Разработка урока по математике «Пит Мондриан и логическая задача "Четыре краски"»
Разработка урока по математике
«Пит Мондриан и логическая задача «Четыре краски»»
(с использованием конструктора урока)
Цель занятия: повысить интерес учащихся к математике, развить их логическое и образное мышление необходимо знакомить их в доступной форме с лучшими образцами математических задач и творчеством художника Пита Мондриан
Начало урока- Приём “Удивляй!”
(универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.)
Учащимся предлагается послушать несколько историй.
История 1.
История задачи о четырех красках уходит в XIX в. В 1850 г. шотландский физик Фредерик Гутри обнаружил, что лондонские студенты-математики увлекаются играми по раскрашиванию карт, а двумя годами позже его брат Фрэнсис Гутри раскрасил карту Англии в четыре цвета и предположил, что такого количества красок хватит, чтобы раскрасить любую карту. Но только в 1878 или 1879 г. математик Артур Кэли сформулировал следующую задачу: «Доказать, что любую географическую карту на плоскости (или на глобусе) можно правильно закрасить четырьмя красками». Правильной он назвал раскраску, когда любые две страны с общей границей окрашены в разные цвета. С этого времени многие крупные математики занялись данной проблемой.
История 2.
Игра Четыре краски
П опуляризатор науки Стивен Барр придумал логическую игру для двух человек, которая называется «Четыре краски». Берутся четыре цветных карандаша и чистый лист бумаги. Первый игрок рисует пустую область и передает ход сопернику. Тот закрашивает ее, используя один из четырех карандашей, и рисует вторую пустую область. Первый игрок закрашивает область соперника и рисует свою. Так и продолжается игра. Тот, кто вынужден будет во время своего хода взять пятый карандаш, проигрывает. Проигрыш вовсе не означает, что теорема не верна, он лишь показывает, как трудно было ее доказать.
Изучение новой темы- Приём “Игровая цель”
(Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий.)
Представьте, что вы работаете редактором газеты и отвечаете за выпуск очередного номера, вам нужно написать статью о Пите Мондриан, используя заготовку.
История 3.
Нидерландский художник Пит Мондриан прославился необычными картинами , которые состояли из параллельных и перпендикулярных прямых. Обычно он заполнял лист прямыми, раскрашивал получившиеся прямоугольники красным, белым, синим, желтым и белым цветом.
Настоящее имя Питер Корнелис Мондриаан.
Пит родился 7 марта 1872 года в Амерсфорте, Голландия.
Первые работы Мондриана были написаны в реалистическом стиле. Начинал он преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма.
Пит Мондpиан полтоpа десятка лет писал тpадиционные pеалистические пейзажи, запечатлевал pавнины и облака, ветpяные мельницы, каналы и все пpочее, хоpошо известное каждому посетителю музеев по бесчисленным каpтинам голландских пейзажистов многих столетий.
К1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Художник скрупулезно и последовательно развивал нефигуративное направление живописи. В течение тpидцати последних, самых плодотвоpных лет своей жизни он священнодействовал над холстами, pазгpафлял их на пpямоугольники и квадpаты и закpашивал получившиеся геометpические поля то интенсивными яpкими кpасками, то облегченными и пpозpачными оттенками белого, сеpого, бежевого или голубоватого.
Одним из самых ярых поклонников его таланта, был великий Ив Сен Лоран, именно его на создание коллекции осень-зима1965-1966 года, вдохновило абстрактное полотно «Композиция с белым, красным, желтым и черным». В этой коллекции были знаменитые платья «Мондриан» — простые платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин знаменитого художника, который в 1960-е гг. опять вошел в моду.
Работы Мондриана вдохновили математиков на создание одной весьма любопытной задачи. Она построена вокруг квадратного холста, который нужно закрыть разными прямоугольниками, которые не пересекаются друг с другом.
Контроль знаний, обратная связь- Практическая работа
( На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.)
1)У каждого ученика черный фломастер, линейка и акварельные фломастеры- желтого, красного и синего цветов.
2)Создать точку в стиле пита Мондриан с помощью маркера и линейки ( параллельные и перпендикулярные линии)
3)Заполнить пробелы только основными цветами: красным, желтым, белым и синим. Цвета не должны соприкасаться
Рефлексия-Приём "Телеграмма"
( приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.)
Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке. Или, написать пожелание Питу Мондриану.
Домашнее задание.
Нарисовать картину в стиле Пита Мондриан, используя предложенные шаблоны или свою.
Используемые ресурсы:
1)Таблица-конструктор - Конструктор урока
sites.google.com›site/konstruktoruroka/wi-fi
2) https://www.pinterest.ru/staceydaman/modrian
3) Мондриан Пит- Википедия4) Теорема о четырёх красках — Википедия
ru.wikipedia.org›Теорема о четырёх красках
Пролубщикова Наталья Владимировна
Ломакина Ирина Алексеевна
Фролова Елена Николаевна
Белянина Светлана Николаевна