12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Огурцова Ирина Геннадьевна35

Тема урока: «Питание и пищеварение»

Класс: 8

УМК: Биология. Человек. Учебник для 8 класса.  Колесов Д.В. и др. учебник входит в УМК по биологии Пасечника В.В.

Цель: Сформулировать понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «питание», «пищеварение», «ферменты», «энергетический обмен», «пластический обмен», «балластные вещества», определить потребности человека в питательных веществах, изучить механизм процесса пищеварения.

Задачи:

Образовательная: Раскрыть особенности состава и происхождения пищи, потребляемой человеком, и ее значении, показать роль питательных веществ в организме, роль ферментов в пищеварении.

Развивающая: создать условия для формирования умения анализировать различные подходы в решении одного и того же вопроса, познавательного интереса, интеллектуальных и экспериментальных умений и навыков.

Воспитательная: воспитание ценности здорового питания в жизни человека.

Тип урока: открытия новых знаний.

Методы и приемы: практический, проблемный, словесный, наглядный, репродуктивный, ИКТ.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах

Оборудование: компьютер, презентация.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: обучающиеся изучают особенности питания; учатся определять значение питания в жизни человека; получают понятие “фермент”, роль ферментов в питании;

Метапредметные: обучающиеся осваивают основы исследовательской деятельности; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать ее.

Личностные: обучающиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению пищеварения; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к процессу пищеварения, происходит осознание необходимости правильного питания.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент урока.

настроить учащихся на работу на уроке; приветствие; создание благоприятного эмоционально-психологического климата.

Приветствуют учителя; готовятся к уроку.

2. Мотивация

3. Актуализация знаний.

Организовать и указать направление познавательной деятельности обучающихся; подготовить их к усвоению нового материала; сформулировать образовательную цель и задачи урока; сообщение темы изучения нового материала, мотивация к его изучению; создание ситуации успеха; постановка проблемного вопроса, ключевые слова: «пищеварение» и «ферменты», «система органов» «энергетический обмен», «пластический обмен», «балластные вещества».

Цель: определение исходного уровня знаний по теме «Питание и пищеварение».

Ответьте на вопросы:

1.Что такое питательные вещества? Какие вы знаете питательные вещества?

2.Откуда эти вещества берут растения?

3. Откуда их получают животные?

4. Зачем живые организмы питаются?

Учитель: Ребята, давайте попробуем дать определение процесса пищеварения.

Как вы понимаете выражение: «Пища – источник энергии и строительного материала».

А сейчас мы с вами послушаем ваших одноклассников, которые подготовили для вас очень интересные сведения о некоторых питательных веществах.

Отвечают на вопросы учителя. Стараются сформулировать цель урока.

В словарь в тетради записывают термины «пищеварение», «система органов» и «ферменты», «энергетический обмен», «пластический обмен», «балластные вещества».

Коммуникативные: обучающиеся выражают в ответах свои мысли, обсуждают с учителем и одноклассниками ответы.

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Проблемный вопрос: «Зачем пища должна перевариваться? Почему она не может сразу усваиваться организмом?

Учитель предлагает:

изучить самостоятельно материал по учебнику (работа в парах):

1.Роль пищи в жизни человека

2.Состав и свойства пищевых продуктов

3. Питательные вещества

4.Значение белков, жиров и углеводов для человека

2. Работа с терминами, запись определений в словарь.

3.Фронтальная беседа по вопросам:

- Почему пища должна быть разнообразной?

- Для чего необходимы белки?

- Какие продукты содержит больше всего белков?

-Какую функцию выполняют углеводы и жиры?

-Какие группы пищи по происхождению выделяют?

- Какие вы знаете органы пищеварения?

- А пищеварительные железы?

- Что такое ферменты? Как они работают?

1.Изучение текста учебника с.194-195, использование инсерта (по ходу прочтения обозначение текста значками ) («√» - уже знал, «+» новое, «-» думал иначе, «?» не понял ) проверка работы с учебником.

2.Обучающиеся записывают определения в тетрадь.

3.Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: учащиеся получают новые знания о питании, ферментах и условиях их работы.

Коммуникативные: выражают в ответах свои мысли, обсуждают с учителем и обучающимися класса свои ответы, задают свои вопросы для обсуждения.

5. Первичная проверка понимания.

Работа по цепочке: « Ты мне - я тебе» (дети задают друг другу интересующие их вопросы по теме занятия)

Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: опора на жизненный опыт.

Познавательные: усвоение новых знаний о процессах, происходящих в организме человека.

6. Закрепление знаний и способов действий.

