педагогических условий для качественного обучения. Процесс эффективного формирования информационной компетентности учащихся младших классов в нашей школе обеспечивается комплексом педагогических условий:

информатизация учебного процесса;

установление гуманных отношений между его участниками;

учёт индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности;

обеспечение субъект-субъектного взаимодействия;

дифференцированный подход.

соблюдение дидактических принципов

Реализация процесса формирования информационной компетентности осуществляется на принципах:

системности и целостности,

доступности и открытости,

наглядности,

самодеятельности,

личностного целеполагания,

проблемности,

метапредметности.


5. Методы реализации проекта

Задача

Мероприятия

Сроки

Ответствен-ный

Предполагаемый результат

1 этап. Подготовительный

Формирование нормативно-правовой, методической базы проекта

Работа с документами, изучение методической литературы

Июнь 2018

учитель начальных классов

-ориентировка в проблеме

- ресурсное обеспечение проекта

- создание у педагогов и родителей первоклассников положительной мотивации на совместную работу по развитию информационной компетентности к школе

Подготовка диагностического инструментария

Подбор диагностических материалов, подготовка бланков для диагностики, анкет и др.

Июнь-

август

2018

учитель начальных классов

Разработка программы профилакти-ческой и коррекционно-развивающей работы с детьми, программы внеурочной работы с детьми

Составление и утверждение рабочих программ

«Мир компьютеров»

«Сила информации»

«Начала мудрости»

Август

2018

учитель начальных классов

Разграничение полномочий в сопровождении реализации ФГОС НОО

Составление и корректировка годового плана работ

Август 2018

учитель начальных классов, администрация

Подготовка методического материала для консультативной и просветительской работы

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме информационного поля, развитию и оценке УУД первоклассников



Июнь-

август

2018



Педагог-психолог,

учитель начальных классов

Анализ учебных программ, программ внеурочной деятельности учителей с целью обеспечения условий для формирования УУД первоклассников

Экспертиза учебных программ, программ внеурочной деятельности учителей прогимназии

Август

2018

учитель начальных классов, зам. директора по УВР

Ознакомление педагогов с основными направлениями работы по проекту, сроками проведения



Выступление на установочном педагогическом совете



Август

2018



учитель начальных классов

2 этап. Диагностический

Изучение особенностей владения информационными компетенциями первоклассниками

Педагогическое наблюдение

Сентябрь 2018

Педагог-психолог, учитель начальных классов

- выявление школьников, испытывающих трудности с информационная грамотность -определение наиболее сильных и слабых сторон в развитии УУД первоклас-сников

-определение уровня готовности родителей к развитию информационной компетентности первоклассников,

запросов родителей


Психодиагностическое обследование «Изучение информационной компетентности»

Сентябрь

2018

учитель начальных классов

Изучение уровня сформированности УУД первоклассников

Диагностика сформированности УУД первоклассников

Сен-тябрь

2018

Педагог-психолог

Изучение образовательных запросов родителей первоклассников

Анкетирование родителей первоклассников

Сен-тябрь

2018

Педагог-психолог, учителя 1-х классов

Изучение уровня психологической компетентности учителей

Анкетирование педагогов и родителей

Сентябрь

2018

учитель начальных классов зам. директора по УВР



3 этап. Основной

Профилактика возникновения информационной дезадаптации у первоклассников

Групповые занятия с детьми по программе

«Мир компьютеров»

Сентябрь 2018

учитель начальных классов

-знакомство первоклассников с правилами школьшой жизни, сплочение детского коллектива

Развитие информационных способностей первоклассников

Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми по программе

«Начала мудрости»

Январь-март 2019

учитель начальных классов

формирование информационных новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действий, произвольности, рефлексии)

Преодоление информационной перегрузки у первоклассников

Групповая коррекционно-развивающая работа с детьми по программе

«Мир компьютеров»

Январь-февраль 2019

учитель начальных классов

формирование у детей уверенности источниках, снятие информационного напряжения

Формирование морально-нравственного поведения обучающихся

Внеурочная работа с детьми по программе

«Сила информации»

Сентябрь 2018- май 2019

учитель начальных классов

формирование у обучающихся самоконтроля

Повышение информационной компетентности родителей

Родительское собрание «Информационное поле первоклассника»

Октябрь 2018



учитель начальных классов

-повышение психологической компетентности родителей;

- информирование об особенностях развития памяти и восприятия обучающихся.


