Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Материал опубликовала
Потамошнева Наталья Алексеевна323
Учитель начальных классов, ВКК. Педстаж - 28 лет.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

ИГРА + ТЕРАПИЯ = ИГРОТЕРАПИЯ

АРТПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Детство — один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Это период начальной социализации личности, приобщения её к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Ведущая деятельность в этот период – игровая. Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами или машинками. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни.

Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности и природные задатки, но и корректировать разные психологические проблемы и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии.

Когда ребенок приходит в школу, он в короткий срок должен усвоить новую роль ученика. Но без помощи учителя оформиться как ученику ему очень тяжело. У ребенка возникают проблемы, которые тот пытается решить, но в силу маленького жизненного опыта он не может этого сделать самостоятельно. Основная цель начальной школы - помочь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социальном развитии, предоставив им соответствующие возможности обучения. Это возможно решить через игротерапию [4, с. 176], как артпедагогическую технологию.

Игровая терапия - относительно молодая отрасль современной психологии, которая направлена преимущественно на работу с детьми. (Хотя и многим взрослым пошла бы на пользу при организации определенных условий). 

Появившись в первой половине XX века в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов.

Игротерапия – метод воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, повышенной конфликтностью в отношениях, тревожностью. Она начала развиваться в рамках психотерапевтического подхода. Широкое распространение приобрела в 40-50х годах. К игротерапии обращались многие известные личности: Зигмунд Фрейд и его дочь Анна, Мелани Кляйн, Д. Леви, В Акслейн, М. Левинфельд, Д.Б. Эльконин, Захаров и многие другие [6, с. 144].

Игротерапия, как метод был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов. А в 1997 году с методом игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.

Главная задача использования игровой терапии с детьми в начальной школе состоит в том, чтобы помочь ОБУЧАЮЩИМСЯ подготовиться к тому, чтобы усвоить предлагаемые знания наилучшим образом. Детей нельзя заставить научиться чему-либо. Но можно увлечь и в игре научить.

Даже самые талантливые педагоги не могут научить детей, которые еще не готовы учиться. В таком случае игровая терапия является дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает ребенку наиболее эффективно использовать свои склонности и способности к учению.

Игра имеет огромное значение для младшего школьника. Она помогает ему преодолеть трудности в сфере отношений с взрослыми – с учителем, с родителями, со сверстниками.

Существуют игры, способные помочь ребенку выплеснуть или переработать негативную энергию, восстановить внутренне равновесие растущего организма.

" В каждом маленьком ребенке, и в мальчишке, и в девчонке

Есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать, петь, кричать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвётся, неизвестно отчего".

Эта забавная песенка из мультфильма имеет совершенно реальную физиологическую первооснову, свойственную детям.

Физическая активность ребенка, его тонус, потребность в неутомимом движении, ловкость есть показатель здоровья и потенциальных возможностей развития его психики. В век гиперактивных детей – подвижные игры с кричалками – способ выброса избыточной энергии, разгрузка.

Игра так же способствует коррекции упрямства, негативизма.

Для наших детей игра – это самый важный процесс, с которого начинается познавание мира, жизни, всех социальных отношений между людьми. Вместе с игрой ребенок переживает весь спектр эмоций и чувств, которые переживает взрослый человек. А также развивает свои способности, творческий потенциал, фантазию.

Самый главный принцип игровой терапии – не управлять, но понимать.

Цель игротерапии состоит в том, чтобы научить ребенка увидеть себя и свое Я с другой стороны, оценить объективно свои поступки и желания.

Правила игровой терапии:

необходимо помнить, что ребенок – это человек, который меняется в ходе своего взросления и созревания. Дети зачастую мудрее, чем взрослые, обладают большой выносливостью, и быстро преодолевают негативные обстоятельства;

игра – это способ самовыражения ребенка;

главный фактор игротерапии – общение, в ходе которого у ребенка формируются доверительные отношения с людьми, что может влиять на его будущие отношения со сверстниками, коллегами и т.д.

Детская игра, являющаяся ведущей деятельностью, в младшем школьном возрасте, исторически возникшая, корнями уходящая в далекое прошлое, должна занимать в учебной деятельности младших школьников особое место: следует вводить в сам учебный процесс ситуации с игровой мотивацией и перемежать их истинно учебными мотивами.

Используя в своей работе игры (на уроках и внеклассных мероприятиях) убедилась в их могучем воспитательном воздействии на развитие в детях целого ряда положительных качеств, таких как: стойкость, ловкость. выносливость, находчивость, дисциплинированность, наблюдательность, быстроту реакции, подвижность, умение перевоплощаться, чувство юмора и т. д. Например, игра: "Барыня прислала сто рублей, что хотите, то купите,"да" и "нет" не говорите, белого и черного не покупайте" - учит удерживаться от употребления запретных слов, чем развивает внимание и речь, а сколько смеха и веселья вызывает!

Радость - особая мудрость, и ее болезни боятся. Радостный человек много смеется. Известно, что смех снимает нервное напряжение, стресс. Люди, обладающие чувством юмора, меньше болеют и быстрее выздоравливают. Это связано с тем, что во время смеха в крови резко увеличивается количество антител и повышается сопротивляемость инфекциям. Смех - отличная нагрузка для мышц плеч, грудной клетки и брюшного пресса. Смех способствует очищению дыхательных путей, лечит головную боль, избавляет от бессонницы. А это ни что иное, как смехотерапия.

На уроках, для активизации внимания, развития интереса к предмету полезно использовать игры развивающие воображение, сообразительность, правильную речь. Например, народная игра "Где мы были. мы не скажем, а что делали - покажем" - учит детей правильно употреблять глаголы (время, лицо), сочетая ее с движениями можно использовать как физкультминутку.

"Охотник" (или "Рыболов", "Птицелов") - народные игры, помогающие интересно, доступно запомнить классификации и названия животных, (рыб, птиц). Их же можно использовать на уроках математики при счете и решении задач.

Как педагог-практик, с 27 летним стажем, могу сделать вывод, что возможности игротерапии фактически и практически неограниченны. Тут было бы желание педагога, воспитателя.

Игровая терапия помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры ребенок социализируется, учится взаимодействовать с другими участниками, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

Я привела только несколько примеров игр, которые использую в работе с детьми на уроках физической культуры, во время динамических пауз, в группе продленного дня. Но и это, по моему мнению, показывает, насколько они полезны для психологического и физического здоровья младших школьников, включая в себя и цветотерапию, и смехотерапию, и сказкотерапию.

Литература:

1. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 - 5 классы. - М., ВАКО, 2004 г. -152 с.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. / Г.Н. Волков. – М.: Просвещение, 1999. – 164 с.

3. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. - М., 1983

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие / А.А. Осипова. – М.: СФЕРА, 2002. – 288с.

5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. - М., 1981.

6.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Арт-терапия

8. https://www.fcw.su/poleznaja-32/chto-takoe-art-terapija.html

9 https://revolution.allbest.ru/psychology/00249176_0.html#2

10. http://diplomba.ru/work/108631

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Поблагодарить автора 6 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (2)

Ильина Оксана Геннадьевна, 14.11.17 в 20:00 1 Ответить Пожаловаться
Интересно! Большое спасибо!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 14.11.17 в 20:10 1 Ответить Пожаловаться
Вам спасибо) за внимание!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.