1. Пишем в тетрадях список продуктов питания и питательных веществ: мороженое, апельсин, жирные кислоты, нуклеиновые кислоты, сок, углеводы, пикша, растительное масло, белки, глицерин, картофель, мясо, минеральные соли, сосиски, аминокислоты, вода, сыр, жиры.

I вариант – подчеркните питательные вещества;

II вариант – подчеркните пищевые продукты.

Регуляторные: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; установление соответствия.

Личностные: опора на жизненный опыт.

7. Обобщение и систематизация знаний

Установите правильную последовательность прохождения пищевого комка по пищеварительному тракту:

А) пищевод

Б) ротовая полость

В) желудок

Г) глотка

Д) тонкая кишка

Е) двенадцатиперстная кишка

Ж) толстая кишка

 

Работа в парах

Коммуникативные: обучающиеся выражают в ответах свои мысли, обсуждают друг с другом ответы.

прогнозирование; установление порядка действия.

Личностные: опора на жизненный опыт

8. Контроль и самопроверка знаний

Выполните тест и сделайте самопроверку

Вопрос № 1. Пищеварение - это процесс:

механической обработки пищи

химического расщепления питательных веществ

механической обработки пищи и химического расщепления веществ

Вопрос № 2.  Пища - это источник:

органических веществ

воды

минеральных солей

 кислорода

энергии

Вопрос № 3. Ферменты - это органические вещества, обеспечивающие:

движение веществ

механическую обработку пищи

ускорение химических реакций

Вопрос № 4. Белки расщепляются

до аминокислот

до глицерина и жирных кислот

до углекислого газа и воды

Вопрос № 5. Продуктами распада жиров являются:

моносахара

глицерин и жирные кислоты

аминокислоты

Вопрос №6. Питательные вещества выполняют функции:

строительную

энергетическую

двигательную

транспортную

Ответы:

1. 3

2. 5

3. 3

4. 1

5. 2

6. 1, 2
Критерии оценивания:

1-2 балла – «2»,

3 балла – «3»,

4 балла оценка – «4»,

5-7 баллов – « 5».

Учащиеся выполняют тест и проводят самопроверку

9. Подведение итогов занятий

Существуют три основных правила питания ( по Бирхеру- Беннеру – врача, автора теории и практики естественного питания):

есть медленно и тщательно пережевывая пищу;

принимать пищу только три раза в сутки;

прекращать еду до наступления чувства полного насыщения.

Какие ещё правила с вашей точки зрения необходимо внести в этот список?

- Зачем нужен режим питания?

- Что такое разнообразное питание?

- Какое питание назовем полноценным?

- Зачем нужны правила личной гигиены?

- Какова роль удовольствия от приёма пищи?

Познавательные: систематизация знаний.

Коммуникативные: использование речи для получения и передачи информации, умение слушать; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Ребята высказывают своё мнение и предлагают правила здорового питания.

10. Рефлексия.

Если урок детям понравился, то они рисуют веселый смайлик, если нет – грустный, также проводят самооценку своей деятельности.

Осмысление собственной деятельности на уроке, ее эффективности.

11. Домашнее задание.

& 30

Творческое задание

Как доказать, что в продуктах питания содержатся крахмал, жир, вода, белки ?

Записывают домашнее задание

Сообщения (дети приготовили свои сообщения с использованием ресурсов интернета).

Арина о роли белков, Денис о значении жиров, Дмитрий об углеводах.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Дедушка ГуРу, 02.04.18 в 12:06 0Ответить Пожаловаться
Вы указали "Оборудование: презентация.", но презентацию я не нашел. Да и в в самой разработке я не встретил упоминание о работе с презентацией. Поэтому уточните нужна она, или нет. Так же возможно Вы используете раздаточные материалы. если нет, то оценить можно, но в разделе "Техническое оснащение урока" будет ...
Дедушка ГуРу, 03.04.18 в 14:09 0Ответить Пожаловаться
Попробую оценить работу так как есть. Если будут дополнения, напишите. Я пересмотрю свою оценку.
Медведева Татьяна Александровна, 04.04.18 в 14:26 0Ответить Пожаловаться
Елена Геннадьевна, структура и сам урок понравился, но... вот выдержка из требований к оценке конкурсной работы: "Если вы заметили, что в конкурсной работе упоминаются файлы для скачивания (например презентация или аудио-файлы), но при этом сами файлы отсутствуют или вам не удается их загрузить, вы можете нажать на эту кнопку. Работа уйдет на дополнительную проверку модератору. При этом вам придется отложить оценку этой работы до устранения проблемы."
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.