12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Светлана Валерьевна65

Питание и пищеварение

Тестовая работа для проверки знаний 

учащихся 6 класса 


СПЕЦИФИКАЦИЯ РАБОТЫ

1. Назначение

Тестовая работа предназначена для проверки, оценки, коррекции знаний учащихся 6 класса, обучающихся по учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» (линия УМК «Живой организм»), после изучения темы «Питание и пищеварение» [4].

2. Документы, определяющие содержание

Содержание работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования [2].

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры

Объектами контроля служат знания и умения, сформированные при изучении темы «Питание и пищеварение». Данная тема рассматривается в течение двух уроков. Первый академический час посвящён изучению питания растений, а второй – животных. На третьем уроке целесообразно провести проверку знаний по всей теме.

Тест сконструирован  исходя  из  необходимости  оценки  уровня овладения  учащимися всеми  основными  группами  планируемых результатов обучения.

4. Структура

Работа включает 10 заданий и состоит из 3 частей.

Часть 1 – четыре задания на выбор одного ответа из четырёх. Ответ на задания части 1 даётся  записью в виде буквы.

Часть 2 – четыре задания открытого типа, требующие закончить предложение. Ответ  формулируется  и  записывается  учащимся  самостоятельно в виде  термина.

Часть 3 – одно задание на установление соответствия между биологическими объектами и одно задание на установление верной последовательности органов. Ответ записывается учащимися в виде последовательности цифр в первом задании и букв – во втором.

5. Распределение заданий по содержанию, видам умений и способам действий учащихся

Работа содержит части, направленные на проверку знаний и умений обучающихся, после изучения темы «Питание и пищеварение», предусмотренных рабочей программой по биологии к линии УМК «Живой организм»  Н.И. Сонина [3]. Согласно этому документу, обучающиеся должны владеть следующими видами деятельности: определять  понятия  «питание» и  «пищеварение», определять особенности питания растений, раскрывать сущность воздушного и почвенного питания растений, обосновывать  биологическую  роль зеленых растений в природе, определять тип  питания животных, знать основные  отделы пищеварительной системы животных.

Распределение заданий работы по содержательным элементам темы приведено в таблице 1.

Таблица1

Распределение заданий работы по содержательным элементам темы

Элементы содержания

Часть

Номер задания

Понятия  «питание» и  «пищеварение»

2

1

Особенности питания растений

1

1

Сущность воздушного и почвенного питания растений

1

2-3

Биологическая  роль зеленых растений в природе

1

4

Тип  питания животных

2

3

2-4

1

Оновные  отделы пищеварительной системы животных

3

2

6. Распределение заданий по уровню сложности

Задания 1-4 части 1 базового уровня сложности предлагают выбор одного ответа из четырёх. Они представлены тестовыми вопросами.

Четыре задания части 2 открытого типа и требуют закончить предложение. Эти задания также направлены на проверку базового уровня знаний, в частности, владение терминами.

Часть 3 – задания повышенного уровня сложности по форме представляют собой установление соответствия между биологическими объектами и установление верной последовательности органов.

7. Продолжительность

На выполнение работы отводится  12 минут.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:

− для каждого задания части 1 – до  0,5 минут;

− для каждого задания части 2 – до 1 минуты;

− для каждого задания части 3 – до 3 минут.

 Выбор продолжительности времени выполнения заданий основан на ряде соображений:

  1. Урок имеет  строго регламентированную продолжительность.  Согласно «Примерной основной образовательной программе основного общего образования» на изучение биологии в 6 классе отводится 1 час [1]. Следовательно, учитель не может позволить себе отводить на этап проверки знаний более 20 мин.
  2. Крайняя ограниченность времени на изучение нового материала подталкивает учителя к поиску компактных фронтальных форм проверки изученного материала. Одним из таких способов, на наш взгляд, может стать взаимопроверка работ учащимися. Поскольку, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет одним из метапредметных результатов  освоения  основной  образовательной программы основного общего образования умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (с. 6) [2]. В нашем случае, 12 минут – время выполнения работы и 8 минут – взаимопроверка работ учащимися. С этой целью учитель использует презентацию, на которой представлены верные ответы.
  3. Согласно В.В. Черненко, в первые 9 минут выполнения теста объём информации воспринимаемой осознанно как по зрительному, так и по слуховому каналам достигает своего максимума [5]. Далее, в течение последующих 18 минут плавно снижается.  Таким образом,  более длительное время нежелательно и по физиологическим показателям.

8. Материалы и оборудование

Основное оборудование необходимое учителю – это компьютер, мультимедиа-проектор, тесты на  бумажных носителях, распечатанные по количеству учеников в классе.

9. Система оценивания выполнения отдельных заданий

Правильный ответ на каждое из заданий частей 1  и 2 оценивается 1 баллом.

За верное выполнение задания 1 части 3 учащийся максимально может получить 6 баллов, а задания 2 – 7 баллов. Таким образом, наибольший балл, который может набрать ученик – 21 балл.

Перевод в пятибалльную шкалу по системе ECTS производится следующим образом:

100% - 91% выполнения или 21-19 баллов – 5, 

90% - 75%  выполнения или 18-16 баллов – 4,

74% - 51%  выполнения – 15-10 баллов – 3,

50% - 30% выполнения – 9-6 баллов – 2,

29% - 1%  выполнения – 5-1 балл – 1.

10. Методика использования презентации

Просмотрите презентацию в полноэкранном режиме.  Верные ответы в части 1 появляются по щелчку мыши после демонстрации слайда. Ответы второго варианта появляются после первого. Верные ответы на задания второй части выводятся по второму щелчку мыши, т.к. после первого исчезают исходные вопросы. В третьей части по первому щелчку мыши появляется цифра в первом столбце таблицы, по второму – во втором и т.д.

