Разработка урока по теме «Питание и пищеварение» (Биология, 8 класс)
Тема урока: «Питание и пищеварение»
Класс: 8
УМК: Биология. Человек. Учебник для 8 класса. Колесов Д.В. и др. учебник входит в УМК по биологии Пасечника В.В.Цель: Сформулировать понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», «питание», «пищеварение», «ферменты», «энергетический обмен», «пластический обмен», «балластные вещества», определить потребности человека в питательных веществах, изучить механизм процесса пищеварения.
Задачи:
Образовательная: Раскрыть особенности состава и происхождения пищи, потребляемой человеком, и ее значении, показать роль питательных веществ в организме, роль ферментов в пищеварении.
Развивающая: создать условия для формирования умения анализировать различные подходы в решении одного и того же вопроса, познавательного интереса, интеллектуальных и экспериментальных умений и навыков.
Воспитательная: воспитание ценности здорового питания в жизни человека.
Тип урока: открытия новых знаний.
Методы и приемы: практический, проблемный, словесный, наглядный, репродуктивный, ИКТ.
Формы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах
Оборудование: компьютер, презентация.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: обучающиеся изучают особенности питания; учатся определять значение питания в жизни человека; получают понятие “фермент”, роль ферментов в питании;
Метапредметные: обучающиеся осваивают основы исследовательской деятельности; учатся фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации, находить информацию о процессах жизнедеятельности в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать ее.
Личностные: обучающиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению пищеварения; у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к процессу пищеварения, происходит осознание необходимости правильного питания.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент урока. |
настроить учащихся на работу на уроке; приветствие; создание благоприятного эмоционально-психологического климата. |
Приветствуют учителя; готовятся к уроку. |
2. Мотивация 3. Актуализация знаний. |
Организовать и указать направление познавательной деятельности обучающихся; подготовить их к усвоению нового материала; сформулировать образовательную цель и задачи урока; сообщение темы изучения нового материала, мотивация к его изучению; создание ситуации успеха; постановка проблемного вопроса, ключевые слова: «пищеварение» и «ферменты», «система органов» «энергетический обмен», «пластический обмен», «балластные вещества». Цель: определение исходного уровня знаний по теме «Питание и пищеварение». Ответьте на вопросы: 1.Что такое питательные вещества? Какие вы знаете питательные вещества? 2.Откуда эти вещества берут растения? 3. Откуда их получают животные? 4. Зачем живые организмы питаются? Учитель: Ребята, давайте попробуем дать определение процесса пищеварения. Как вы понимаете выражение: «Пища – источник энергии и строительного материала». А сейчас мы с вами послушаем ваших одноклассников, которые подготовили для вас очень интересные сведения о некоторых питательных веществах. |
Отвечают на вопросы учителя. Стараются сформулировать цель урока. В словарь в тетради записывают термины «пищеварение», «система органов» и «ферменты», «энергетический обмен», «пластический обмен», «балластные вещества». Коммуникативные: обучающиеся выражают в ответах свои мысли, обсуждают с учителем и одноклассниками ответы. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий |
Проблемный вопрос: «Зачем пища должна перевариваться? Почему она не может сразу усваиваться организмом? Учитель предлагает: изучить самостоятельно материал по учебнику (работа в парах): 1.Роль пищи в жизни человека 2.Состав и свойства пищевых продуктов 3. Питательные вещества 4.Значение белков, жиров и углеводов для человека 2. Работа с терминами, запись определений в словарь. 3.Фронтальная беседа по вопросам: - Почему пища должна быть разнообразной? - Для чего необходимы белки? - Какие продукты содержит больше всего белков? -Какую функцию выполняют углеводы и жиры? -Какие группы пищи по происхождению выделяют? - Какие вы знаете органы пищеварения? - А пищеварительные железы? - Что такое ферменты? Как они работают? |