Индивидуальные консультации родителей по результатам диагностики

Октябрь – ноябрь 2018

апрель2019


учитель начальных классов

Лекторий для родителей «Информационные трудности первоклассников»

Январь 2019

учитель начальных классов

Психолого-педагогический клуб «Изоляция в море информации»

Февраль 2019

учитель начальных классов, администрация

Итоговое родительское собрание «Универсальные учебные действия ИКТ первоклассника»

Апрель 2019

учитель начальных классов, зам. директора по УВР

4 этап. Диагностико-аналитический

Изучение особенностей протекания процесса адаптации у первоклассников

Повторное психодиагностическое обследование «Изучение информационной компетенции первоклассников»

Апрель 2019

учитель начальных классов



- качественный и количественный анализ эффективности работы по проекту







- определение уровня осведомленности родителей





- анализ эффективности проделанной повышение информационной компетентности

- создание мотивации к дальнейшей реализации проекта работы

Изучение уровня сформирован-ности УУД первоклассников

Повторная диагностика сформированности УУД первоклассников

Апрель 2019

Педагог-психолог

учитель начальных классов

Изучение уровня психологической компетентности родителей первоклассников


Анкетирование родителей первоклассников

Май 2019

Педагог-психолог, зам. директора по УВР

Изучение профессиональных затруднений педагогов по развитию универсальных учебных действий первоклассников

Анкетирование педагогов

Май 2019

Педагог-психолог, зам. директора по УВР

Анализ результатов работы

Оформление аналитического отчета по результатам диагностики, составление рекомендаций

Май 2019

учитель начальных классов

Анализ результатов работы

Ознакомление педагогов школы с результатами работы по проекту

Подведение итогов работы по психологическому сопровождению первоклассников совместно с администрацией прогимназии

Май 2019

учитель начальных классов, администрация

Выступление на педагогическом совете

Май 2019

учитель начальных классов



6.Ожидаемые результаты

Предполагаемыми результатами реализации проекта являются:

Обеспечение успешной ориентации первоклассников в информационной среде, создание информационных условий для их дальнейшего успешного обучения.

Повышение уровня сформированности универсальных учебных действий первоклассников: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Активное привлечение родителей к работе по предоставлению доступа к информационному полю первоклассников;

Повышение информационной компетентности учителей.

Повышение информационной компетентности родителей первоклассников.


7. Оценка качества реализации проекта

Количественные показатели

Высокий результат

Средний результат

Низкий результат

1. Кол-во первоклассников с высоким уровнем информационной компетентности

70 – 100%

50 – 70%

Меньше 50%

2. Кол-во первоклассников с высоким уровнем развития универсальных учебных действий

70 – 100%

50 – 70%

Меньше 50%

3. Кол-во родителей первоклассников, охваченных консультированием

70 – 100%

50 – 70%

Меньше 50%


Качественные показатели

Критерии

Показатели

Оценка результативности

высокий

средний

низкий











Уровень адаптации информационной компетентности

Мотивация

Ребенку нравится учебная деятельность, проявляет познавательный интерес

Цели и важность учения не осознаются, но школьные занятия ребенка привлекают

Ведущая деятельность – игровая, школа привлекает лишь внешней стороной

Мотив учения

Учебный, социальный


Позиционный, отметка

Внешний, игровой

Эмоцио-нальное состояние

Преобладание положительных эмоций

норма

Преобладание отрицательных эмоций

Школьная тревожность

Ребенок не испытывает тревожности в школьных ситуациях (общение с учителем и одноклассниками, выполнение учебных заданий)

В некоторых школьных ситуация (например, общение с одноклассниками) ребенок испытывает тревогу