Тестовая работа для проверки знаний учащихся 6 класса

по теме «Питание и пищеварение»

1 Вариант

Часть 1. Обведите одну букву, под которой на ваш взгляд находится верный ответ.  

1. Органом почвенного питания растений является:

а) корень

б) лист

в) стебель

г) цветок

2. При почвенном питании растений происходит поглощение из почвы:

а) белков

б) жиров

в) углеводов

г) воды и растворённых в ней минеральных веществ

3. В основе воздушного питания растений лежит процесс:

а) дыхания

б) поглощения воды

в) фотосинтеза

г) выделения солей на поверхности листьев

4. Что происходит в ходе фотосинтеза в зелёных частях растений?

а) поглощается кислород и выделяется углекислый газ,

б) солнечная энергия преобразуется в химическую,

в) впитывается вода и минеральные соли

г) образуются неорганические вещества.


Часть 2. Закончите предложение.

1. Процесс получения организмами веществ и энергии называется ...

2. Животных, питающихся растительной пищей, называют ...

3. Хищниками бывают не только животные, но и ...

4. За счёт других организмов, не отдавая ничего взамен, живут ...


Часть 3. Задания на соответствие.

1. Соотнесите названия животных с типами их питания. Запишите в таблице под каждой буквой цифру, называющую группу, к которой относится животное.

А. Гиена

Б. Заяц

В. Волк
Г. Лось

Д. Лиса

Е. Блоха

1. Хищники

2. Растительноядные

3. Трупоеды

4. Паразиты

А

Б

В

Г

Д

Е







2. Расположите в правильном порядке части пищеварительной системы собаки, запишите в таблице нужные буквы.

А. Желудок

Б. Глотка

В. Кишечник

Г. Ротовая полость

Д. Анальное отверстие

Е. Пищевод

Ж. Печень

 

1

2

3

4

5

6

7









Тестовая работа для проверки знаний учащихся 6 класса

по теме «Питание и пищеварение»

2 Вариант

​​​​​​​


Тест "Питание и пищеварение" 6 класс
DOC / 123.5 Кб

Приложение. Тест "Питание и пищеварение". Проверка
PPT / 6.12 Мб

/data/files/k1574570547.ppt (Приложение. Тест "Питание и пищеварение". Проверка)Часть 1. Обведите одну букву, под которой на ваш взгляд находится верный ответ. 

1. Органом воздушного питания растений является:

а) корень

б) цветок

в) плод

г) лист

2. При воздушном питании растений происходит поглощение из воздуха:

а) углекислого газа

б) жиров

в) углеводов

г) белков

3. В основе почвенного питания растений лежит процесс:

а) дыхания

б) поглощения воды и минеральных веществ

в) фотосинтеза

г) выделения солей на поверхности листьев

4. Солнечная энергия преобразуется в химическую в листьях растений в ходе процесса, который называется:

а) дыхание

б) рост и развитие

в) фотосинтез

г) выделение

Часть 2. Закончите предложение.

1. Процессы механической и химической переработки пищи в организме называются ...

2. Животных, питающихся умерщвляемыми ими организмами, называют ...

3. Растительноядные – это живые организмы, которые питаются ...

4. Организмы, живущие совместно и приносящие друг другу пользу  ...

Часть 3. Задания на соответствие.

1. Соотнесите названия животных с типами их питания.

А. Ворона

Б. Рысь

В. Аскарида
Г. Белка

Д. Бобр

Е. Бычий цепень

1. Хищники

2. Растительноядные

3. Трупоеды

4. Паразиты

А

Б

В

Г

Д

Е







2.  Расположите в правильном порядке части пищеварительной системы дождевого червя

А. Желудок

Б. Глотка

В. Кишечник

Г. Рот

Д. Анальное отверстие

Е. Пищевод

Ж. Зоб


 

1

2

3

4

5

6

7
















Ответы 

Часть 1.

1 Вариант

2 Вариант

1

а

1

г

2

г

2

а

3

в

3

б

4

б

4

в

Часть 2.

1

питание

1

пищеварение

2

растительноядные

2

хищники

3

растения

3

растениями

4

паразиты

4

симбионты

Часть 3.

1 Вариант

А

Б

В

Г

Д

Е

3

2

1

2

1

4


1

2

3

4

5

6

7

Г

Б

Е

А

В

Ж

Д

2 Вариант

А

Б

В

Г

Д

Е

3

1

4

2

2

4


1

2

3

4

5

6

7

Г

Б

Е

Ж

А

В

Д















Литература и источники

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования  [Электронный ресурс]. - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - https://fgos.ru/
  3. Биология. 5—9 классы : рабочая программа к линии УМК «Живой организм» : учебно-методическое пособие / В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. — М. : Дрофа, 2017. — 46 с.
  4. Биология. Живой организм. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.И. Сонин, В.И. Сонина.  – 7-ое изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2019 – 158 с.
  5. Черненко В.В., Котенкова Н.А., Лобанова И.В. Пряженникова О.А. О механизме возникновения систематической погрешности при тестировании уровня интеллектуальных способностей // Мат. Всерос. НТК посвященной 300-летию военного, военно-морского и высшего профессионального образования в России. Т.1. Военно-исторические, военно-педагогические, гуманитарные и социально-экономические вопросы. ТОВМИ им С.О. Макарова. - Владивосток, 2000. - С. 156-158.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 24.11.19 в 08:58 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный и качественный ресурс! В данной разработке каждый педагог найдёт "изюминку" для своей профессиональной деятельности!

Отредактировано 24-11-2019 08:59

Иванова Светлана Валерьевна, 25.11.19 в 19:36 0Ответить Пожаловаться
Очень признательна за позитивный отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.