1.Изучение текста учебника с.194-195, использование инсерта (по ходу прочтения обозначение текста значками ) («√» - уже знал, «+» новое, «-» думал иначе, «?» не понял ) проверка работы с учебником. 2.Обучающиеся записывают определения в тетрадь. 3.Отвечают на вопросы учителя. Познавательные: учащиеся получают новые знания о питании, ферментах и условиях их работы. Коммуникативные: выражают в ответах свои мысли, обсуждают с учителем и обучающимися класса свои ответы, задают свои вопросы для обсуждения. |
5. Первичная проверка понимания. |
Работа по цепочке: « Ты мне - я тебе» (дети задают друг другу интересующие их вопросы по теме занятия) |
Коммуникативные: использование языка речи для получения и передачи информации, умение слушать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные: опора на жизненный опыт. Познавательные: усвоение новых знаний о процессах, происходящих в организме человека. |
6. Закрепление знаний и способов действий. |
1. Пишем в тетрадях список продуктов питания и питательных веществ: мороженое, апельсин, жирные кислоты, нуклеиновые кислоты, сок, углеводы, пикша, растительное масло, белки, глицерин, картофель, мясо, минеральные соли, сосиски, аминокислоты, вода, сыр, жиры. I вариант – подчеркните питательные вещества; II вариант – подчеркните пищевые продукты. |
Регуляторные: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; установление соответствия. Личностные: опора на жизненный опыт. |
7. Обобщение и систематизация знаний |
Установите правильную последовательность прохождения пищевого комка по пищеварительному тракту: А) пищевод Б) ротовая полость В) желудок Г) глотка Д) тонкая кишка Е) двенадцатиперстная кишка Ж) толстая кишка
|
Работа в парах Коммуникативные: обучающиеся выражают в ответах свои мысли, обсуждают друг с другом ответы. прогнозирование; установление порядка действия. Личностные: опора на жизненный опыт |
8. Контроль и самопроверка знаний |
Выполните тест и сделайте самопроверку Вопрос № 1. Пищеварение - это процесс: механической обработки пищи химического расщепления питательных веществ механической обработки пищи и химического расщепления веществ Вопрос № 2. Пища - это источник: органических веществ воды минеральных солей кислорода энергии Вопрос № 3. Ферменты - это органические вещества, обеспечивающие: движение веществ механическую обработку пищи ускорение химических реакций Вопрос № 4. Белки расщепляются до аминокислот до глицерина и жирных кислот до углекислого газа и воды Вопрос № 5. Продуктами распада жиров являются: моносахара глицерин и жирные кислоты аминокислоты Вопрос №6. Питательные вещества выполняют функции: строительную энергетическую двигательную транспортную Ответы: 1. 3 2. 5 3. 3 4. 1 5. 2 6. 1, 2 1-2 балла – «2», 3 балла – «3», 4 балла оценка – «4», 5-7 баллов – « 5». |
Учащиеся выполняют тест и проводят самопроверку |
9. Подведение итогов занятий |
Существуют три основных правила питания ( по Бирхеру- Беннеру – врача, автора теории и практики естественного питания): есть медленно и тщательно пережевывая пищу; принимать пищу только три раза в сутки; прекращать еду до наступления чувства полного насыщения. Какие ещё правила с вашей точки зрения необходимо внести в этот список? - Зачем нужен режим питания? - Что такое разнообразное питание? - Какое питание назовем полноценным? - Зачем нужны правила личной гигиены? - Какова роль удовольствия от приёма пищи? |
Познавательные: систематизация знаний. Коммуникативные: использование речи для получения и передачи информации, умение слушать; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Ребята высказывают своё мнение и предлагают правила здорового питания. |
10. Рефлексия. |
Если урок детям понравился, то они рисуют веселый смайлик, если нет – грустный, также проводят самооценку своей деятельности. |
Осмысление собственной деятельности на уроке, ее эффективности. |
11. Домашнее задание. |
& 30 Творческое задание Как доказать, что в продуктах питания содержатся крахмал, жир, вода, белки ? |
Записывают домашнее задание |
Сообщения (дети приготовили свои сообщения с использованием ресурсов интернета).
Арина о роли белков, Денис о значении жиров, Дмитрий об углеводах.
Дедушка ГуРу
Дедушка ГуРу
Медведева Татьяна Александровна