Ребенок переживает сильный эмоциональный стресс, находясь в школе

Работоспо-собность

Ребенок работает продуктивно, без ошибок и отвлечений

Работает в среднем темпе, сам исправляет допущенные ошибки


Трудно сосредотачивается на работе, допускает много ошибок



Уровень сформиро-ванности универсаль-ных учебных действий

первоклас-сников

Личностные:

Мотивация

Положительное отношение к школе, к занятиям специфически школьного содержания

Предпочтение уроков «дошкольного типа»

Отрицательное отношение к школе, предпочтение индивидуальной, игровой работы

Рефлексия

Ребенок ссылается на собственные усилия и объективную сложность задания

Ребенок ссылается на способности и везение

Ребенок не готов выделить причины неудачи в собственной деятельности

Моральная децентрация

В оценке поступков героев ориентируется на мотивы поступков

В оценке поступков героев ориентируется на обстоятельства поступка

Отсутствует ориентация на обстоятельства поступков героев

Регулятивные

Сформирован навык работы по инструкции взрослого, самостоятельной работы

Допускает ошибки при работе по инструкции или самостоятельной работе: не понял задачу, не проконтролировал

Не умеет работать по инструкции взрослого, самостоятельно планировать свою работу

Познавательные

Сформирован навык кодирования информации

Допускает незначительные ошибки при кодировке

Навык кодирования не сформирован

Коммуникативные

Умеет договариваться, позитивное отношение к совместной деятельности

Совместная работа по необходимости, отсутствие взаимоконтроля и оценки совместной работы

Отрицательное отношение к совместной работе, предпочтение индивидуальной

Уровень

психологи-ческой компетентности родителей

Знание психологических особенностей детей младшего школьного возраста

Владеет знаниями о возрастных и психологических особенностях ребенка, знакомится с психологической литературой

Имеет представление об особенностях детей младшего школьного возраста

Не имеет представления об основных особенностях ребенка младшего школьного возраста

Знание особенностей адаптации детей к школе

Хорошо информирован об информационной компетентности

Имеет общее представление об информационной компетентности

Не имеет представления об информационной компетентности детей в школе

Владение позитивными способами общения с ребенком

Умеет выстраивать общение с детьми, понимает и прислушивается к ребенку

Знает о позитивных способах общения, но не всегда их использует

Не стремится использовать позитивные способы общения с ребенком





8.Практическая значимость результатов

Информационные технологии становятся базой современного образования. Но они эффективны лишь в сочетании с соответствующими педагогическими технологиями: если учитель мыслит прежними категориями, то использование технических средств не меняет сути образовательного процесса и традиционного репродуктивного метода подачи материала. Данная идея становится основной в определении содержания научно-методического работы. Система работы с обучающимися, родителями по развитию информационной компетентности первоклассников школы, разработка методических материалов, адаптация различных методик, обобщение опыта работы учителя начальных классов на семинарах районного и городского уровней позволят широко представить результаты деятельности по реализации данного проекта и распространить опыт работы в образовательных учреждениях города. Изучение и внедрение современных образовательных технологий: проектной, модульного обучения, проблемного обучения, исследовательской будет организовано таким образом, что педагогу будет предложено не руководить деятельностью учащихся, а самому пройти весь путь по созданию проекта, изучить предлагаемые технологии «изнутри».

Деятельность учителя будет организована в нескольких направлениях: приобретение новых знаний, поиск новых идей, генерирование собственных идей, а последующие шаги предоставят возможность проверки действенности своих инновационных идей.











Список используемых источников

Соколова Т. Информационная грамотность // Начальная школа .– 2017. – № 8 – С. 4.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. [электронный ресурс] – М. 2015. – С.40. – Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/593/75593

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — С.14.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2018. — С.101.

Солдатова Г.В., Кропалева Е.Ю. Межрегиональное исследование "Моя безопасная сеть: интернет глазами детей и подростков России" [электронный ресурс] – Режим доступа http://www.fid.su/projects/school/mysafernet/

Формирование ИКТ – компетенции при освоении универсальных учебных действий

(по книге «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — С.101 – 102)





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.